«Сегодня в ряде азиатских стран предприятия Татарстана открыли центры по тестированию и подготовке кадров. Мы ездили туда с представителями министерства образования и министерства труда, посетили несколько городов — Навои, Бухару, Ташкент, Самарканд. Сегодня нам надо законодательно помочь кадровым центрам наших предприятий», — говорит о роли мигрантов для промышленности Татарстана вице-премьер РТ – министр промышленности и торговли республики Олег Коробченко. Во второй части интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он также рассказывает, чем занимается в РТ Томаш Навратил, как новые проекты КАМАЗа «переехали» в Москву и что мешает нашим заводам наладить массовое производство станков.
Олег Коробченко: «В данный момент в обрабатывающей промышленности не хватает 10 тысяч человек, а в ближайшие пять лет под запланированные мощности потребуется порядка 55 тысяч»
«Мы прорабатываем варианты, как привлечь этих людей на заводы»
— «Олег Владимирович, насколько сегодняшняя ситуация с нехваткой кадров может отразиться на промышленности республики и выполнении госзаказа?» (Динар)
— На заседании совета директоров одной из татарстанских компаний выступил Томаш Навратил, недавно получивший российское гражданство, и он сказал, что в России огромное количество работников, но нужно посмотреть, где они задействованы. Напомню, в свое время Навратил помог КАМАЗу оптимизировать производство. И нам сегодня нужно повышать производительность труда на 20–30 процентов, чтобы ту же работу выполняло меньшее количество сотрудников и каждый приносил максимальную пользу. Сейчас Томаш Навратил работает над повышением производительности на предприятиях ОПК, расположенных на нашей территории.
Коробченко Олег Владимирович родился 12 мая 1977 года в городе Жодино Белоруской ССР. Окончил Институт экономики, управления и права, специальность «Финансы и кредит» (2011), Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, доктор делового администрирования (2015).
В 1997 году — охранник ТОО «Ремт-Сервис».
1997–1998 — бухгалтер ООО «Очкын».
1998–2001 — бухгалтер ООО «Ремт-Сервис А».
2001–2004 — коммерческий директор ООО «РемСервис».
2004–2022 — генеральный директор ООО «Кориб».
2019–2022 — депутат Государственного совета РТ VI созыва.
С 30 мая 2022 года — и. о. заместителя премьер-министра РТ – министр промышленности и торговли РТ
С 15 июня 2022 года — заместитель премьер-министра РТ — министр промышленности и торговли РТ.
В данный момент в обрабатывающей промышленности не хватает 10 тысяч человек, а в ближайшие пять лет под запланированные мощности потребуется порядка 55 тысяч. Где их взять? Тоже есть решение. У нас огромные резервы кадров в сфере услуг: курьеры, работники складов маркетплейсов и так далее. Там проще работать, но их можно переманить на производство. Один человек в промышленности приносит минимум 10 миллионов рублей, с которых платится налогов почти миллион. А один человек в сфере услуг приносит государству почти ноль.
«В свое время Навратил помог КАМАЗу оптимизировать производство»
— Но при этом зарплату имеет выше, чем на производстве…
— Конечно, эти деньги он тратит, создает товарооборот, но при этом не создает добавочную стоимость, не производит продукцию, которая нужна государству. Мы прорабатываем варианты, как привлечь этих людей на заводы.
— Например, как?
— Не секрет, что молодежь сегодня находится в ипотечной кабале, все закредитованы. Понятно, что им нужно минимум 80 тысяч рублей зарабатывать, чтобы оплачивать кредитные обязательства. Вот если бы наши предприятия создали свои небольшие строительные компании, чтобы для молодых специалистов построить общежития, а через пять лет предоставить им служебное жилье, за которое человек должен отработать на предприятии лет 10–20.
— Это ваше благое пожелание или вопрос уже близок к реализации?
— Мы уже начали это делать! Это выгодно каждому предприятию. Например, КАМАЗу нужны дополнительно 5 тысяч человек, и тогда завод сможет производить на 10 тысяч автомобилей больше.
«ГЖФ построил два арендных дома, строится еще четыре. Итого 6 домов КАМАЗ арендует у государства и раздаст квартиры своим сотрудникам»
«Человек, который первые свои деньги получил на производстве, вряд ли уйдет в другое направление»
— Так почему КАМАЗ не строит дома для своих специалистов?
— Уже начали строить! ГЖФ построил два арендных дома, строится еще четыре. Итого 6 домов КАМАЗ арендует у государства и раздаст квартиры своим сотрудникам. Кроме того, он привел все свои общежития в идеальное состояние, чтобы предоставить молодым кадрам и иногородним специалистам. КАМАЗ первым понял, что для привлечения кадров надо дать им бесплатное жилье.
— А какая зарплата на КАМАЗе?
— Средняя по предприятию — порядка 70 тысяч рублей. Это достойная зарплата, но вокруг КАМАЗа много компаний, которые платят гораздо больше. Поэтому завод вынужден давать жилье, как это было в советское время, когда строили автогигант на Каме. Сегодня надо сделать то же самое. Во многих регионах есть кадры, которые можно привлечь на наши заводы бесплатным жильем!
— Но молодежь живет в моменте, ей надо здесь и сейчас!
— Вот как я стал машиностроителем, хотя учился на финансиста? Первые деньги, будучи студентом второго курса, я заработал на машиностроительном предприятии — был ночным охранником. Ремонтники-слесари попросили меня ночью двигатели «КАМАЗов» разбирать — готовить к ремонту. И вкус первых денег я почувствовал через железо! В другую отрасль я уже не захотел. Человек, который первые свои деньги получил на производстве, вряд ли уйдет в другое направление.
В этом учебном году в республике порядка 45 тысяч девятиклассников, а к 2030 году учеников 9-го класса будет около 60 тысяч. Из них более половины уйдут из школы — в колледжи, профтехучилища. Но местами в этих учебных заведениях будут обеспечены только 30 процентов выпускников школ. Почему бы 16-летним не дать возможность зарабатывать на наших заводах, чтобы они получали дуальное образование? Ребята в этом возрасте уже хотят быть самостоятельными!
— Дуальное обучение уже практикуется в Татарстане на каких-то предприятиях?
— Да, такие примеры есть. Ребята днем работают на заводе, а вечером учатся. Конечно, рабочее место должно соответствовать требованиям безопасности, а работа засчитываться как производственная практика. 16-летние очень эффективны как работники, к 18 годам некоторые из них уже становятся начальниками цехов.
Помню, я был командирован своим предприятием в Ярославль, где провел акт сверки и нашел заказы на 20 миллионов рублей. Я был просто окрылен этим! Это тот период, когда человек хочет созидать, идти вперед. И мы должны молодому поколению давать эту возможность.
«Если человек едет из Средней Азии в Россию и хочет работать, допустим, сварщиком на КАМАЗе, то должен заключить договор с предприятием, и оно оплачивает ему дорогу до Набережных Челнов и обратно — в том случае, когда условия мигранту не понравились»
«Нужен закон о работе 16-летних»
— Сколько предприятий, на которых трудятся учащиеся колледжей?
— Минимум 10. Мы собрали все наши крупные предприятия, которым требуются кадры, и объяснили ситуацию с дуальным обучением. Сейчас начинаем прорабатывать вопрос общежитий и техникумов. Многие предприятия по программе ПИШ (передовая инженерная школа — прим. ред.) начинают работать даже со школами — поддерживают профильные классы.
— 10 предприятий — это же мало, если учесть, что кадры нужны всем. Что мешает внедрению дуального обучения?
— Когда мы выходим на Госдуму и говорим, что нужен закон о работе 16-летних, нам отвечают: «Вы что, хотите, чтобы дети работали на вредных производствах?!»
— В Госсовете РТ этот закон тоже не прошел.
— Нигде он не прошел! Все настолько детей оберегают, что тем самым только вред им наносят. Я за то, чтобы навыкам физического труда начинали обучать в школе, чтобы дети сами убирались в классе, чистили пришкольные территории от снега, как это было в советское время. Когда я учился в школе, мы постоянно и в турпоходы ходили, а сегодня детей боятся выпустить во двор.
«Предприятия ОПК, например, не могут использовать мигрантов в качестве работников»
«Предприятие должно нести ответственность за иностранного специалиста»
— Нам стало известно, что минпромторг РТ направил письмо бизнесу, в котором предлагалось обсудить идею запрета брать на работу мигрантов в 18 сферах, среди которых такси, общепит, гостиничный бизнес, автобусные перевозки. Вы получили обратную связь? Принято ли окончательное решение?
— Мы проработали вопрос с огромным количеством промышленных предприятий. Предприятия ОПК, например, не могут использовать мигрантов в качестве работников. На других производствах мигранты работают, например на КАМАЗе.
Если есть недостатки в чем-то, считаю, не надо это сразу запрещать, просто требуется наладить, систематизировать, чтобы оно приносило пользу. Мигранты нужны, без них сложно справиться с объемами работы. Они же приехали на заработки и готовы работать по 12 часов в сутки! Сегодня в ряде азиатских стран предприятия Татарстана открыли центры по тестированию и подготовке кадров. Мы ездили туда с представителями министерства образования и министерства труда, посетили несколько городов — Навои, Бухару, Ташкент, Самарканд.
Сегодня нам надо законодательно помочь кадровым центрам наших предприятий. Если человек едет из Средней Азии в Россию и хочет работать, допустим, сварщиком на КАМАЗе, то должен заключить договор с предприятием, и оно оплачивает ему дорогу до Набережных Челнов и обратно — в том случае, когда условия мигранту не понравились. Вот этот алгоритм нужно закрепить законодательно. Предприятие должно нести ответственность за иностранного специалиста — если он не закрепился на заводе, то надо отправить его домой, чтобы он не болтался по стране!
— Эта законодательная инициатива как-то оформлена, куда-то направлена?
— Сейчас она уже рассматривается в Госдуме, и все мечтают, чтобы она прошла. Все мы за то, чтобы иностранный работник приехал работать на конкретное предприятие, а не просто в нашу страну.
— Смогут ли выжить предприятия сферы услуг в случае запрета использования мигрантов? Водителями автобусов, горничными, уборщицами местные жители, как правило, не хотят работать.
— К нам пришел запрос из силовых структур, и мы готовили справку для руководства республики. Но сфера услуг и транспорт нас не касаются, мы отвечаем только за промышленные предприятия. Предлагается систематизировать работу с мигрантами — четко узаконить и ужесточить.
«Предлагается систематизировать работу с мигрантами — четко узаконить и ужесточить»
— Что вы думаете об идее привлекать работников из стран Африки и других небогатых государств на работу в РТ? Как считаете, опыт ОЭЗ «Алабуга» по «завозу негритянок» хорошо себя зарекомендовал, будет ли он тиражироваться?
— Это решение директора ОЭЗ, и он работает в рамках законодательства. Женщины работают вполне эффективно. Что касается тиражирования этого опыта на промышленных предприятиях, то я пока не слышал о таком желании.
«В Советском Союзе вокруг одного глобального предприятия была целая микрожизнь»
— Разделяете ли вы мнение о том, что крупные предприятия должны бороться за кадры, не просто повышая зарплату или ремонтируя корпуса, а более глобально — напрямую вкладываться в городскую инфраструктуру, благоустройство, — чтобы промышленные города стали привлекательнее для работников, чтобы молодежь не хотела из них уезжать?
— Когда город преображается, становится комфортным для жизни, люди хотят в нем жить и работать. Но, к сожалению, молодежь все равно мечтает покинуть «гнездо», потому что ей интересно, что там, за пределами родного города, района. Поэтому полезно было бы десятиклассникам устраивать туры по регионам, чтобы они могли сравнить.
— Причем надо возить в самые депрессивные регионы, чтобы показать, что за пределами Татарстана жизни нет… Наверное, не каждый руководитель предприятия готов и налоги платить, и благоустройством заниматься?
— Директорам предприятий мы не указываем, что нужно что-то создавать, а рассказываем, например, как Василий у себя клумбу посадил, Ибрагим брусчатку положил, другой взял детский сад на попечение и готовит себе кадры с малых лет. И в них просыпается соревновательный дух. В Советском Союзе вокруг одного глобального предприятия была целая микрожизнь, начиная с детсадов, школ, техникума, больницы, пансионатов и санаториев. Были и свои строительные организации, которые возводили бесплатное жилье.
В Лаишевском районе есть село Усады, в 30 минутах от Казани. Там, например, можно сделать хороший микрорайон с общежитиями, домами, учреждениями культуры, банным комплексом и прочим. Наши крупные предприятия готовы начать строить свое жилье, но в центре города уже все застроено. А ехать до Усад всего полчаса, людей можно на электричке возить.
«КАМАЗ вывел новую линейку К5, заново освоил свыше 2 тысяч деталей и комплектующих, улучшив при этом качество автомобиля»
«На этот год план в 45 тысяч «КАМАЗов», а необходимо выпускать хотя бы 60 тысяч»
— «В продолжение разговора о КАМАЗе. С чем связано снижение объемов производства грузовых автомобилей с начала этого года по сравнению с аналогичным периодом 2023-го?» (Динар)
— Закамские автомобилестроители — одни из лидеров по импортозамещению. КАМАЗ вывел новую линейку К5 (тягач линейки пятого поколения), заново освоил свыше 2 тысяч деталей и комплектующих, улучшив при этом качество автомобилей.
Если посмотреть итоги 9 месяцев, то, например, по КАМАЗу снижения нет. У него выпущено на 1 тысячу тяжелых грузовиков меньше, чем в прошлом году, зато выросло производство среднетоннажных автомобилей «КАМАЗ Компас» почти на 2 тысячи. Кроме того, среди основной продукции автогиганта преобладают полноприводные машины, которые более сложные и трудоемкие в сборке.
— Производство гражданского автопрома, наверное, снизилось из-за оборонзаказа? Но, не наращивая производство грузовых автомобилей, не упускает ли КАМАЗ этот рынок, на который активно заходят китайцы?
— Ситуация тяжелая, но контролируемая. Вообще, китайский автопром выстроен так, что их автомобили сложно подлежат ремонту. Во-первых, огромный ассортимент машин (порядка 10 номенклатур) в небольшом объеме обеспечен запасными частями, и глубокий ремонт у них не предусмотрен. Если у КАМАЗа по истечении 8 лет можно провести капремонт и дальше эксплуатировать, то китайский автомобиль на это не рассчитан: отработал 4–5 лет — утилизируешь и покупаешь новый. В моменте он может быть чуть дешевле, но у нас есть аналитика по пяти самым популярным китайским автомобилям в сравнении с «КАМАЗом» — наши в некоторых показателях гораздо лучше.
Когда я работал в бизнесе, мы продвигали К4 — собрали обратную связь от потребителей, составили список из 75 минусов, которые в течение полугода с КАМАЗом отработали. Что-то меняли на конвейере, что-то сервисный центр должен был доделать перед продажей, но получился другой автомобиль. После этого вышел «КАМАЗ-5490 NEO» и NEO 2. Это был суперконкурентоспособный автомобиль. Для К5 нужно провести такую же адаптацию для рынка, серию испытаний с участием потребителей, внести изменения, и рынок получит автомобиль еще лучше. КАМАЗ в рамках научно-технического центра сам проводит эти изменения.
— То есть причина того, что не растут продажи К5, в том, что они для рынка не подходят?
— Китай дает предложение из огромного ассортимента машин и техники. Кроме того, КНР компенсирует своим автопроизводителям пошлинные барьеры. Россия в год потребляет 150 тысяч новых автомобилей, в то время как один китайский завод, наверное, производит столько машин в месяц.
— Настораживает тот факт, что КАМАЗ свои новые крупные проекты стал реализовывать в Москве — автомобиль «Москвич», электрокар «Атом». Во-первых, и бюджет РТ, наверное, теряет в налогах, во-вторых, не стоит ли нам ждать, что КАМАЗ и вовсе перенесет штаб-квартиру в Москву? Почему не в РТ тот же «Атом» собирать?
— Московская область создает много условий — бесплатное помещение, льготы, субсидии, там есть кадры.
— А что мешает Татарстану такие условия создать?
— В Набережных Челнах большая нехватка людей. На КАМАЗе минимум на 10 тысяч нужно увеличить производство автомобилей. На этот год план поставили в 45 тысяч «КАМАЗов», а необходимо уже выпускать хотя бы 60 тысяч. Если еще будет производство легковых автомобилей, то снизятся производственные ресурсы.
«Менделеевская водородная станция — перспективный проект, который должен реализоваться»
«Менделеевская водородная станция — перспективный проект, который должен реализоваться»
— Третий год «Татэнерго» не может договориться с минэнерго о переносе модернизации Заинской ГРЭС на Набережночелнинскую ТЭЦ. Есть ли подвижки на этот счет в связи с приходом нового федерального министра? Есть ли новости по проекту модернизации Заинской ГРЭС?
— Мы в принципе уже договорились о переносе на Набережночелнинскую ТЭЦ, одобрение получили. Этим летом, когда на юге страны произошли массовые отключения электричества, наше электричество было востребовано. Мы вышли на большую мощность по Заинской ГРЭС и почти все электричество продали. При этом в настоящее время нам экономически выгодно идти через новые конкурсные отборы отдельно по каждой станции.
— Но при этом Заинск не получает оплату за мощность из-за того, что выработал ресурс.
— В России сейчас сложно произвести газотурбинное оборудование, а завести импортное нам не дают. Наша задача — получить разрешение для ввоза по параллельному импорту для Заинской ГРЭС, возможно, из Ирана или Китая. Главное, чтобы минэнерго РФ дало нам добро и взяло эти расходы на ДПМ (договор о предоставлении мощностей — прим. ред.).
— «Росатом» окончательно выбрал Менделеевск для АЭТС? Когда он будет построен? Зачем это республике? Насколько это безопасно?
— Менделеевская водородная станция — перспективный проект, который должен реализоваться. Водородная станция, во-первых, безопасна. Во-вторых, перспектива водорода в стране очень высока. Строительство станции на территории республики позволит привлечь инвестиции в регион, создать новые рабочие места, будет способствовать развитию инфраструктуры и производственных мощностей Менделеевского района.
В процессе производства водорода будет использован природный газ. Для его поставки в том числе планируется реализовать проект по строительству газопровода Можга – Елабуга.
«Росатом», проанализировав несколько предложений по всей России, сделал выбор в пользу Менделеевска. Сейчас вопрос стоит о том, чтобы открыть финансирование. На сегодня в соответствии с поручениями президента страны Владимира Путина для «Росатома» наиболее приоритетными являются проекты по увеличению доли атома в энергобалансе России до 25 процентов. Однако наш проект интересен с точки зрения обеспечения технологического лидерства. И сейчас мы с «Росатомом» в процессе обсуждения по срокам реализации проекта строительства водородной станции в Менделеевском районе.
«Если бы в республике хотя бы один вид станка выпускали, было бы шикарно»
— Год назад в «БИЗНЕС Online» вы говорили о планах по станкостроению: «За 2023 год планируем отладить механизмы сборки 30 фрезерных станков с ЧПУ. План на следующий год — 150 станков с локализацией на 70 процентов, на 2025-й — 500 станков с локализацией на 90 процентов». Что из этих планов удалось реализовать?
— В республике есть несколько предприятий, которые занимаются производством каких-то узлов, агрегатов, из этого потом что-то комплектуют или производят небольшие станки. Мы их объединили: они начали нарабатывать компетенции, собрали несколько станков (пятикоординатные фрезерные) и поставили на наши предприятия — НПО «Радиоэлектроника имени Шимко» и на завод «Элекон».
Но есть небольшие препятствия, которые все еще мешают выходу на массовое производство. Наши предприятия до сих пор не могут достичь требуемого уровня процента локализации станка. Пока локализовали только 30 процентов, а надо 70. 70 процентов комплектующих завозим по параллельному импорту.
В то же время есть производители российского оборудования, вместе с которыми мы рассчитываем попасть под условия постановления правительства №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». Это наш инструмент защиты от иностранных производителей, в частности китайских.
Сейчас нужно провести НИОКР по производству станины и шпинделей. Тогда сможем спокойно поставлять наше оборудование на заводы ВПК и АПК. Здесь наши главные потребители — авиационщики, ВПО «Точмаш», КАМАЗ, Завод имени Серго и другие.
— Федеральная программа есть по станкостроению?
— Есть, и мы заявились на НИОКР. В России много где начинают рождаться станкостроители — в Пензе, Саратове, например. Если бы в республике мы хотя бы один вид станка выпускали, было бы шикарно. И мы начали — ООО «ТатПромСтан» производит пятикоординатный фрезерный станок.
«Через «БИЗНЕС Online» можно в одну секунду донести информацию до всех — до членов правительства, глав муниципалитетов, бизнесменов»
«Через «БИЗНЕС Online» можно в одну секунду донести информацию до всех»
— «БИЗНЕС Online» для вас какая газета?
— Существует два мнения: «БИЗНЕС Online» — хорошее издание и что оно плохое. Помните, в советском мультфильме енот прибегает к маме и говорит: «Мама, в пруду сидит какой-то страшный злодей и корчит рожи». Она ему отвечает: «А ты ему улыбнись и все наладится». Примерно то же самое можно сказать о сотрудничестве с «БИЗНЕС Online» тем, кто считает его плохим.
Я с вашим изданием с 2010 года. Еще когда был в бизнесе, работал с вами, потому что это всегда было эффективно. И знакомым рекомендовал. Например, один предприниматель занимался пошивом костюмов, но не знал, как заработать. Я посоветовал ему разместить рекламу у вас. После публикации у него пошли заказы.
Через «БИЗНЕС Online» можно в одну секунду донести информацию до всех — до членов правительства, глав муниципалитетов, бизнесменов. Поэтому читаем, сотрудничаем и остаемся друг другу полезными и интересными.
— Олег Владимирович, спасибо за интересный разговор. Удачи вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.