Урбанизация, хаотичная застройка, влияние производств на экологию стали причиной тренда на деградацию «зеленых легких» Казанской агломерации. К такому выводу приходят в Институте пространственного планирования РТ. В подготовленном мастер-плане градостроители фиксируют дефицит кадров и питомников, настаивают на переписи деревьев и предлагают бороться с излишествами в паркостроении — это удорожает дальнейшее содержание. Вместе с тем советы строить ливневые сады, зеленые крыши, тротуары подвесные и с подогревом выглядят фантастикой в местном климате. Зеленый каркас предлагают беречь, защищать и к 2050 году связать сетью новых велопешеходных маршрутов вдоль рек. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Олег Григорьев: «Практически все, что есть в мастер-плане Казанской агломерации, отражено в публикациях «БИЗНЕС Online»
Диагноз — деградация природных экосистем
Проблемы и будущее зеленого каркаса Казанской агломерации Институт пространственного планирования РТ описал в специальном разделе мастер-плана до 2050 года.
Напомним, документ, оказавшийся в распоряжении «БИЗНЕС Online», ушел на согласование в министерства, ведомства и продолжает крутиться в бюрократической машине. Материалы нашего издания пока остаются единственным публичным источником, рассказывающим о текущих проблемах и будущем Большой Казани. «Практически все, что есть в мастер-плане Казанской агломерации, отражено в публикациях „БИЗНЕС Online“», — отметил в середине ноября на форуме «РОСТКИ» «Ребус. Агломерации. Опыт. Возможности. Вызовы» директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев.
В эколого-рекреационный каркас агломерации разработчики мастер-плана включили природно-экологический и природно-рекреационный комплексы. Первый образован природными экосистемами и территориями — лесами, водными объектами, сельскохозяйственными землями. Ко второму относят урбанизированные территории: парки, сады, скверы, бульвары, загородные и спортивные лагеря, санатории, глэмпинги, объекты культурного наследия.
«Деградация природных экосистем и, как следствие, ухудшение качественного состояния окружающей среды», — так описана главная проблема территории Казанской агломерации.
На это повлияли:
- Урбанизация. Речь о нехватке озелененных территорий и отсутствии зеленой инфраструктуры, нерегулируемом туристическом трафике, загрязнении окружающей среды выбросами автомобилей, реагентами, мусором, говорится в исследовании.
- Хаотичная застройка.
- Сельское хозяйство. В сфере животноводства слабо развита переработка отходов, выпас скота ведут в водоохранных зонах. В растениеводстве пренебрегают борьбой с эрозией почв, не учитывают экологические риски в системах защиты растений.
- Промышленность. В мастер-плане отмечают недостаточность природозащитных мероприятий, низкие темпы модернизации, экологизации производств.
«Все проектные решения должны быть рациональными и достаточными для сохранения природных объектов», — подчеркивают в исследовании и настаивают на контроле урбанизации за счет очередности работ. Иначе территорию ждет новый виток упадка — среда не успеет адаптироваться к антропогенному воздействию.
Сажать деревья, разбивать парки — так Институт пространственного планирования РТ предлагает развивать буферные зоны
Проблема №1: буферы застроены
Ошибки межевания земельных участков для индивидуальной застройки на прибрежных и природных территориях сократили площадь буферных зон для защиты экологических «ядер» и коридоров Казанской агломерации.
«Это общая проблема для страны. И здесь как раз важен градостроительный мониторинг и надзор», — описывает ситуацию Григорьев в комментариях для «БИЗНЕС Online». Институт рассчитывает на то, что буферные зоны отодвинут застройку от ценных ландшафтных комплексов, водных объектов, малых рек.
Сажать деревья, разбивать парки — так Институт пространственного планирования РТ предлагает развивать буферные зоны.
«В обоих случаях режим землепользования значительно регламентируется, — говорит Григорьев. — Если к этому добавляется режим особой охраны ООПТ — еще лучше. Чем больше таких степеней защиты, тем сложнее менять ситуацию в пользу застройки».
В Ново-Савиновском, Авиастроительном и Советском районах острый дефицит парков и скверов
Проблема №2: зеленое неравенство
Опасения разработчиков мастер-плана вызывает обеспеченность агломераций озелененными территориями общего пользования. Среди районов по этому показателю на 1-м месте Верхнеуслонский, на 2-м — Лаишевский, затем Зеленодольский. Меньше всего озелененных территорий общего пользования в Высокогорском и Пестречинском районах.
Неравномерно озеленена Казань: в Ново-Савиновском, Авиастроительном и Советском районах острый дефицит парков и скверов. От норматива отстает 64% территории города. Но в целом столица РТ в 2 раза превышает норматив озеленения за счет лесопарка «Лебяжье» площадью 3,6 тыс. га в Кировском районе.
«При разработке мастер-плана Казанской агломерации акцент был смещен на выявление диспропорций системы озеленения, ее балансировки в столице и пригородах», — говорит Григорьев.
Резерв видят в четырех кластерах площадью свыше 90 тыс. га:
- север – юг — 8 тыс. га;
- волго-казанский — 16 тыс. га;
- раифско-мешинский — 16 тыс. га;
- зеленый пояс — свыше 50 тыс. гектаров. Пока это сельскохозяйственные, лесные территории без растущей застройки, кроме Лаишевского района.
На радиальных направлениях каркаса институт предлагает развивать общественные пространства, туризм, размещать экопарки, глэмпинги, базы отдыха. В зеленом поясе намерены сажать и восстанавливать лес, размещать питомники растений.
«Выделенные в кластерах резервы природных и перспективных рекреационных территорий создают рамки градостроительного развития этих зон для предотвращения их расползания», — подчеркивает Григорьев и вновь говорит о важности мониторинга, оценки проектов планировок, соблюдения нормативов по озеленению и других мероприятий мастер-плана. Это касается и двух крупнейших точек жилищного строительства Казанской агломерации и Татарстана: «Большого Зеленодольска» и «Лаишевского узла».
Институт также предлагает развивать общественные пространства, туризм, размещать экопарки, глэмпинги, базы отдыха
Не установлены в мастер-плане требования к озеленению территорий производств. В институте заявляют, что такая задача не стояла: подходы к озеленению и организации зон отдыха сотрудников прописал Институт развития Казани. «Эту работу, на наш взгляд, необходимо использовать при дальнейшем проектировании промышленных объектов», — говорит Григорьев.
Проблема №3: деревья не учтены
Оценки озеленения грубые, поэтому Институт пространственного планирования РТ рекомендует провести перепись деревьев и кустарников. Инвентаризация уточнит возраст, виды и плотность растений, позволит контролировать долю прижившихся деревьев и кустарников.
«Это важно и для определения релевантного бюджета на их содержание, расчета экосистемных услуг, мер по их сохранению, — говорит Григорьев. — Есть и соответствующие ГИС-инструменты, управление системой озеленения современного города невозможно представить без цифровых данных инвентаризации».
Казань уже начала перепись зеленых насаждений на территориях общего пользования с применением современной лидарной съемки. «В ближайшее время сможем ознакомиться с ее результатами», — надеется директор Института пространственного планирования РТ.
«Питомник — это очень непростое начинание, дерево-крупномер выращивается 10–15 лет», — говорит Григорьев
Проблема №4: мало питомников
Дефицит районированного посадочного материала уже создает проблемы проектам благоустройства и озеленения.
«Закупка проводится в других регионах в лучшем случае со схожими климатическими условиями, а иногда и вовсе в южных регионах, что влечет за собой большой объем отпада, — подчеркивают разработчики документа. — Закупка посадочного материала в других регионах также повышает издержки на транспортировку и увеличивает сроки производства работ».
Спрос превышает предложение. Площадь питомников Казанской агломерации составляет 450 га, а нужно еще 250 гектаров. Под цветочно-оранжерейными хозяйствами 5 га — это в 14 раз меньше потребности.
«Питомник — это очень непростое начинание, дерево-крупномер выращивается 10–15 лет, — говорит Григорьев. — Кустарники и травянистые декоративные культуры (одно- и многолетние, почвопокровные и так далее) выращиваются значительно быстрее и не менее востребованы при озеленении городов».
Размещать новые питомники разработчики мастер-плана предлагают в Лаишевском и Верхнеуслонском районах рядом с региональными дорогами. «Возможно, на уровне региона получится создать дополнительные меры поддержки для расширения существующих и создания новых питомников», — рассуждает глава института, а пока предлагает ознакомиться с мерами поддержки, описанными в сборниках ассоциации производителей посадочного материала.
Собственные мощности сократят издержки, создадут рабочие места в районах агломерации сельскохозяйственного профиля, позволят поставлять посадочный материал в другие регионы со схожими климатическими условиями. «Нехватка саженцев декоративных культур, особенно выращенных в условиях IV зоны, ощущается остро по всей стране», — считают эксперты института.
Труднее с дефицитом кадров, ростом престижа профессии
Проблема №5: содержание парков
В Татарстане, Казани благоустраивают мощные общественные пространства, научились проектировать, строить. Но после передачи на баланс муниципалитетов территория через 2–3 года в упадке — нет денег на содержание.
«Это еще одна острая и комплексная проблема, которая только отчасти связана с подходом к проектированию уникальных общественных пространств, а именно такие и проектируются в Татарстане, — говорит Григорьев. — С одной стороны, получаются отличные объекты. С другой — проекты действительно должны учитывать возможности местных бюджетов для их содержания, особенности зимней эксплуатации и наличие квалифицированных кадров в отрасли».
В Институте пространственного планирования РТ предлагают бороться с излишествами. А именно:
- унифицировать малые архитектурные формы с учетом бренда города;
- сократить площадь сложных цветников в пользу функциональных древесно-кустарниковых насаждений.
«Слегка „приземлить“ тренд на уникальность объектов можно в довольно короткий срок — это вопрос технического задания и совместной работы заказчика с проектировщиком», — говорит Григорьев.
Труднее с дефицитом кадров, престижем профессии. И проблема не только в Татарстане, но и в стране, поэтому в первую очередь мастер-план предлагает развивать образовательные направления в казанских вузах и ссузах.
«Это долгая и сложная работа, которую нужно начинать как можно скорее, так как эффект от нее мы начнем замечать спустя несколько лет, с приходом на рынок компетентных кадров, — считает Григорьев. — И сам рынок должен быть к этому готов. Проектировать и благоустраивать научились, рынок сложился и развивается, а вот по части содержания все примерно так, как и 20 лет назад, разве что материально-техническое обеспечение чуть улучшилось, только вот кадров стало еще меньше с уходом опытных людей».
«Снег не только проблема, но и ресурс», — говорится в исследовании и следом предлагается использовать талую воду после «снегоплавилки», свалки снега с резервуарами для мытья улиц, полива, пожарных прудов
Из области фантастики
Создавать и развивать зеленую инфраструктуру в городах агломерации призывают разработчики мастер-плана. Это нужно, чтобы:
- улучшить качество воздуха;
- снизить шум;
- сохранить водные ресурсы;
- поддержать биоразнообразие разнотравными покрытиями, городскими лугами;
- создать комфортные условия для жизни горожан.
«Вопрос острый, связанный с мероприятиями по адаптации городов к климатическим изменениям, — говорит Григорьев. — При министерстве строительства Российской Федерации действует рабочая группа по созданию водно-зеленого каркаса в российских городах, и мы надеемся, что благодаря работе коллег это направление все же перестанет быть фантастикой для наших городов».
Острова тепла в плотно застроенных районах и центре города создают летом невыносимые условия. Бетон и асфальт нагреваются быстрее, чем природные поверхности в сельской местности, темные покрытия — дороги и крыши — лучше поглощают солнечные лучи, а многоэтажки блокируют потоки ветра.
Бороться с летним городским зноем и развивать зеленую инфраструктуру предлагают с помощью:
- зеленых крыш;
- ливневых садов и биодренажных канав;
- мульчирования почвы — это сократит потери влаги в сухой период года, иссушения и пыления плодородного слоя.
Конфликт между «серой» и «зеленой» инфраструктурой, т. е. между инженерными коммуникациями и растениями, особенно с деревьями, институт рекомендует решать подвесными тротуарами. «Развитие корневой системы деревьев происходит без повреждения покрытий, а их ремонт, как и ремонт коммуникаций, в свою очередь производится без повреждения корней», — говорится в исследовании.
Отдельный блок касается зимнего содержания, после которого нередки повреждения деревьев, кустарников, дорожных покрытий, тротуаров, скамеек и урн. Чтобы этого не повторялось, предлагают:
- готовить схемы уборки и выделять площадки для снега в проектах благоустройства парков и скверов;
- защищать стволы деревьев, клумбы;
- развивать сеть снегоплавильных станций.
Перспективным считают стройку тротуаров с системами обогрева покрытий за счет обратного тепла в районах, отапливаемых ТЭЦ. Но нужен экономический расчет. «Снег не только проблема, но и ресурс», — говорится в исследовании и следом предлагается использовать талую воду после «снегоплавилки», свалки снега с резервуарами для мытья улиц, полива, пожарных прудов. Такое в Казани и агломерации пока не практикуют.
Большинство перечисленных элементов зеленой инфраструктуры включили в свод правил по благоустройству территорий 2016 года.
«И даже с учетом этого мы сильно отстаем по направлению от западных и азиатских коллег, — говорит Григорьев. — К сожалению, отрасли благоустройства и коммунальной инфраструктуры отличаются высокой инерцией, справочники базовых цен, а также структуры, проверяющие сметную документацию, не поспевают. Сейчас это возможно только с подготовкой технико-экономического обоснования проектных решений в части зеленой инфраструктуры. Ну или в частных проектах, например, девелоперов».
Туристический поток в РТ за 10 лет вырос в 1,9 раза, республика — на 7-м месте среди российских регионов по числу гостей
Туризм — главный «движок» экокаркаса
Туризм называют главным драйвером развития экологического каркаса, основную структуру которого формируют объекты культурного наследия Казанской агломерации. Только в столице РТ и Зеленодольском районе 519 исторически ценных градоформирующих объектов, подчеркивают эксперты института.
Приглядимся к цифрам. Объем оказанных туруслуг с 2019 по 2023 год вырос в 2,5 раза до 50 млрд рублей, несмотря на падение во время пандемии коронавируса. Туристический поток в РТ за 10 лет вырос в 1,9 раза, республика — на 7-м месте среди российских регионов по количеству гостей. Число иностранных туристов уменьшилось, но вырос внутренний туризм. По данным госкомитета Татарстана по туризму, в среднем гость проводит в Казани и республике три ночи. По два-три дня на территории агломерации в 2022 году проводили 50% туристов, пик турпотока приходится на июль и август.
Гостям нужны новые точки притяжения, поэтому институт предлагает:
- развивать всесезонные туристские объекты, туристско-рекреационные кластеры;
- расширять типологию объектов туризма в сторону эко-, агро- и гастротуризма; в пример ставят гостевые фермерские подворья, национальные усадьбы;
- увеличивать ассортимент направлений и услуг: это дегустационные туры, программы зимних лыжных походов по живописным маршрутам с «привалами» в гостевых комплексах, речные туры, яхтинг;
- создавать видовые точки, озеленяя объекты;
- благоустраивать вокруг руинированных объектов культурного наследия ландшафтные и луговые парки в зависимости от режима охраны, а также включать их в природно-исторические маршруты.
Создана «тепловая карта», на которой отражены места, где туристы ночуют и куда устремляются днем. Схему составили по данным сотовых операторов о перемещениях туристов с отсевом кратковременного пребывания менее часа. Казань пока вне конкуренции. Но высокий потенциал институт отмечает у Высокой Горы, Верхнего и Нижнего Услона, Пестрецов, Лаишево, Арска, Зеленодольска, Иннополиса.
Водный туризм предлагают развивать по концепции «Казань — город на Волге», которую в 2023 году подготовил исполком столицы РТ вместе с Институтом развития города. Для Камы предлагают две концепции. Первая — «Белые горы» — на месте съемок сериала «Зулейха открывает глаза». Вторая называется «Лаишево». Этот проект в 2023 году решили начать с города-курорта «Казань марина».
Эколого-просветительские маршруты «Пути рек» вдоль Свияги, Петьялки, Меши и Сулицы продолжат развитие «Волжской тропы»
Новые пешие маршруты
Эколого-просветительские маршруты «Пути рек» вдоль Свияги, Петьялки, Меши и Сулицы продолжат развитие «Волжской тропы» — проекта Института развития городов РТ, состоящего из 13 сегментов и трех круговых маршрутов длиной 350 километров.
«Проходят по живописным пейзажам нашего поистине речного края, соединяя существующие места для отдыха (туристические базы, дома отдыха, глэмпинги, экоотели и другие) и природные объекты, — рассказывает о философии проекта Григорьев. — Таким образом складываются предпосылки развития пешего и велотуризма. Даже если вы доехали до условного экоотеля на машине, то всегда сможете выйти на маршрут с понятной навигацией и посетить окрестные видовые точки, познакомиться с ценными ландшафтами, узнать о них много интересного, посетить места с локальной кухней и так далее».
Новый этап ждет принятая в 2020 году Стратегия развития Казанки с каскадом из 12 парков. Этот проект в мастер-плане агломерации вышел за границы столицы РТ и обозначен как «Путь Казанки».
«В первую очередь необходимо реализовать Стратегию развития прибрежных территорий Казанки, — отвечает на вопрос об этапах директор Института пространственного планирования РТ. — Это важно и для полного раскрытия „Волжской тропы“, и для дальнейшего развития экомаршрута „Путь Казанки“, а ведь на данном пути располагаются и известный музей-заповедник „Иске Казань“, и прекрасные пейзажи излучин реки».
Мастер-план обозначил подход и приблизительные трассировки велопешеходных маршрутов, расстояние между существующими объектами размещения и населенными пунктами — 10–15 километров.
«На дальнейших этапах необходимо детализировать трассировку, разработать навигационные элементы, определить на резервных территориях конкретные земельные участки, обладающие достаточным потенциалом с точки зрения размещения объектов туризма, кемпингов, глэмпингов и так далее, — продолжает Григорьев. — Это серьезная, объемная работа, которая, как мы надеемся, в перспективе попадет в план работ фонда „Институт развития городов РТ“ с соответствующим финансированием».
Читайте также:
- Кольцевое метро, трамвай к Зеленодольску и сеть велодорожек: как Казанская агломерация поедет в 2050-м
- Город дорог: какой трек маэстро Григорьев написал для Большой Казани?
- Большая Казань – 2050: бум застройки приграничья, 2 миллиона жителей и платный паркинг повсюду
- Большой Иннополис – 2050: канатка от причала, трамвай до Казани и производственный переворот
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 85
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.