После года раздумий Татарстан определился со своей концепцией развития беспилотной авиации и местом создания научно-производственного центра по беспилотным авиационным системам. Его построят в Казани. В планах — создание полного беспилотного цикла: от проектирования до сертификации и применения. В том, как не свести благие намерения к освоению денег и «тоннам макулатуры», вместе с экспертами разбирался «БИЗНЕС Online».
Научно-производственный центр (НПЦ) по беспилотным авиационным системам (БАС) создадут в Казани, на базе КНИТУ-КАИ.
В Татарстане теперь есть главный по беспилотникам
Как стало известно «БИЗНЕС Online», вопреки предыдущим планам, научно-производственный центр (НПЦ) по беспилотным авиационным системам (БАС) создадут в Казани, на базе КНИТУ-КАИ. Строительство планируют начать в 2025 году. Весь проект обойдется примерно в 2,5 млрд рублей. Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил проректор вуза по административному обеспечению и развитию Эльвир Якупов.
Дискуссии вокруг создания татарстанского НПЦ велись с осени 2023-го. В октябре того же года создали правительственную межведомственную комиссию по реализации национального проекта БАС. Напомним, с началом СВО в России стали очевидны проблемы с развитием беспилотия. 30 декабря 2022-го президент РФ Владимир Путин дал ряд поручений по профильным вопросам. В соответствии с ними была создана Стратегия развития беспилотной авиации РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2035-го. 13 июля того же года руководитель страны потребовал подготовить соответствующий национальный проект. Он стартовал 1 января 2024-го.
Основа нацпроекта — создание сети из 48 региональных центров. 12 из них должны обеспечивать полный цикл — от разработки до испытаний, сертификации и серийного производства. Они появятся в самых продвинутых по беспилотию городах и регионах. Остальные будут малыми (типа центров коллективного пользования), а также специализированными (например, по двигателям, полезной нагрузке) на базе уже действующих предприятий.
«Унипарк» — дочерняя структура инвестиционно-венчурного фонда РТ, который сегодня курирует Академия наук Татарстана
Как сообщил Якупов, на прошлой неделе, 19 декабря, министерство промышленности и торговли России своим приказом присвоило статус НПЦ испытаний и компетенций в области развития технологий БАС казанскому ООО «Унипарк». По регламенту, такой статус может получить только организация с госучастием. «Унипарк» — дочерняя структура инвестиционно-венчурного фонда РТ, который сегодня курирует Академия наук Татарстана. «Унипарк» был учрежден в 2021 году для управления республиканскими промплощадками: на сегодня их 6 — «Камские Поляны», «Алексеевское», «Саба», «Вятка», «Уруссу», «Буинск».
Выбор АН РТ как куратора темы был ожидаем: после назначения президентом Рифката Минниханова академия явственно обозначила претензии на то, чтобы быть в республике локомотивом развития БАС. Минувшей осенью под эгидой АН Татарстана в Казани прошел ряд сессий по обсуждению вопроса. Отметим, что они были закрытыми — пресса на них не приглашалась.
После назначения президентом Рифката Минниханова академия явственно обозначила претензии на то, чтобы быть в Татарстане локомотивом развития БАС
Почему в Казани
Одной из главных интриг было то, где расположат НПЦ. Изначально эту роль пробовали примерить к Иннополису, затем — к Казани, но весной 2023 года вице-премьер РТ – министр промышленности и торговли республики Олег Коробченко сообщил о том, что центр создадут в ОЭЗ «Алабуга». Теперь же вернулись к варианту столицы Татарстана. Площадкой выбрана одна из территорий КНИТУ-КАИ — на улице Тэцевской. По словам Якупова, выбор обусловлен предполагаемой структурой НПЦ.
В его составе будет производство, лабораторно-исследовательский комплекс (испытания корпуса, планера, двигателя, программного обеспечения), летно-испытательный центр (предполагается использовать уже имеющиеся в РТ площадки), сертификационный центр, авиационный учебный центр (АУЦ; подготовка внешних пилотов). В перспективе возможен ситуационный центр, где будут отслеживать полеты беспилотников в республике. Плюс есть намерение сделать так, чтобы те же сертификационный и авиационный учебный центры работали на тему не только БАС, но и большого авиапрома, в частности на программу Ту-214.
Когда в 2023 году зашла речь о создании НПЦ, сразу начали рассматривать варианты удешевления проекта, конкретно — размещения его на базе уже имеющейся инфраструктуры. На вышеупомянутой площадке КНИТУ-КАИ находится прочностная лаборатория — единственная в РТ аккредитованная Росавиацией на проведение испытаний для авиапрома, например, по программам «Ансат» и Ми-8. По замыслу, ее наличие существенно упростит создание сертификационного центра (надо будет только дополнить функционал лаборатории). Вообще это задача не из легких. Сегодня работы по сертификации в области авиапрома могут вести только организации федерального уровня, например ЛИИ им. Громова, ЦАГИ. Чтобы создать такую структуру, нужны эксперты с соответствующим опытом работы не менее пяти лет, и для них она должна быть основным местом работы. Заявлено, что для татарстанского НПЦ специалистов уже подобрали. Как — не раскрывается. Они будут жить и работать в Казани. Среди их задач — доведение до статуса экспертов местных специалистов.
Примерно 2 млрд необходимо на закупку и запуск оборудования
При этом один из источников «БИЗНЕС Online» категорически предостерегает от попыток включить КНИТУ-КАИ непосредственно в производственную цепочку: «Университет по определению не может заниматься производством. Данный антагонизм неустраним, и так во всем мире».
На Тэцевской планируют возвести двухэтажное здание площадью 5 тыс. кв. метров. Проектно-сметная документация должна быть готова в начале 2025 года. Строительство начнется во втором полугодии. Параллельно летом «Унипарк» подаст заявку на получение финансирования. По информации «БИЗНЕС Online», это порядка 2,5 млрд рублей. В соответствии с нацпроектом, деньги выделяют федеральный и региональный бюджеты, вкладом Татарстана станет строительство площадки. Предположительно, она обойдется минимум в 500 млн рублей. Примерно 2 млрд необходимо на закупку и запуск оборудования.
Предполагается, что НПЦ будет нацелен прежде всего на региональные задачи
Для чего нужен НПЦ
До сих пор главные споры велись вокруг того, какие задачи должен выполнять НПЦ. Конструкторское бюро? Производство комплектующих? Сборка аппаратов? Испытательный полигон? Территория общего пользования? Или все это, вместе взятое? Теперь можно констатировать, что в Татарстане запланирован НПЦ полного цикла. Насколько это оправданно?
В соответствии с программой развития БАС в РТ (утверждена осенью; над ней работали АН Татарстана, КНИТУ-КАИ, республиканские минпромтрог, миндортранс, минобрнауки, промышленники в сфере БАС), НПЦ должен объединить все беспилотные силы республики, в том числе гаражные производства. Отметим, что последние хорошо зарекомендовали себя в рамках «народного ОПК». «Шанса заслуживают все, — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Online“ ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов. — Знаю несколько компаний, которые от гаражного уровня доросли до лидирующих позиций».
Среди «больших» резидентов видят, например, КНИТУ-КАИ, КГЭУ, «Алабугу», Иннополис, а также признанных местных беспилотчиков — «Эникс» и «Аэрокон». Всего — порядка 20. На сегодня с ними заключены соглашения о намерениях. Получение «Унипарком» статуса НПЦ позволит перевести эти документы в формат договоров. Статус резидента дает право участвовать во всех грантах госфонда «Научно-техническая инициатива» (НТИ), т. е. возможность получать субсидии на разработку и изготовление БПЛА. Резиденты смогут работать как у себя (если у них есть производства), так и на этой площадке.
Среди «больших» резидентов видят, например, КНИТУ-КАИ, КГЭУ, «Алабугу», Иннополис, а также признанных местных беспилотчиков — «Эникс» и «Аэрокон»
Предполагается, что НПЦ будет нацелен прежде всего на региональные задачи. «Унипарк», получив права эксплуатанта (а это сертификат для выполнения авиационных работ), начнет собирать заказы и давать задания производству, например, на разработку беспилотников и полезной нагрузки. Заказчиками могут быть как правительство РТ в лице заинтересованных министерств и ведомств, так и частные компании.
Заявлено, что сегодня выявлены все беспилотные потребности республики, но подробности не приводятся. Отметим, что в федеральной стратегии указаны 8 основных направлений применения БАС. Наиболее распространены следующие услуги: мониторинг нефте- и газопроводов, электросетей (40%), авиахимработы (20%), световые шоу (12%), работы в целях лесоустройства (7%), обследование объектов капстроительства (7%), перевозка грузов (6%), картография и кадастр (5%), аэромагнитная разведка (3%).
На сегодня в стране создано 12 НПЦ, но полного цикла, какой заявляет Казань, нет нигде
С чего начать
Есть ли уверенность в том, что Татарстан получит субсидию? По мнению источников «БИЗНЕС Online» в отрасли, благодаря ранее сделанным здесь наработкам и ввиду общей ситуации по беспилотию в стране, сегодня статус республики таков, что создание НПЦ — это уже не хотелки, а обязанность. В активе татарстанских компаний как разработчиков и производителей (опытное и серийное производство) легкие и тяжелые БПЛА самолетного типа, тяжелая платформа мультикоптерного типа, беспилотники воздушного старта, малоразмерные газотурбинные (МГТД) и пульсирующие двигатели, оптико-электронные системы и гиростабилизированные платформы-подвесы.
На сегодня в стране создано 12 НПЦ, но полного цикла, какой заявляет Казань, нет нигде. По силам ли вообще такое? Как полагают источники, да, но только при двух главных условиях. Первое — четкая постановка задач разработчикам и изготовителям. А она возможна только при наличии спроса. По мнению генерального директора ОАО «Казанский завод „Электроприбор“» Павла Шацких, для начала надо выбрать одно-два актуальных для республики направления, причем таких, которые могут принести эффект в виде прибыли. «Например, сельское хозяйство: обработка полей, внесение семян и всевозможный контроль, — предложил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Во-первых, в республике огромные сельскохозяйственные угодья. Во-вторых, это менее сложно с точки зрения безопасности полетов — аппараты применяются в безлюдной местности, на небольшой высоте. В-третьих, эффективность БАС в сельском хозяйстве подтверждена наукой». На примере сельского хозяйства можно «продуть» весь механизм функционирования БПЛА для каждого сегмента республиканского хозяйства.
Второе условие — суметь в одной упряжке объединить местные беспилотные силы. На подготовительном этапе создания НПЦ сделать это не удалось, вплоть до того, что признанные местные беспилотчики, можно сказать, откололись. «Не то чтобы они послали нас подальше… — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ один из участников проекта. — Сотрудничать они готовы, но ждут внятных предложений».
«Все новое не отрицаем, готовы участвовать, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ заместитель генерального директора АО „Эникс“ Сергей Побежимов. — Но пора не только строить центры, но и „периферию“ налаживать. В 90-е – начало 2000-х тему беспилотников засунули в подполье, якобы это никому не надо, сейчас ситуацию переломили, но надо двигаться дальше, и прежде всего понять, что конкретно мы хотим получить от центра. Этот вопрос пока не проработан. Без такого понимания дело рискует выродиться в освоение денег и кучу макулатуры».
***
Отметим, что, задумывая БАС-стратегию, Москва изначально рассчитывала на творческий подход субъектов РФ. «Очевидно, что многие направления, связанные с созданием рынков, наземной инфраструктуры, научно-производственных центров, находятся в руках регионов, — подчеркивал в 2022 году Андрей Белоусов, который тогда в ранге первого вице-премьера курировал соответствующую тему. — Мы готовы здесь оказывать поддержку, но инициатива должна быть за субъектами». Кстати, уместно напомнить, что на днях Белоусов, который сегодня возглавляет министерство обороны РФ, заявил о том, что в России будут сформированы войска беспилотных систем.
Сегодня мы наблюдаем только первые шаги в систематизации сферы БАС. Все отраслевые документы пока суть чиновничьи формуляры, которые только предстоит наполнить содержанием, и, каким оно окажется, во многом зависит от пионеров, в том числе от Татарстана.
«Если отбросить военную сферу, есть ощущение, что движение по развитию гражданского применения беспилотников пока оставляет желать лучшего, сильно отставая от ожиданий, — констатирует Федутинов. — В целом неважно, как называются программы или курирующие их структуры, важно внутреннее наполнение, инструментарий, реально оказывающий позитивное влияние на состояние отрасли. Учитывая то, что в Татарстане имеется несколько ведущих предприятий, которые не просто специализируются на разработке и производстве беспилотных систем, а имеют многолетние компетенции в этой отрасли, полагаю, республика могла бы быть одним из претендентов на то, чтобы создать у себя успешный отраслевой кластер».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.