Триумф года — саммит стран БРИКС

Триумф года — саммит стран БРИКС

Право проведения форума досталось республике не просто так. Рассматривался вариант Санкт-Петербурга. Не хватало номерного фонда, недотягивала инфраструктура… В результате уровень организации никого не оставил равнодушным — почти каждый высокий гость счел нужным поблагодарить Татарстан и раиса РТ Рустама Минниханова. Журналист кремлевского пула Андрей Колесников написал: «Я вам точно говорю: так пока не могут организовать мероприятие ни Владивосток, ни Санкт-Петербург, ни Москва». Но самая высокая оценка прозвучала из уст президента России Владимира Путина: «Казань сделала удивительный рывок в своем развитии — это без всякого преувеличения, считаю, один из лучших городов Европы. С удовольствием это говорю… Казань развивается быстро и активно». Если в подготовку саммита были вовлечены федеральные и региональные структуры, то проведение в июне учредительного собрания ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+ было целиком на плечах мэрии столицы РТ. Инициатива мэра Казани Ильсура Метшина была поддержана представителями сотен муниципалитетов из 20 государств, в том числе Китая, Индии, Бразилии. Метшин был избран председателем ассоциации. Первое заседание прошло в ноябре в Дубае с участием первых лиц городов Китая, Индии, Бразилии, Турции и других стран мира. А мэр Казани в качестве председателя ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+ получил приглашение на одно из заседаний ООН от генсека Антониу Гутерриша. (Фото: Александр Кряжев, brics-russia2024.ru)

Саммит БРИКС в 62 ярких фото: тост Путина и Си, тюбетейка генсека ООН и, конечно, чак-чак
Площадь дорожных работ Казани оказалась больше площади Монако

Площадь дорожных работ Казани оказалась больше площади Монако

На ремонт и строительство дорог в 2024 году направили 31,2 млрд рублей. Бюджет внушительный — чуть меньше вложений перед Универсиадой.
«Общая площадь ремонта и строительства дорог составила более 2,4 миллиона квадратных метров, что чуть больше площади государства Монако. Это на треть больше, чем в прошлом году», — говорил замруководителя исполкома Казани Игорь Куляжев.
Все это крупные мазки на дорожной карте 2024 года. Помимо того, ремонтировали наиболее опасные участки дорог и внутриквартальных проездов, что в результате привело показатель нормативности дорожной сети Казани к рекордным 85%. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Отели у «Ривьеры», первые гости «мавзолеев» у Казанки — гостиничные рекорды 2024 года

Отели у «Ривьеры», первые гости «мавзолеев» у Казанки — гостиничные рекорды 2024 года

Казань признали лучшим городом для ведения гостиничного бизнеса среди городов-миллионников — таковы результаты национальной гостиничной премии. Примечательно, что награда взята в особенный год для отельного мира. Рекордное строительство новых отелей, кратное увеличение номерного фонда президентского статуса — все это «плюшки» прошедшего саммита БРИКС. Отельеры не поскупились, вложив, по грубым расчетам, не менее 1 млрд рублей. Если раньше столица республики располагала 8 президентскими люксами, то теперь их 21. Всего за пять месяцев построили два первых здания пятизвездочных отелей у казанской «Ривьеры», которые получили название «Миллениум панорама». Но номерного фонда хватило и без них. А вот «мавзолеи» на берегу Казанки приняли наконец своих первых гостей — эти 8 VIP-гостиниц ждали своего часа еще со времен Универсиады-2013. Правда, теперь, к неудовольствию казанцев, вид на них, как и на красоты Кремлевской набережной, закрыт шумозащитными экранами. (Фото: kzn.ru)

«Заработать мы и не рассчитываем»: БРИКС подвигла казанских отельеров раскошелиться на миллиард

Беспрецедентные для парков Казани 25 млрд рублей

Беспрецедентные для парков Казани 25 млрд рублей

Качественная среда — это явно не только про хорошую дорожную сеть и новый асфальт. Город ситуацию понимает. В 2024 году открыли много парков и общественных пространств после строительства и реконструкции — от небольших дворовых сквериков до крупных парков в центре города. Городской красоте отдали 25 млрд рублей — беспрецедентный для парков Казани бюджет. Назовем несколько особо значимых объектов. В День города открылось особо ожидаемое общественное пространство — детский парк «Елмай» на Кремлевской набережной. Затраты в миллиард рублей оправдывает расположение в знаковом месте и уникальное оборудование, разработанное специально для этого парка. В День города, к слову, после реконструкции открылся Фуксовский сад, из которого по лестнице можно спуститься в «Елмай». Из других заметных проектов — реконструкция парка Тысячелетия на ул. Островского. Теперь зелень этого пространства не закрывает тяжелый железный забор — его заменили на живую изгородь. Кроме того, прошло долгожданное обновление улицы Баумана и завершилось строительство входной группы парка им. Горького. «Запели» фонтаны на Булаке, а гостей города на Оренбургском тракте теперь встречает приветственная стела «Казань». Глаз приезжающих, кроме того, радует парк перед железнодорожным вокзалом Казань-2 на ул. Воровского. Заметно похорошели любимые казанцами скверы, например сквер им. Котельникова на перекрестке улиц Карла Маркса и Горького рядом с КНИТУ-КХТИ, сквер у памятника Александру Вишневскому у здания клиники Казанского медицинского университета. И все это лишь часть масштабного благоустройства города 2024 года. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

«Вчера еще половина работ не была выполнена, но успели!»: каким вышел детский парк «Елмай» за миллиард?
Реформация сферы городского благоустройства

Реформация сферы городского благоустройства

Мало построить новый парк, его важно правильно содержать. А как, если работники разбегаются из-за низких зарплат, а городские базы дышат на ладан? Городские предприятия в этом году пережили модернизацию, и, кажется, самым крупным событием в сфере регулярного городского благоустройства можно считать старт строительства мегатеплицы треста «Горводзеленхоз» на улице Даурской. Новые площади позволят не просто увеличить количество выращиваемых цветов на целый миллион, но и избавят сотрудников треста от тяжелого ручного труда. Новую базу строят и для МУП «Городское благоустройство» на Амирхана. Это предприятие обслуживает улично-дорожную сеть Авиастроительного и Ново-Савиновского районов и части Кировского и Московского районов. Площадь базы увеличена на 12 тыс. кв. м и позволяет разместить весь автопарк в одном месте. Видимо, извлекая выводы из уроков прошлой снежной зимы, впервые все дополнительные доходы города в 2024 году будут направлены на повышение зарплат работников сферы благоустройства. Лимит финансирования улично-дорожного содержания города будет увеличен в 2 раза до 2,35 млрд рублей. Это позволило повысить оклад водителей-механизаторов почти на 40% до 120 тыс. рублей, а дорожных рабочих — на 20% до 73,4 тыс. рублей.
Несмотря на рост, расценки остаются внизу рынка труда, поэтому предприятия продолжают активно конкурировать с бизнесом за кадры. На поиск механизаторов и дорожных рабочих направили всю мощь управления кадровой политики мэрии. В итоге наняли на работу дополнительно 100 человек. Нужно еще столько же. (Фото предоставлено «Горводзеленхозом»)

Роза Заббарова: «Самая главная сложность в работе коллектива – тяжелый физический труд»
Театр им. Камала и самая большая поликлиника города — новые строительные свершения

Театр им. Камала и самая большая поликлиника города — новые строительные свершения

Со строительством нового здания театра им. Камала поставлена логическая точка в благоустройстве прибрежной зоны озера Кабан. Театр строили по проекту международной команды, поэтому неудивительно, что завершить его старались к саммиту стран БРИКС. Но не успели. Важным мероприятием станет архитектурный форум «Казаныш», вышедший на уровень стран БРИКС. В феврале здесь соберутся мэры городов БРИКС+, ведущие архитектурные бюро, главные архитекторы городов стран – участниц БРИКС+. Это будет событие международного масштаба. «Сегодня это нам по росту», — говорил Метшин в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Большие затраты на строительство театра не остановили рост социальной инфраструктуры города. В 2024 году, к примеру, открылась самая большая поликлиника Казани в «Салават Купере». Она обслуживает до 60 тыс. человек. Кроме того, свои двери в новом году открыли три школы — в микрорайоне М14, ЖК «Весна» и ЖК «Новые Горки». С этими учреждениями количество ученических мест выросло сразу на 5 тысяч.
Казань в России по строительству образовательных учреждений по-прежнему опережают только Москва и Санкт-Петербург. С 2014 года в столице РТ суммарно построили 25 школ. Для сравнения: 5 школ за 10 лет появилось в Нижнем Новгороде, 6 — в Самаре, 13 — в Уфе. Но и этого недостаточно, чтобы перекрыть дефицит ученических мест и поспевать за темпами ввода жилья. Городу требуется строить не менее пяти школ ежегодно, но пока такие объемы лишь в мечтах.
Архитектурный ландшафт центра Казани разнообразят довольно неоднозначные проекты высоток. Одна из них вырастет рядом с ЖК «Барселона» — это небоскреб АО «Баркли» Леонида Казинца. Проект вроде и одобрили (с учетом выравнивания башни на уровень ближайшего жилого комплекса), но он столкнулся с противоречивыми мнениями в архитектурном сообществе. Некоторые называли строительство таких высоток несправедливым решением, ведь чаще звучат призывы «успокоить» центр города и избавить его от многоэтажек. Еще один пример — это строящаяся башня «Газпрома» на берегу Кабана. «Темная штора», «очередная дылда» — это, пожалуй, самые мягкие выражения собеседников «БИЗНЕС Online» о проекте. Но формальности улажены — проект согласован, а стройка начата. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

«Комиссия Минниханова» предложила Казинцу срезать «лишние этажи» с 100-метровой башни в центре Казани
Маршрутная сеть общественного транспорта Казани впервые за пару десятков лет начала сыпаться на мелкие части

Маршрутная сеть общественного транспорта Казани впервые за пару десятков лет начала сыпаться на мелкие части

Ложкой дегтя года стали проблемы общественного транспорта в Казани. Система затрещала еще в 2019-м. Потери пассажиропотока, снизившегося на 30% во время эпидемии коронавируса, не восстановлены до сих пор. За пять лет 6 частных перевозчиков ушли с рынка, интервалы росли, нормой стали поездки вечером на такси: иначе не уехать.
К 2024 году впервые за 18 лет пошли на оптимизацию автобусной схемы Казани. Каждая третья-четвертая поездка в городе стала пересадочной. Можно сказать, что некогда образцовая схема движения начала рассыпаться на мелкие части.
К саммиту БРИКС закупили 157 новых автобусов, в конце года приняли 39 новых троллейбусов. Но это не «вылечит» болезнь общественного транспорта в Казани. «Объем проблем намного шире, нежели устаревший подвижной состав», — рассуждал собеседник «БИЗНЕС Online» на страницах издания. Это и недостаток государственных субсидий, и серьезный дефицит водителей, и нежелание республиканских властей платить полным рублем за льготников. В итоге — нескончаемые минусы в оборотах перевозчиков и недовольство пассажиров.
Решение для Казани предложили специалисты из НИИ автомобильного транспорта Москвы. Они разработали три варианта для новой маршрутной сети общественного транспорта столицы Татарстана. Оптимальный из них предполагает 2,3 млрд рублей субсидий из бюджета республики в перевозки, что, к слову, в 12 раз дешевле, чем одно только расширение Горьковского шоссе. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Коллапс в зоне видимости: можно ли «реанимировать» автобусную схему Казани?
Реконструкция БОСК и конец рекультивации иловых полей

Реконструкция БОСК и конец рекультивации иловых полей

Экологическое состояние Волги, на берегах которой живут 60 млн россиян, давно вызывает тревогу. Токсическое воздействие на систему главной реки превышает средний показатель по России в 5 раз. Казань в 2024 году показала, что с глобальной проблемой загрязнения рек можно успешно справляться в рекордные для страны сроки.
«Жители этого не видят, но это важно и для нас, и для будущих поколений», — говорил Метшин четыре года назад на старте реновации биологических очистных сооружений канализации (БОСК) в Казани. Тогда задача казалась невероятной: впервые за 50 лет провести капитальное обновление уже порядком измотанных сооружений. И вот отремонтированы 22 действующих объекта, построены 33 новых, что позволило увеличить мощности очистных практически на треть.
Казань стала третьим городом-миллионником после Москвы и Санкт-Петербурга, в котором капитально отремонтировали городские очистные. Это обошлось в 7,5 млрд рублей, бо́льшая часть которых получена по федеральному проекту «Оздоровление Волги».
Подходит к концу и рекультивация иловых полей, которые отравляли больше 100 га земли. С 1974 года они копились в опасной близости от Волги и рано или поздно могли оказаться в реке, а далее — в кранах жителей соседних городов. За 8 млрд рублей уже обезвредили бо́льшую часть скопившегося илового осадка. Теперь он занимает только 45 гектаров. Это первый подобный в России проект. (Фото: kzn.ru)

Казань завершила канализационную революцию: ил «Водоканала» стал топливом для цементных заводов России
Сортировка и переработка не кажутся призрачной идеей?

Сортировка и переработка не кажутся призрачной идеей?

Еще в начале года поднялась новая волна обсуждений острого не только для Казани, но и в целом для страны «мусорного» вопроса. Современный уровень потребления — прямой путь к экологической катастрофе. Посмотрим хотя бы на прогнозы заполнения второй карты полигона «Восточный» — новые площади за миллиард рублей исчерпают ресурс за три года. О таких сроках говорит директор западного регоператора УК «ПЖКХ» Евгений Чекашов.
«Наша задача на ближайшие годы — уменьшить объемы вывозимого на полигоны мусора», — ставит цель Метшин. Как это сделать? Через развитие перерабатывающих предприятий и раздельный сбор мусора. Если несколько лет назад такие размышления казались сказочными, то теперь просматривается реальная перспектива. Один из проектов — перерабатывающий полигон под Казанью с 100-процентной переработкой отходов. Его за 8 млрд рублей планируют построить к 2026 году.
И хотя обращение отходов — зона полномочий регионального оператора и властей республики, казанские власти постоянно возвращаются к этому вопросу. И не только в теории. В Казани приняли решение оказывать реальную помощь предпринимателям, работающим в «мусорной» сфере. Им решено возмещать до 2 млн рублей стоимости оборудования по переработке вторсырья. При этом в городе разрабатывают стратегию устойчивого развития, которая позволит существенно снизить объемы мусора и стимулировать вторичную переработку. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Первый инклюзивный парк Казани

Первый инклюзивный парк Казани

Говоря о благоустройстве города, нельзя не отметить заметные шаги, сделанные в этом году в развитии инклюзии. Напомним, Казань не первый год занимается этим с подачи родителей особенных детей и по инициативе Метшина. «Наша задача — вывести родителей детей-инвалидов из иждивенческого депрессивного настроя, показать, что с рождением особенного ребенка жизнь не заканчивается. И я тому пример», — говорит депутат Казгордумы Далия Гайнанова, воспитывающая ребенка с ДЦП. Часть проектов связана с мечетью «Ярдэм» — здесь действует учебно-реабилитационный центр для инвалидов, где можно отработать базовые социальные навыки детей и взрослых. В 2022 году тут открылся первый в республике спорткомплекс «Дан» для людей с инвалидностью и паралимпийцев.
В 2023-м на Сибирском тракте появился инклюзивный центр «Все для детей» — с его обновлением помогал и глава Татарстана Рустам Минниханов. В 2024 году открылось сразу несколько инклюзивных досуговых центров и учебно-тренировочных квартир для детей с ОВЗ. Сейчас здесь занимаются 243 ребенка.
Открылся в ушедшем году и необычный бульвар на улице Серова около мечети «Ярдэм». Здесь на пустыре появилось первое инклюзивное общественное пространство, где вся инфраструктура — от говорящих стендов до изогнутых скамеек — полностью адаптирована к возможностям людей с особенностями здоровья. И конечно, бульвар уже оценили все, кто живет поблизости: преобразование пространства повышает комфорт для людей из соседних домов. Работы не завершены — пока благоустроено 1,7 из 3,7 га территории. Ожидается, что в 2025 году к благоустройству второй части бульвара присоединится СИБУР. (Фото: «БИЗНЕС Online»)