Какую трансформацию переживает аудиторская отрасль? Как компании «Аудэкс» удалось стать официальным аудитором одних из самых значимых предприятий в реальном секторе экономики страны? Какие изменения и сюрпризы несут новшества в налоговом законодательстве и как бизнес чувствует себя в новых экономических реалиях? Об этом и многом другом — в бизнес-итогах-2024 с управляющим партнером компании «Аудэкс» Айратом Гимадутдиновым.
Айрат Гимадутдинов: «Компанию «Аудэкс» выбрало официальным аудитором ПАО «Сургутнефтегаз» и по российским, и по международным стандартам отчетности, ряд дочерних предприятий ПАО «Ростелеком»
Что изменилось на рынке аудиторских услуг
— Айрат Фердинандович, что изменилось в сфере аудита в 2024 году?
— В сфере аудита произошли серьезные изменения. Можно сказать, что она сегодня переживает существенную трансформацию.
Еще в 2022 году вступили в силу изменения в федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», ужесточившие требования к аудиторским организациям, что привело к существенному сокращению их количества. Так, по состоянию на 31.12.2020 оно составляло 3 603 организации против 2 093 организаций на 27.12.2024, т. е. произошло сокращение количества аудиторских организаций более чем на 40%.
В Республике Татарстан на сегодняшний день зарегистрировано 37 аудиторских организаций (год назад было 40 аудиторских организаций).
Изменения законодательства в целом были направлены на укрепление репутации аудита, его качества и прозрачности, доверия к отрасли в целом и были положительно восприняты серьезными аудиторскими организациями.
— Как именно повлиял новый закон на деятельность аудиторских компаний?
— Данный закон, как уже было сказано, усилил требования к аудиторским организациям и фактически поделил их на три категории в зависимости от значимости тех объектов, которые они проверяют.
1-й уровень — членство в СРО ААС «Содружество», что дает право на занятие аудиторской деятельностью в целом. Для этого аудиторская фирма должна иметь трех аттестованных аудиторов по основному месту работы. Раньше достаточно было двух аудиторов и необязательно по основному месту работы.
2-й уровень — это членство в реестре Федерального казначейства Минфина России. Нахождение в этом реестре дает аудиторской организации право оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям (ОЗО). Для того чтобы войти в этот реестр, аудиторская организация должна иметь в штате как минимум, по основному месту работы, не менее 5 аттестованных аудиторов, в том числе 3 специалистов, имеющих т. н. единый аттестат и опыт участия в аудите ОЗО в предыдущие три года.
Наконец, 3-й уровень — это реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке (ОЗОФР). Аудиторские организации, входящие в этот реестр, имеют право проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, ценные бумаги которых обращаются на рынке ценных бумаг, банкам, инвестиционным и управляющим компаниям, страховым организациям.
Аудиторские организации имеют право подать документы на вхождение в этот в реестр при соответствии ряду условий, среди которых наличие по основному месту работы не менее двенадцати аудиторов, в том числе не менее трех специалистов с аттестатом нового образца и опытом участия в аудите ОЗОФР в предыдущие три года.
В 2023 году мы успешно прошли процедуру вступления в реестр Федерального казначейства и все силы направили на подготовку документов для вхождения в реестр ЦБ РФ. В январе мы направили заявление, а в марте к нам приехала группа проверяющих из центрального аппарата Центробанка России.
«В апреле мы узнали, что после проверки ЦБ включил нас в свой реестр аудиторских организаций»
Внесение в реестр ЦБ РФ и 30-летие компании
— Как прошла проверка? И насколько сложно попасть в реестр ЦБ РФ?
— В реестр ЦБ РФ попасть сложнее всего, так как уровень общественной значимости информации выше, возникает ответственность перед более широким кругом пользователей. Поэтому, чтобы попасть в реестр ЦБ РФ, помимо соответствия формальным требованиям, необходимо пройти проверку на предмет качества организации аудиторских процедур, внутреннего контроля деятельности, соблюдения принципов независимости и других этических требований, то есть документально подтвердить соответствие заявленному статусу.
К нам на проверку приехала группа профессионалов высочайшего уровня из центрального аппарата ЦБ. Они проводили проверку очень тщательно, мы были удивлены тем объемом информации о компании и ее сотрудниках, которым они располагают. Как выяснилось, проверяющие знали о наших специалистах то, что даже мы не всегда знаем. Каждый сотрудник компании рассматривался под лупой на предмет соответствия требованиям по деловой репутации и профессионализму. Нам дали понять, что, даже если компания имеет безупречную репутацию, но в ней работает сотрудник, который когда-то работал в другой организации и в чем-то проявил себя не лучшим образом, возникает риск непрохождения проверки.
Поэтому проверку проходят далеко не все. Приведу статистику — сейчас в СРО ААС всего 2 093 члена. Из них входят в реестр Федерального казначейства РФ 188, что составляет 9,0% от общего количества аудиторских организаций, а в реестр ЦБ РФ — 38, что составляет 1,8% от общего количества аудиторских организаций. Из них 31 организация зарегистрирована в Москве, 4 — в Санкт-Петербурге и по одной в Казани, Екатеринбурге и Челябинске.
В апреле мы узнали, что после проверки ЦБ включил нас в свой реестр аудиторских организаций. Этот факт открывает перед нами новые перспективы развития и, конечно, предъявляет более высокие требования, в том числе по ответственности.
— Ваша компания в 2024 году отметила 30-летие, получается, такой неожиданный подарок к юбилею?
— Действительно, эта приятная новость совпала по времени с другим важным событием в жизни компании — 30-летием со дня основания и начала профессиональной деятельности. В рамках празднования этого события мы провели мастер-класс по личностному и профессиональному развитию для сотрудников, пригласив одного из ведущих российских спикеров по этой теме.
За годы работы компания из небольшой фирмы с тремя сотрудниками выросла до одного из ведущих игроков на рынке аудиторско-консалтинговых услуг России.
Согласно ренкингу ведущих аудиторско-консалтинговых компаний, ежегодно формируемому рейтинговым агентством «Эксперт РА», в 2024 году мы снова поднялись по ряду ключевых позиций. По итогам за 2023 год — 22-е место среди крупнейших аудиторских групп РФ, 18-е место среди крупнейших аудиторских групп РФ по выручке от аудита, 18-е место в налоговом консалтинге, 14-е место в оценочной деятельности по РФ.
Качество отчетности и достоверность финансовой информации — тренды 2024
— Какие еще достижения, успехи можете отметить в 2024 году?
— 2024 год ознаменовался также заключением ряда новых, знаковых договоров. Так, например, компанию «Аудэкс» выбрало официальным аудитором ПАО «Сургутнефтегаз» и по российским, и по международным стандартам отчетности, ряд дочерних предприятий ПАО «Ростелеком».
Вхождение в реестр ЦБ позволило нам продолжить сотрудничество и с нашими действующими клиентами — дочерними предприятиями ПАО «КАМАЗ» и с ПАО «Таттелеком». Также среди наших клиентов по аудиту — КМПО, «Казанькомпрессормаш», российское подразделение Xiaomi, «Магнит Маркет», Великолукский мясокомбинат, «Волжанка», группы компаний с турецкими инвестициями «Хаят», «Шишеджам», «Кастамону» и другие.
— В целом какие тренды вы бы могли обозначить в вашей отрасли? Что становится приоритетом?
— Мы видим, что важность качества отчетности растет и менеджмент, нацеленный на долгосрочное развитие бизнеса, привлечение финансирования, заинтересован в достоверной финансовой отчетности, в том числе для принятия правильных управленческих решений.
Эти процессы влияют и на усиление регуляторного контроля качества работы аудиторских организаций. Сейчас проверки деятельности аудиторов со стороны СРО или Федерального казначейства стали более глубокими, нередки случаи применения санкций в виде приостановки деятельности за несоответствие организации работы требованиям законодательства и стандартам аудиторской деятельности. Есть и случаи исключения аудиторских фирм из реестра Федерального казначейства.
Еще одной тенденцией является автоматизация работы аудитора. В ходе проверки мы работаем с большими объемами данных и должны все свои шаги фиксировать в рабочих документах, в том числе для того, чтобы при необходимости подтвердить качество своей работы. Формируются массивные файлы, процесс, который без автоматизации серьезно усложняет проверку, увеличивает затраты времени. Мы решаем эту задачу с помощью программы «Аудит Стандарт», которую сами разработали несколько лет назад. Она хорошо себя зарекомендовала в нашей практике, а также получила хорошие отзывы со стороны контролеров качества регуляторных структур. Программа постоянно совершенствуется и адаптируется к современным средствам хранения и передачи данных, которые надежно обеспечивают конфиденциальность информации, что является безусловным приоритетом.
«Часто нас приглашают и при возникновении корпоративных споров, например, когда собственники не могут поделить бизнес, договориться о стоимости долей»
Что с налоговым законодательством?
— Помимо аудита, у вас представлены и консалтинговые услуги по налогообложению и оценке. Что изменилось в этой сфере в прошлом году в структуре вашего бизнеса и как может на вашей компании отразиться новая система налогообложения, которая вступила в силу в 2025-м?
— В части налогового консалтинга наблюдали снижение спроса на оспаривание результатов налоговых проверок. Мы больше работали по проектам налогового сопровождения сделок по реструктуризации и оптимизации бизнеса, а также активно консультировали клиентов по применению новаций налогового законодательства, которые вступили в силу с нового года.
Нас и самих эти изменения затронули в полной мере. Наша компания, как и многие другие, с 01.01.2025 стала плательщиком НДС, хотя и по пониженной ставке 5%. Соответственно, мы были вынуждены перестроить многие бизнес-процессы. Учитывая, что изменения в налоговое законодательство были приняты только в июле 2024 года, а многие договоры с нашими клиентами ранее были уже заключены, в том числе на несколько лет, нам пришлось осуществить масштабную работу по проведению переговоров с клиентами и подготовке соответствующих дополнительных соглашений к договорам. При этом очень помогло определение Верховного суда от 04 апреля 2024 г. Также следует отметить, что с нового года значительно прибавится работы бухгалтерии и другим функциональным подразделениям компании.
— Какие еще услуги были востребованы клиентами вашей компании? Есть ли интересные кейсы, которые вы реализовали?
— В части оценки в этом году были особенно востребованы услуги по оценке бизнеса.
Думаем, что это связано с развитием экономики, подстройкой под новые реалии, оптимизацией бизнеса. Некоторые организации стали активнее продавать непрофильные активы. Недавно, например, был интересный проект по оценке FM-радиостанции. Для этого, как обычно, пришлось углубиться во все тонкости организации работы таких предприятий.
Часто нас приглашают и при возникновении корпоративных споров, например, когда собственники не могут поделить бизнес, договориться о стоимости долей. У нас есть компетенции как в проверке финансовых документов, так и в оценке имущества, и наработанный опыт кооперации специалистов этих направлений в рамках одной компании положительно влияет на обоснованность и качество наших выводов.
Другой интересный проект — для оценки бизнеса одной крупной компании с иностранным участием мы подготовили финансовую модель и прогноз деятельности компании с расчетом финансовых показателей на 5 лет.
«Выпускникам, всем новичкам, которые приходят к нам, сразу назначается опытный наставник, составляется план развития, идет активное вовлечение в практику работы»
— Усиление многих направлений, введение новшеств в экономике и связанных с ней сферах, вероятно, требуют и больше квалифицированных специалистов в отрасли. Ощущаете ли вы проблему с дефицитом кадров в вашей отрасли и как ее решаете?
— Не буду оригинальным, наверное, если скажу, что главная проблема сегодня — это кадры. Несмотря на то что текучести кадров у нас никогда не было, некоторая ротация происходит: специалисты растут, некоторые в компании, некоторые решают попробовать себя в новых сферах, и, как показывает практика, имея за плечами несколько лет практики в «Аудэкс», они легко находят себе работу на новом уровне. Мы активно сотрудничаем с Институтом управления, экономики и финансов К (П)ФУ, курируем группу по нашему профилю, проводим конкурсы для студентов по теории и практике учета и аудита, руководители направлений компании принимают выпускные экзамены. Выпускникам, всем новичкам, которые приходят к нам, сразу назначается опытный наставник, составляется план развития, идет активное вовлечение в практику работы.
В чем счастье предпринимателя
— Что ожидаете от нового, 2025 года? С каким настроем в него входите?
— В целом настрой на 2025 год позитивный, жизнь научила принципу «все зависит от самого тебя». В мире постоянно только одно: постоянные изменения.
Как говорится, если ты думаешь, что не сможешь — ты прав, и, если думаешь, что сможешь, ты тоже прав. Выбор за тобой.
Идеальных условий не бывает, может, это и к лучшему, постоянно находишься в тонусе, в движении. Чтобы для этого была энергия, нужно делать свое дело как призвание, как миссию, с которой ты пришел в этот мир. Да, конечно, бизнес — это про деньги, мы все стремимся больше заработать. Но при этом важно, что́ для тебя деньги — цель или средство.
Если деньги — это главная цель, достигнув ее, ты можешь не получить полного удовлетворения. Все материальное есть, а вот удовлетворения от этого нет, в этом неоднократно признавались многие бизнесмены.
Для того чтобы бизнес был успешным в долгосрочной перспективе, он должен быть источником ценностей не только для собственника, но и для клиентов, сотрудников, для общества в целом.
Природа не терпит пустоты, и любая производимая ценность компенсируется, потому что окружающий мир находится в балансе. Произведенная качественная продукция или услуги компенсируются платежами от клиентов, достойные условия работы для сотрудников — добросовестной и высокопрофессиональной работой, осознанная поддержка социальных проектов для нуждающихся компенсируется поддержкой общества в целом. Чем больше даешь, тем больше приходит — работа по такому принципу приносит и удовлетворение, и стабильность.
— Какой совет вы могли бы дать бизнесу в новом году?
— Если сейчас спросить нас, благодаря чему мы стали успешными предпринимателями, наверное, многие ответят, что благодаря своему уму, способностям и усердной работе, достигли в бизнесе всего сами. С этим никто не спорит.
Но откуда у нас эти способности, предпринимательская жилка? Есть ли наша заслуга в наличии этих талантов? Очевидно, что нет, они даны нам извне, дарованы при рождении.
То есть можно сказать, мы рождены предпринимателями.
При этом данные социологических исследований показывают, что число людей, способных стать успешными предпринимателями, составляет всего лишь 5–7% из общего числа населения. Фактически жизнь, судьба доверила нам быть предпринимателями, а вместе с этим дала и ответственность — реализовать таланты не только на собственное благо, но и на благо окружающих.
В этом заключается наша миссия, предназначение, реализуя которое мы достигаем целей своей жизни и получаем подлинное удовлетворение от того, что делаем, от того, что своей работой меняем мир к лучшему. На мой взгляд, в этом и заключено счастье предпринимателя.
И от всей души желаю каждому предпринимателю достичь этого в новом году!
Компания «Аудэкс» работает в сфере аудита и консалтинга с марта 1994 года.
Одна из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России.
Член Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество» (СРО ААС) (основной регистрационный номер записи (ОРНЗ) 12006043740).
22 марта 2023 года ООО «Аудиторско-консалтинговая компания „Аудэкс“» было внесено в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (решение №94 принято 21 марта 2023 года; номер реестровой записи 230023).
02 апреля 2024 года ООО «Аудиторско-консалтинговая компания „Аудэкс“» было внесено в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке (решение Банка России от 02.04.2024, номер записи в реестре 29).
Профессиональная ответственность «Аудэкс» застрахована в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Наличие лицензии ФСБ РФ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
- Тел.: +7 (843) 20−20−760; 8 800 533-94-08 (бесплатно по РФ)
- Сайт: audex.ru
- «Телеграм»: t. me/nalogi_today
18-е место среди аудиторских групп РФ по выручке от аудита
18-е место в налоговом консалтинге по РФ
14-е место в оценочной деятельности по РФ*
* по данным рейтингового агентства RАEX за 2023 год
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.