«Пришел и сказал: «Давай пополам», — вспоминал бизнесмен Дмитрий Беспалов о том, как в 2015-м продавал квартиру мэру Бугульмы. В суде, где рассматривается иск прокурора РТ Альберта Суяргулова к Линару Закирову, Беспалов сегодня заявил, что квартиру площадью 224 кв. м на самом деле продал Закирову не за 2,9 млн, а за 5 миллионов. Но сумму разделили на два договора — на этом настаивал сам покупатель. Бизнесмен согласился скинуть цену на квартиру, в которую вкладывался пять лет, чтобы закрыть долги по кредитам. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Каплун попросила у суда закрыть заседание
Защита о маме Закирова: «Бедную женщину полощут ни за что ни про что»
Одной из причин, почему в прошлый раз суд перенес процесс по иску прокурора РТ Альберта Суяргулова к мэру Бугульмы Линару Закирову, стало заявление от мамы мэра. Фатыма Закирова прислала письмо, в котором заявила, что хочет участвовать лично, но добраться до Высокой Горы из Бугульмы для нее, пенсионерки, достаточно сложно. Впрочем, обещала на следующее заседание явиться. Но и сегодня она не почтила суд своим присутствием. И сегодняшний юрист Закирова — Ирина Каплун из московской юрфирмы «Интеллектуальный капитал» — на ее присутствии настаивать не стала.
Каплун, к слову, уже третий представитель Закирова. На первом заседании его интересы представлял Роман Скляр, управляющий партнер этой же московской юрфирмы, а на прошлом — Дмитрий Ульянов, партнер адвокатского бюро с аналогичным названием. Всего же, как сообщил председательствующий по делу судья Раис Гаязов, в деле указаны 9 представителей Закирова. Так что пока первый в отпуске, а второй занят в Донецком гарнизонном суде, отстаивать интересы мэра приехал третий юрист.
Каплун попросила у суда закрыть заседание от прессы. «В настоящее время ввиду того, что в сети интернет из разных источников не подтвержденная ничем информация о мэре Бугульмы появилась в нелицеприятном каком-то свете, возникли проблемы, касающиеся членов семьи, которые не являются участниками процесса. И огульными обвинениями теперь приходится им довольствоваться», — заявила Каплун, передав прокурору Лилии Фаттаховой и судье «материалы, подтверждающие распространение недостоверной информации о членах семьи ответчика». Вслух их не зачитывали, но было заметно, что это скриншоты из соцсетей. Как позже объяснила представитель Закирова «БИЗНЕС Online», речь о матери мэра Бугульмы. «Бедную женщину полощут ни за что ни про что», — высказалась она о комментариях в соцсетях, напомнив, что мама по закону не обязана была отчитываться о своих доходах. Более того, по словам юриста, именно из-за комментариев Фатыма Нурлагатовна не может приехать на процесс: «[Она], конечно, хочет [приехать и лично участвовать в процессе], но не может: начиталась [комментариев] и в очередной раз себя плохо почувствовала».
Судья, перелистывая скриншоты на бумаге, покачал головой. «Та информация, которая озвучена в средствах массовой информации, — я тоже отслеживаю — там ничего нового не появилось. И фактически там та информация, которая изложена в иске прокурора республики», — отреагировал председательствующий.
Закиров, помимо того что покупал недвижимость, еще и вел роскошный образ жизни — и прокурор перечислила страны, в которых бывал Закиров в эти годы, а также брендовые магазины, где он рассчитывался своей карточкой
Какую недвижимость хотят отобрать у Закирова
Вкратце судья огласил требования прокуратуры. Надзорное ведомство просить обратить в доход государства имущество, записанное на маму Закирова и его двоюродного брата Альберта Газизова. А это:
- квартира площадью 66 кв. м в ЖК «Немецкий квартал» на ул. Герцена в Бугульме, купленная в 2016 году;
- нежилое помещение площадью почти 7 кв. м в этом же ЖК;
- квартира на 127 кв. м в ЖК «Дом на Кремлевской» на ул. Кави Наджми в Казани, тоже купленная в 2016-м;
- нежилое помещение почти в 12 кв. м там же, в ЖК «Дом на Кремлевской»;
- квартира в 74 кв. м в ЖК «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной в Москве, купленная в 2022-м;
- жилой дом площадью 213 кв. м в деревне Берлек под Бугульмой, купленный в 2018 году;
- земля, на которой этот дом стоит, площадью 4 тыс. кв. метров.
По данным прокуратуры, это имущество в сумме тянет почти на 60 млн рублей. Представитель надзорного ведомства объяснила: Закиров трудится на государство с 1996 года, с 2014-го он глава района. И в последней должности за 8 лет — по 2021 год — заработал 22 млн рублей. А нынешняя его жена (в браке с 2016-го) с 2019 года работает как ИП, арендует у исполкома Бугульмы здание под кафе, заработала 771 тыс. рублей. Ни кредитов, ни займов у них не было, счетов и накоплений в банке тоже, как и ценных бумаг.
При этом всем Закиров, помимо того что покупал недвижимость, якобы еще и вел роскошный образ жизни — и прокурор перечислила страны, в которых бывал Закиров в эти годы, а также брендовые магазины, где он рассчитывался своей карточкой. По ее словам, только с 2014 по 2022 год Закиров со своего счета в банке потратил больше 35 млн рублей.
По словам прокурора, Закиров рассказал, что все объекты недвижимости его мама покупала то на личные сбережения, то на накопления, которые остались после смерти отца — он зарабатывал на продаже цветмета. Квартиру на Кави Наджми он сам помог ей купить — вложил уже свои личные сбережения с продажи квартиры на Абсалямова за 6 млн рублей и машины.
«Закиров фактически являлся владельцем 6 объектов недвижимости и транспортного средства, на приобретение которых потратил не менее 65 миллионов рублей», — заявила представитель прокуратуры Фаттахова. Отметим, что стоимость недвижимости, которую ведомство просит обратить в доход государства, порядка 60 млн рублей. Остальные 5 млн — на эту сумму была куплена люксовая иномарка Infiniti в 2013-м и квартира в 224 кв. м в Бугульме — Закиров обосновать смог. Так что к ним у прокуратуры вопросов нет. Пока. Потому что после допроса первого собственника этой квартиры вполне могут появиться.
По словам Беспалова, ремонт он делал почти пять лет, «не торопясь», и за это время вложил «около 5 миллионов»
Как Закиров сторговался за двухэтажную квартиру
Дмитрий Беспалов в суде назвался «частным предпринимателем», живущим на улице Баумана в Казани. Переехал в столицу Татарстана он около 10 лет назад — как раз когда продал в Бугульме квартиру Закирову. Причем, по словам Беспалова, с Закировым он лично знаком никогда не был — тот сам на него вышел, когда бизнесмен продавал квартиру.
По данным сервиса «Контур.Фокус», впервые он открыл ИП еще в 2003-м — будучи в Бугульме, занялся производством хлеба. Спустя три года Беспалов открывает ООО с пропиской в Казани — «Яппи» (ТО и ремонт вычислительных машин) и «Медуница» (розничная торговля продуктами) и одну компанию — ЗАО «Деметра» (оптовая торговля) — в Бугульме. Фирмы давно закрыты, но результаты работы сохранились. Например, «Деметра» в 2007-м при обороте в 380 млн рублей получила прибыль в 1,5 млн рублей. А «Медуница» по итогам 2015-го при выручке в 146 млн получила чистую прибыль в 120 тыс. рублей.
В 2014-м Беспалов открыл еще несколько фирм. Так, в Бугульме появилось ООО «Казанская фабрика хлеба», а в Казани — ООО «Старт» (производство продукции из мяса животных и птицы) и ИП Беспалов с видом деятельности «Производство хлеба и мучных изделий». Первое закрылось в прошлом году, показав в 2020-м прибыль в 57 тыс. рублей. «Старт» работает до сих пор (правда, в убыток).
Еще Беспалов владеет ООО «Магия вкуса», которое прописано на Баумана (последняя отчетность — по итогам 2021 года — убыточная). А в 2016-м возглавил региональную общественную организацию «Федерация Санкан Будокай» (она ликвидирована).
Собственно, о квартире. По словам Беспалова, в 2003-м он купил в доме на ул. Мусы Джалиля в Бугульме сразу два жилых помещения. Стоили они примерно 1 млн рублей. И бизнесмен их объединил: «Снял технический этаж, высота потолков стала 5 метров. Сделал сауну, джакузи, на крыше поставил барбекю на дровах», — путано вспоминал Беспалов. Получил разрешение от жителей, от властей, все согласовал. Всего, по его словам, в доме было пять комнат: гостиная (кухня совместно с залом, там стояли камин и итальянский гарнитур), спальня (тоже с итальянской мебелью), рабочий кабинет, спортзал и терраса с барбекю на крыше, к которой вела лестница. В квартире два санузла, в одном из которых были сауна и джакузи.
По словам Беспалова, ремонт он делал почти 5 лет, «не торопясь», и за это время вложил «около 5 миллионов». С 2008 года Беспалов жил там сам.
«Я особо-то даже и не очень собирался продавать, — оглядываясь по сторонам, говорил Беспалов. — Как-то так подумали с женой, что надо переезжать». По его словам, в 2015 году они хотели просить за эту квартиру 12 млн рублей. «Сильно никто особо и не знал, [что мы ее продаем], только знакомым сказал. И он (Закиров — прим. ред.) как-то вышел на нас и пришел смотреть со своим помощником Александром», — рассказал Беспалов.
Квартира Закирову понравилась. Но не устроила цена. «Я хотел [продать] за десятку [миллионов рублей], — рассказал Беспалов, не объяснив, почему вдруг перед Закировым решил скинуть 2 млн рублей, хотя и увидел в нем реального покупателя. — До этого, конечно, приходили тоже, смотрели, но скорее как в музей». По словам Беспалова, Закиров начал торговаться. «Пришел и сказал: „Давай пополам [цену снижай]“», — путано передавал диалог бизнесмен. Удивительно, но с этой ценой он вдруг согласился. «Мне кредит надо было гасить», — оправдывался Беспалов. По его словам, когда он вкладывался в квартиру, на заре 2000-х, у него был «достаток» от его деятельности, так что он мог себе позволить построить такую недвижимость. А потом пришлось брать кредиты и вкладывать в обороты предприятия — по словам Беспалова, у него в Бугульме работал супермаркет.
Оставшуюся часть заседания бизнесмена долго пытали вопросом, почему он согласился вдруг в 2 раза дешевле продать свою квартиру Закирову
Два договора
Бизнесмен рассказал, что со стороны покупателя поступило предложение составить два договора. Первый — на 2,9 млн рублей, на продажу недвижимости. Второй — на 2,1 млн, на продажу оборудования (обычно в сделках с недвижимостью это называется «неотделимые улучшения» — прим.ред.). Почему именно на такие суммы? «Мне как сказали написать, так я и написал. Мне было все равно», — пожимал плечами Беспалов. А дальше путано отвечал на вопросы судьи, прокурора и юристов: то были расписки, то их не было… Пришли к тому, что один договор в материалах дела есть — на 2,9 млн рублей, а второго — на 2,1 млн — нет ни у кого на руках. Но Беспалов уверял, что эти 5 млн (с ним рассчитались наличкой) он в тот же день закинул на расчетный счет ИП и погасил кредит. При этом Беспалов частично согласился с объяснениями Закирова, которые тот дал прокуратуре: что дешевая цена такой большой квартиры была связана с тем, что она была, по сути, не до конца отремонтирована. По словам Беспалова, зимой там было холодновато: газовый котел не рассчитан на обогрев такой большой площади, надо было ставить второй. А еще, когда снимали технический этаж, осталась бетонная плита, которую, видимо, недостаточно утеплили — от нее в квартире тоже было холодно.
Представители Закирова пытались уточнить, почему Беспалов все-таки согласился на два договора — неужели уклонялся от налоговой? «Я не скрывался», — нервно посмеялся Беспалов, отмечая, что если владеешь недвижимостью больше трех лет, то и налог с продажи платить не надо.
Оставшуюся часть заседания бизнесмена долго пытали вопросом, почему он согласился вдруг в 2 раза дешевле продать свою квартиру Закирову. Беспалов рассказывал, что кредит на момент продажи недвижимости у него был не один. «Поторопился что-то, — как будто виновато отвечал бизнесмен. — Непонятно. Кредит надо было гасить, и я что-то боялся, что я не успею. Мне нужно было быстрее уезжать [в Казань]. Такое стрессовое состояние было. Если бы вернуть все назад, я бы и за 30 [миллионов] не продал бы!» Беспалов при этом отметил, что не обращался к специалистам — ни к оценщикам, ни к риелторам. А цену «просто взял из головы, и все», объяснил он.
«Надо было все быстрее закончить и уехать в Казань. Стрессовое состояние. Я даже не могу это объяснить. Это называется — поспешил, дьявольское поспешение это называется, когда торопишься и делаешь неправильные действия. Я сделал неправильное действие, — уже готов был каяться бизнесмен. — Я об этом очень сильно сожалею. Уже 10 лет сожалею! Потому что, где я сейчас живу, в Казани, такого не найдешь нигде, чтобы так можно было спокойно сделать, камин поставить на 9-м этаже…»
Хотя, может, и не совсем в камине было дело. Бизнесмен рассказал, что его перед судом еще вызывали в УБЭП — и там тоже спрашивали по обстоятельствам продажи квартиры. И на прошлое заседание ему пришлось приехать по повестке, и на это. Уходя, бизнесмен нервно спросил, надо ли будет ему приезжать еще раз. Получив отрицательный ответ, расслабился и ушел.
Квартиру в Москве продал релокант?
Оставшиеся полчаса защита Закирова заявляла ходатайства. Во-первых, просила у суда сделать запрос и узнать, где сейчас находится некто Перфилов, у которого мать Закирова купила весной 2022 года квартиру в Москве для своего внука. Напомним, что прокуратура считает, что цена квартиры, указанная в договоре, кратно и умышленно занижена. Реальная стоимость, по версии прокуратуры, которая опирается на расчеты экспертов, — не менее 38 млн рублей, а в договоре указана сумма 17,5 млн рублей.
Защита Закирова привела два аргумента. Первый: квартиру продавал мужчина, который потом уехал из страны. Второй аргумент: по словам юриста Каплун, на тот момент кадастровая стоимость квартиры была 18 млн рублей. Т. е. релокант, чтобы побыстрее скинуть недвижимость, продал ее по кадастровой стоимости. Чтобы это доказать, Каплун и попросила разыскать этого самого релоканта.
Во-вторых, юрист просила запросить данные о доходах бывшей жены Закирова Анастасии Закировой. В-третьих, вызвать в суд помощников главы Бугульмы, которые якобы участвовали с ним в сделках. В-четвертых, вызвать директоров компаний-застройщиков, где родня Закирова покупала квартиры, ведь на договорах стоят их подписи. В-пятых, запросить данные о доходах отца Закирова и вызвать в суд друга отца по фамилии Игнатьев, чтобы тот смог рассказать о достатке семьи в советские времена. И так далее.
«Ответчикам нужно уже определиться, что явилось источником формирования доходов [у Закирова]!» — прокомментировала прокурор кипу ходатайств, в которых фигурируют совсем разные люди. «Это наше право — использовать все доступные способы защиты!» — парировала юрист.
Суд удовлетворил только часть запросов. Так что не исключено, что на следующем заседании в суд явится кто-то из многочисленных свидетелей, готовых пролить свет на источники благосостояния Закирова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.