IMG_4182.jpg
Говоря о мусульманском кинофестивале, худрук театра на Таганке Валерий Золотухин отметил, что ему нравится его девиз «От диалога культур к культуре диалога»

СПЕЦПРИЗ ОТ САЛОНОВ КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ 

Начнем с грустного. Татарстан на этот раз не получил ни одного официального приза, дело ограничилось лишь спецпризами. Когда отгремела музыка на «красной дорожке», где в день закрытия и открытия почему-то звучала раз за разом «Токката» Поля Мориа, а на сцене утомлял бесконечный «Турецкий марш» Вольфганга Амадея Моцарта, публика заняла места в зале, и на сцене в очередной раз нам была предложена глубокомысленная композиция с отсылом к Кул Гали.

Похоже, многозначительность – одна из отличительных черт сценариев такого шоу. Впрочем, шоу как такового не было, был набор (весьма небольшой) разномастных номеров, где выгодно отличался лишь камерный оркестр La Primavera. Вели программу певец и артист Рузиль Гатин и актриса из Санкт-Петербурга Лилиан Наврозашвили, которая в дни фестиваля обозначалась его организаторами как внучка Мусы Джалиля. Увы, особо громкими успехами в области кино наша землячка не отмечена, и появление ее на кинофоруме было неубедительным.

Начали со спецпризов. Спецприз ТЮРКСОЙ получили татарстанские аниматоры за экранизацию татарских сказок; спецприза салонов красоты и здоровья был удостоен фильм Ильдара Ягофарова «Потеря» - это был короткий метр, а вот наш документальный фильм «Аптека на Проломной» и вовсе получил нечто таинственное. Как было объявлено, это было «специальное упоминание жюри». Фильм «Команда» также получил спецприз – физиотерапппевтический аппарат, что выглядело несколько комично. И все, больше татарстанцев не награждали… Странно, что незамеченным оказался фильм Фарида Давлетшина «Собака». Но с волей жюри не поспоришь.

Действительно серьезный спецприз - "Белого слона", который присуждает гильдия кинокритиков - отдали (вполне заслуженно) индийской ленте «Абу – сын Адама».

IMG_4453.jpg
Награждать в номинации «лучший неигровой фильм в полном метре» вышел почетный гость фестиваля Дэвид Линдси

ПРИЗ ВРУЧИЛ «ОСКАРОНОСЕЦ» 

А дальше пошла (чуть было не сказала рутинная) церемония награждения. Лучшим коротким метром стала «Колыбель счастья» из Кыргызстана, лучшим анимационным фильмом (кстати, конкурс среди анимационных фильмов был самым большим – на победу претендовали 15 фильмов) – российская лента «Жила-была мама», лучшим сценарием оказался тот, по которому был снят фильм «Абу - сын Адама».

Награждать в номинации «лучший неигровой фильм в полном метре» вышел «оскароносный» Дэниел Линдси.

- Казань – это превосходнейший, красивейший город. Ваш фестиваль напомнил о способности кино объединять нации. Мы говорим все вместе на языке кино, - сказал обаятельный режиссер и вручил приз за фильм «Музыкальный клуб «Занзибар» кинематографистам из Кении. 

IMG_4732.jpg
Приз за лучшее исполнение женских ролей получили сразу несколько актрис за создание образов иранских женщин в фильме «Крупица сахара»

СДЕЛАНО В ИРАНЕ

Вчерашний день можно назвать триумфом иранского кино на казанском фестивале. Кстати, именно эта страна прислала на наш кинофорум рекордное количество лент – 80.

Итак, награды иранских кинематографистов в Казани: приз за лучшее исполнение женских ролей (именно так было сформулировано – приз получили сразу несколько актрис за создание образов иранских женщин) в ленте «Крупица сахара». Лучшим оператором также стал оператор этого фильма.

- Мы обещали на открытии, что будем работать честно. Мы смотрели фильмы по 13 - 15 часов в сутки. И почти все наши решения мы принимали единогласно, - сказал при вручении приза за лучший игровой полнометражный фильм председатель жюри, режиссер Давлетназар Худоназаров. И объявил победителя в этой главной номинации. Гран-при уехал в Иран, его получила опять-таки «Крупица сахара». Она же получила и 150 тыс. рублей – приз партнеров фестиваля.

Кроме успеха «Крупицы сахара» спецприз президента РТ Рустама Минниханова «за гуманизм» получили два фильма одного режиссера из Ирана. Это ленты «Сечкан» и «Весельчак» Мохаммада али Хазхемзехи. Этот приз вручила заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова – одно из немногих официальных лиц на церемонии закрытия фестиваля.

Кстати, не почтил своим присутствием финал кинофорума и его президент – шейх Равиль Гайнутдин. Не хочется сгущать краски, но похоже, что официальные структуры теряют интерес к фестивалю. Ведь когда-то на его церемониях появлялись и президент РТ, и премьер-министр, и вице-премьер. В этом году на сцене не был замечен даже министр культуры РТ Айрат Сибгатуллин. Спецприз минкульта фильму «Вне зоны ответственности» вручала его заместитель Ирада Аюпова. 

НАМ ПРЕДЛОЖИЛИ «РУКУ ДРУЖБЫ»

Из VIP-персон церемонию закрытия почтили двое – нынешний худрук театра на Таганке актер Валерий Золотухин и режиссер Андрей Кончаловский.

Золотухин был энергичен, вышел на сцену под кадры своего лучшего фильма «Бумбараш». Спел почему-то «кровавое танго» из «12 стульев» - не совсем подходящий номер для мусульманского фестиваля. Было видно, что занятое с боем кресло худрука Таганки придало ему силы и энергии.

- Я приехал в Казань еще и как художественный руководитель православного фестиваля «В кругу семьи» и хочу протянуть фестивалю мусульманского кино руку дружбы. Мы могли бы обмениваться фильмами, - поведал он залу.

IMG_4838.jpg
Андрей Кончаловский сказал, что он вообще против деления фильмов на мусульманские и не мусульманские: «Любая религия говорит об общечеловеческих ценностях. Как говорится, люди строят стены между собой, но эти стены до Бога не достают никогда»

Кончаловский же получил спецприз «за вклад в киноискусство» - он отмечает 75-летний юбилей, и в Казани в эти дни проходила ретроспектива его фильмов.

Вручая награду, председатель комитета по науке, культуре и образованию Госсовета РТ Разиль Валеев пошутил: «В энциклопедии вас называют советским, российским и американским режиссером. Сейчас, раз вы приехали в Казань, вы наш, вы татарстанский режиссер. Мы все знаем из истории, как непросто завоевывать Казань, вы ее сегодня завоевали».

- У мусульманского мира огромный потенциал. Культурный, научный, духовный. Татарстану по силам направить его в конструктивное русло, - ответил Кончаловский и вручил награду в номинации «Лучший режиссер». Им стал постановщик ленты из Франции «Верхний этаж, левое крыло» Анжело Чианчи.

Стоит отметить и еще одну номинацию. Приз за лучшее исполнение мужской роли уехал в Турцию, его получил исполнитель главной роли в фильме «Скрытая жизнь».

ГРУСТЬ ПОД ВЕСЕЛУЮ ПЕСНЮ 

Ратникова объявила, что фестиваль закрыт, на сцене пели традиционную бодрую песню про Казань, и было грустно... Грустно оттого, что Казанский кинофорум все больше и больше начинает напоминать "междусобойчик" наших чиновников от кино, что он, вместо того чтобы набирать силу и авторитет, превращается в наши местные радости. Что он до сих пор не обрел четкую концепцию, и то ли тяготится прилагательным «мусульманский», то ли просто не знает, что с ним делать.

А делать что-то нужно. Нужны, прежде всего, профессионалы, которые бы занимались подготовкой к фестивалю, действительно авторитетные гости. И конечно, хозяева фестиваля должны делать действительно хорошее кино. Это стыдно, когда вместо награды – «упоминание жюри».

==video855==