«Несколько лет мы будем наблюдать неплохое наполнение приемных комиссий, но результатов «тучных» 2000-х уже не достигнем», — говорит завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. В своем блоге для «БИЗНЕС Online» он анализирует итоги приема студентов российских вузов в 2024 году. Основную массу студентов аккумулируют у себя вузы Москвы, Санкт-Петербурга и их областей. О том, почему в Первопрестольной становится все больше студентов платных отделений и почему некорректно сравнивать столичные вузы с университетами из регионов, — в нашем материале.
Алексей Лопатин: «Условия обучения как в системе общего, так и высшего образования столичных регионов и подавляющего большинства остальных отличаются примерно как небо и земля»
«Бутиковые» вузы смешали с крупными университетами
Новую статью я хочу посвятить недавно вышедшему рейтингу «Качество приема в российские вузы: 2024» от Высшей школы экономики. В январе вышла первая часть, посвященная вузам. Исходная информация для ранжирования университетов была взята из официальных источников — данных минобрнауки РФ. Коллегами из ВШЭ была проделана огромная работа по систематизации статистических данных результатов приемной кампании 2024 года. И разумеется, не вызывает никакого сомнения качество представленного материала. При этом у меня есть вопросы к самой методологии рейтингования. А именно — к классификации вузов по численности приема.
В рейтинг попали организации высшего образования с совокупным приемом (бюджет плюс платное) более 300 человек. Таким образом, в едином листинге оказались и гранды с приемом в 5 тыс. студентов, и совсем небольшие вузы с условным 301 студентом. Даже стороннему наблюдателю, абсолютно не разбирающемуся в образовании, становится ясно, что организовать набор в крупный вуз совершенно не одно и то же, что в «бутиковый». Да, именно такое название в общемировой классификации имеют небольшие университеты, сконцентрированные на работе в узкой предметной области, например в IT-направлении. Как правило, такие вузы имеют довольно серьезную репутацию в профессиональном сообществе и, следовательно, достаточную для успешного приема аудиторию абитуриентов.
Иное дело — крупные университеты, там все сложнее. Особенно в ситуации, когда абитуриентов (по демографическим и другим причинам) немного. ЕГЭ они сдают, скажем прямо, так себе, однако вузам в ежегодных отчетах нужно показывать год от года все улучшающуюся и улучшающуюся картину приема. Как человек, проработавший четыре года ответственным секретарем приемной комиссии вуза, скажу, что выполнить план приема 1,5 тыс.+ студентов да еще набрать 600–800 «платников» — задача не из легких. Тут нужно весь год серьезно попотеть с профориентационными мероприятиями и олимпиадами, а потом продумать пошагово всю приемную кампанию.
Поэтому в вузах, где мало бюджетных мест, средний балл ЕГЭ значительно выше. Исключение, пожалуй, составляют частные учебные заведения, которые в основной своей массе (по вполне объективным причинам) осуществляют набор абитуриентов с невысокими средними баллами. Основу их контингента составляют молодые люди, не поступившие в другие, как правило государственные или псевдочастные университеты. (Есть небольшое количество вузов, формально не являющихся государственными, но при этом они финансируются в основном госкомпаниями.)
Думаю, что для повышения объективности рейтинг можно было бы разделить на три части. В первой части можно было бы ранжировать «бутиковые» вузы с приемом до 500 человек. Во вторую группу включить университеты с приемом в диапазоне от 500 до 1,5 тыс. студентов на входе. А в третью — поместить большие университеты с приемом более 1,5 тыс. абитуриентов. Во всех категориях было бы правильно отражать данные только о бюджетном приеме. Сейчас (как, впрочем, и всегда) для вузов время непростое и 95% отечественных вузов с радостью возьмут на обучение практически любого «платника». Исключение, пожалуй, составляет незначительное число топовых московских и питерских университетов.
В этой ситуации, думаю, вообще нет смысла рассматривать внебюджетный прием. Университеты и так пытаются постоянно нащупать баланс между рейтингованием по средним баллам и нарастающей экономической потребностью, находясь словно между молотом и наковальней. Получается, что рейтингование служит неким инструментом публичного «наказания» или порицания отдельно взятых университетов за то, что они приняли к себе немного больше «платников», тем самым ухудшив свое положение в списке. Тем более было бы просто несправедливо как по отношению к абитуриентам, так и по отношению к университетам отказывать в образовании (тем более на возмездной основе) ребятам, которые изначально имеют неравные условия в школах и тем более при подготовке к ЕГЭ.
Совмещение в одном листинге вузов Москвы, Санкт-Петербурга и всей остальной России также в корне неверно. Дело в том, что условия обучения как в системе общего, так и высшего образования столичных регионов и подавляющего большинства остальных отличаются примерно как небо и земля. Количественная статистика, представленная далее, будет только подтверждать мое суждение.
«Мы имеем некоторый рост контрактного обучения. Думаю, если мы посмотрим структуру этого роста, то увидим прибавление в области направлений подготовки, связанных с информационными технологиями»
«Тучных» 2000-х мы уже не достигнем
Итак, начнем с общих данных по приему за 7 лет. Данные, представленные в таблице №1, очень четко отражают демографические тенденции в нашей стране (официальные данные Росстата): мы входим в небольшой период роста численности абитуриентов. Еще несколько лет мы будем наблюдать неплохое наполнение приемных комиссий. Тем не менее результатов «тучных» 2000-х мы уже не достигнем. Что касается роста числа поступающих на платной основе, тут тоже нет ничего удивительного. Заработная плата значительного числа граждан нашей страны растет достаточно резво, впрочем как и продуктовая инфляция. При этом вузы в основной своей массе могут индексировать стоимость обучения раз в год и, как правило, на величину официальной инфляции.
В результате мы имеем некоторый рост контрактного обучения. Думаю, если мы посмотрим структуру этого роста, то увидим прибавление в области направлений подготовки, связанных с информационными технологиями. Сейчас это модный тренд, и, как нам говорят, до сих пор в нашей стране не хватает 1–2 млн программистов. И несмотря на то что зарплаты доставщиков продуктов начинают конкурировать с IT-отраслью, тысячи и тысячи молодых ребят мечтают стать программистами с приставкой senior. Более того, уверен, что тенденция сохранится и в 2025 году мы также увидим рост желающих приобщиться к миру высоких IT-технологий. Проблема только одна: зачастую те ребята, которые вопреки объективности своих невысоких знаний в области математики и информатики стремятся в программисты, поступая на платное отделение, не понимают, что обрекают себя на провальное будущее.
«Полагаю, что увеличение количества «платников» непосредственно не связано с ростом осознанности выбора абитуриентами желаемых специальностей и направлений подготовки»
Москва и область «пылесосят» 17–18% всей абитуры
Переходя к статистике по зачислению в вузы столичных регионов, можно сразу же отметить — Москва и Московская область — главные магниты для абитуриентов со всей страны (таблицы №2 и 3). В 2024 году в столицу и область поступило 17,7% всех абитуриентов РФ (в 2023-м были ровно те же 17,7%, в 2022-м — 17%, в 2021-м — 17,3%, в 2020-м — 18%, в 2019-м — 18,5% и в 2018-м — те же 18,5%). Т. е. за последние 6 лет в вузы Москвы и области на бюджетные отделения поступало примерно одинаковое число ребят: от 17 до 18,5% всех отечественных абитуриентов.
Немного иная ситуация в части «платников». В абсолютных числах в 2024 году на внебюджетное обучение в московские и подмосковные вузы поступало практически столько же ребят, сколько и на бюджетное. Разница составляет всего лишь 5 тыс. человек. Но если смотреть в долевом соотношении, то статистика получается более впечатляющая: 31,5% всех «платников» в нашей стране забирает Москва с Московской областью. Таким образом, столичный регион остается сильнейшим магнитом для молодежи со всей страны.
Основной количественный скачок произошел в ковидном 2020-м. Если в 2018 и 2019 годах «платников» в столице было соответственно 24 и 26%, то в 2020-м стало почти 29%. Очевидной причиной является переход на дистанционный прием документов в пандемийном 2020-м. При этом, судя по цифрам за предыдущие два года (2018-й и 2019-й), сама тенденция сложилась еще до начала локдауна. И вот это тревожный знак. Судя по всему, абитуриенты не очень доверяют качеству подготовки в региональных вузах и стремятся за высшим образованием в столицу.
Немного более скромные числа по сравнению с Москвой и областью в 2024 году были в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Там «платников» примерно 11,8%. И вообще, если рассмотреть статистику за все представленные годы наблюдений, то окажется, что тенденция роста «платников», характерная для Московской агломерации, нехарактерна для Санкт-Петербурга и Ленобласти. Там начиная с 2018 года доля «платников» колеблется в диапазоне от 10 до 13% от общего количества абитуриентов коммерческих отделений вузов в стране.
Полагаю, что увеличение количества «платников» непосредственно не связано с ростом осознанности выбора абитуриентами желаемых специальностей и направлений подготовки. Могу предположить, что доминирующее влияние в этой ситуации оказывает небольшой общий рост количества выпускников школ в 2024 году, а также опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом стоимости платного обучения в основных государственных вузах нашей страны.
***
В завершение хочу сказать, что в рамках этой статьи я намеренно не касался самих результатов рейтинга, т. е. средних баллов ЕГЭ, с которыми тот или иной университет занял свое место. Дело в том, что в 2024 году в систему пересчета, а также в КИМ по физике и математике были внесены изменения, позволившие совершить количественный (но не качественный) скачок в сторону более высоких результатов для абитуриентов. На основании этого думаю, что проводить аналитическое сравнение между результатами ЕГЭ-2024 и более ранних годов просто не имеет смысла ввиду изначальной необъективности этого материала. Кроме того, наметившаяся в последние 3–4 года тенденция роста «популярности» ЕГЭ по информатике (и, как следствие, массовое поступление таких выпускников на инженерные специальности) в принципе закрывает возможность какого-либо объективного научно обоснованного сравнения.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.