Серьезная поддержка может быть оказана малому бизнесу и в информационной сфере - в виде проведения конференций, "круглых столов", размещения подробной информации на сайтах.

ЕСТЬ ЛИ ШАНС НА РАЗВИТИЕ?

- Гульнара Ильдусовна, мы с вами говорили о том, какие меры следовало бы предпринять государству, чтобы в нынешних обстоятельствах хотя бы не разрушить малый бизнес. А есть ли способы продолжить его развитие даже сегодня?

- Считаю, что есть. В некоторых развитых странах в период кризиса, чтобы не потерять малый бизнес, ему предоставляются "налоговые каникулы", то есть временное освобождение от налогов либо их уменьшение.

Перед Новым годом в Госдуме было заседание экспертного совета фракции "Единая Россия", где рассматривался вопрос развития малого и среднего бизнеса. Так, чиновники и налоговики, как всегда, сказали нет "налоговым каникулам": мол, иначе у нас будут выпадающие доходы, поэтому никаких льгот не должно быть. Столь категоричная реакция чиновников порочна. На мой взгляд, было бы целесообразнее экономически просчитать: насколько можно снизить тот или иной налог. Предприняв определенные шаги, возможно, мы сохраним малый бизнес, дадим ему шансы развиваться, а не затаиваться в теневом секторе, и соответственно сможем собрать налоги.

Какие подходы можно было бы предусмотреть на период кризиса? Допустим, для расчета ЕНВД (единого налога на вмененный доход) существует коэффициент К2, который принимается на муниципальном уровне. И местные власти в зависимости от необходимости поддержки тех или иных приоритетных направлений экономики вправе снизить этот коэффициент для малого бизнеса. Между прочим, руководители некоторых муниципальных образований регионов России так и поступили.

Кроме того, местные власти могут пересмотреть платежи по земельному налогу, то есть уменьшить коэффициент по этим выплатам. Помимо прочего, в компетенцию субъекта РФ, в частности Татарстана, входит вопрос о снижении налогов на имущество и на прибыль. Кстати, на X съезде "Единой России" Владимир Путин в своем выступлении призывал субъекты Федерации снизить региональную часть налога на прибыль.
Путин также предложил дать право регионам снижать ставку по упрощенной системе налогообложения. Российской Федерацией установлена ставка - 15 процентов от дохода для тех предпринимателей, которые применяют "упрощенку", и субъектам предоставляется право уменьшить данную ставку до пяти процентов. Это бы подстегнуло часть малых предприятий перейти на упрощенную систему налогообложения. Специалисты утверждают, что за счет увеличения количества "упрощенцев" можно восполнить выпадающие доходы бюджета.

Однако "упрощенку" малый бизнес может применять только при годовом обороте не более 20 миллионов рублей. Но на сегодня такая планка уже слишком низкая - обороты сейчас иные. На упомянутом выше экспертном совете было предложено поднять ее до 60 миллионов. Многие думские депутаты от "Единой России" поддержали это. Но пока Министерство финансов РФ не приняло такую инициативу. Было решено доработать соответствующие законопроекты.

Назрело решение еще одного наболевшего вопроса, связанного с отменой контрольно-кассовых машин для предпринимателей, применяющих вмененный налог. Ведь для представителей малого бизнеса, у которых фиксированные выплаты, абсолютно излишни эти довольно дорогостоящие машины, требующие немалых денег и на их обслуживание.

- Если государство пойдет на вышеназванные шаги, то расходы у малого бизнеса действительно сократятся. Однако куда денутся многочисленные административные барьеры и проверки, способные отравить любой бизнес?..

- В конце ушедшего года приняты Госдумой и подписаны Президентом Дмитрием Медведевым два закона, исключающие некоторые полномочия органов милиции при проверках и предусматривающие сокращение общего количества проверок для малого и среднего бизнеса. Допустим, прежде законодательство дозволяло работникам милиции беспрепятственно заходить к предпринимателям, изымать любые документы. Теперь допустимо являться к бизнесменам только при наличии административного или уголовного дела. Регламентирован и порядок изъятия документов. Также сокращены проверочные функции органов внутренних дел в рамках Административного кодекса, поскольку на то есть другие структуры, имеющие соответствующие полномочия.

Кроме того, существенно меняется порядок проверок малого и среднего бизнеса контролирующими органами. К примеру, предусмотрено, что плановые рейды должны осуществляться один раз в три года, а не в два, как раньше. Помимо этого, принят уведомительный порядок регистрации фирм. Если прежде, когда создавалось юридическое лицо, при его регистрации было необходимо иметь заключения разных контролирующих служб, то сейчас это не требуется. Но сие не означает, что предприниматель не должен выполнять все требования соответствующих органов. Он заполняет анкету установленной формы на регистрацию определенного юридического лица и отправляет ее в налоговую службу. В случае проверки, в процессе которой будут выявлены какие-либо нарушения со стороны бизнесмена, он будет нести ответственность. Выездная проверка контролеров на месте допускается лишь в том случае, если в ходе документарной невозможно получить полные сведения. Для проведения внепланового рейда обязательна санкция прокурора.

О плановых проверках предприниматели должны быть заранее извещены. Предусмотрено их право обжаловать в суде решения контролирующих органов для их отмены. Лучше, конечно, закон изучить и знать свои права.

- Но, насколько мне известно, это законодательство, защищающее права предпринимателей, вступает в силу с 1 июля текущего года. Как эти полгода будут вести себя контролеры? Неведомо.

- На самом деле есть опасность, что административные барьеры до 1 июля еще больше будут мешать малому и среднему бизнесу.
И еще. Давно наболевшим, но пока не решенным для малого бизнеса остается ценовой вопрос по подключению к энергосетям. Правда, татарстанский Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства еще в прошлом году объявил, что приступает к реализации программы по субсидированию затрат на технологическое присоединение к электросетям и на мероприятия по энергосбережению. Речь идет о компенсации стоимости подключения к сетям мощностью до ста киловатт для малого и среднего бизнеса в сфере реального сектора и услуг. Это хорошая помощь, но она коснется не всех малых предпринимателей.

Хотелось бы, чтобы вопрос был решен глобально - приняты минимальные ставки на подключение к энергосистеме, так как весь малый бизнес участвует в предоставлении рабочих мест.

Учитывая, что идет процесс высвобождения кадров с крупных предприятий, предпринимателям есть смысл привлечь хороших специалистов, таким образом повысить производительность труда.

В этом случае, конечно, требуется отлаженное взаимодействие по кадровому вопросу между центрами занятости, органами по поддержке предпринимательства и малым бизнесом в целях обладания информацией.

- Сейчас некоторые высокопоставленные лица говорят, что кризис в некоторых случаях на руку развитию предпринимательства в отдельных отраслях. Допустим, для освобожденных с крупных предприятий граждан открывается такая широкая и всегда востребованная сфера, как ЖКХ. И есть простор для развития малого бизнеса именно в этой отрасли. Вы тоже так считаете?

- С тем, что кризис может повлиять на развитие определенных видов бизнеса, я согласна. Наверное, предприимчивые люди найдут себе нишу на рынке. В последнее время сами предприниматели признаются: привыкли к тому, что дела идут по накатанной, бизнес хорошо себя чувствует, и не задумывались о том, что, возможно, что-то нужно изменить. Может быть, нынешняя ситуация поможет предприимчивым гражданам перестроить свой бизнес и рассмотреть какие-то другие варианты для вкладывания средств. В тяжелой ситуации человек зачастую начинает прибегать к более действенным мерам, чтобы выйти из нее достойно и укрепить свои позиции на рынке.

Но я бы не стала столь оптимистично рассуждать по поводу жилищно-коммунальной отрасли. Даже до кризиса малый бизнес не допускали в эту сферу. Отчего бы вдруг сейчас ему откроют двери в ЖКХ? Проблема не в том, что предприниматели не хотят туда идти - им просто не всегда дают возможность для вхождения в эту отрасль. Многие управляющие компании преобразовались из ранее существовавших унитарных предприятий. Хотя данная ниша, безусловно, хороша для малого бизнеса.

- И в какие сферы сейчас есть смысл идти начинающим предпринимателям?

- Конкретные рекомендации дать не могу. Однако малый бизнес уже задумывается, как перестроиться в связи со сложившимися условиями. Предположим, торговые предприятия закупают более дешевую продукцию, чтобы реализация шла лучше, поскольку население начинает экономить. Малый бизнес тем и хорош по сравнению с крупным, что он более гибкий, может быстрее что-то изменить, к чему-то приспособиться. Например, туристические компании, которые ориентировались на международные круизы или на другие дорогостоящие туры, думают "переквалифицироваться" на внутренние маршруты.

- По итогам прошлого года доля малого и среднего бизнеса в ВРП республики составила 25,8 процента. В свое время татарстанское руководство ставило цель - в 2010 году довести данный показатель до 30 процентов. Теперь реально ли это?

- Очень сложный вопрос. При тех темпах развития предпринимательства и экономических условиях, которые были в предыдущие годы, такого показателя можно было бы достичь. Но в нынешней обстановке одни не решаются дать точный прогноз, а другие рассуждают слишком оптимистично. В мою бытность генеральным директором Агентства по развитию предпринимательства РТ мы утверждали программу поддержки малого и среднего бизнеса до 2010 года. Но, на мой взгляд, нужна отдельная программа (хотя бы комплекс мер) на период финансово-экономического кризиса конкретно по поддержке и развитию малого бизнеса.

- Недавно на встрече с журналистами министр промышленности и торговли республики Александр Когогин сказал, что глобальный финансовый кризис быстрее "оттает" в тех странах, где наибольший процент успешных предпринимателей...

- Я уверена в том, что Татарстан быстрее справится с кризисными явлениями, поскольку он экономически сильнее, чем многие другие регионы, все предыдущие годы стабильно внедрял новые технологии. Есть желание и воля руководства и населения республики преодолеть как можно оперативнее и с наименьшими негативными последствиями период финансово-экономического кризиса.

"Республика Татарстан"