Мировой кризис, ударивший прежде всего по традиционным финансовым структурам, выстроенным по западной модели, заставляет финансистов обратить внимание на альтернативные варианты развития, в частности, на исламский банкинг. Сегодня эта тема обсуждается на начавшемся в Казани международном семинаре "Исламский банкинг и финансы". 

Семинар организован при поддержке Исламского Банка Развития (Королевство Саудовская Аравия) и Куала-Лумпурской бизнес школы (Малайзия). В течение двух дней специалисты финансового сектора Малайзии и России будут обсуждать особенности исламских банковских продуктов. На стартовой сессии семинара многие участники подчеркивали актуальность рассмотрения исламского банкинга именно сейчас, в условиях кризиса современной мировой финансовой системы и поиска новых подходов.

В качестве докладчиков на семинаре выступили представители Куала-Лумпурской бизнес школы: ее президент профессор Судин бин Харон и директор по обучению профессор Абд Рашид абд Кадир.

Господин Судин пояснил, что исламская банковская система основывается на принципе отказа от использования "рибы", ссудного процента, а также на исламских принципах справедливости и правосудия. В мире работает около 400 исламских финансовых институтов. Но наиболее полно исламская финансовая система внедрена в Малайзии, утверждает Судин бин Харон. Там созданы исламский финансовый рынок, исламское законодательство, исламская наука. По мнению господина Судина, для того, чтобы создание исламских финансовых институтов было возможно и в России, прежде необходимо внести соответствующие изменения в законодательство.

Отсутствие юридической основы исламского банкинга в стране отметили и представители российских банков:

- Мы были бы рады внедрить продуты исламского банкинга, - рассказал Эдуард Ислямов, начальник отдела казначейских операций Банка Казани (Казань). - Однако пока для этого нет законодательной базы. Например, в России кредитная организация не может заниматься производственной или торговой деятельностью. Нет и возможности выдавать беспроцентные кредиты. Его получатель подвергается дополнительному налогообложению.

По мнению Сергея Хорошилова, менеджера управления финансовых институтов Северной Азии и Ближнего Востока Внешэкономбанка (Москва), нельзя в одном банке вести и традиционную банковскую деятельность, и исламскую.

- И регистрация, и реестры, и отчетность разные, - отметил он. - Но помимо этого существует еще одна проблема – нет единого понимания исламской финансовой системы. В странах Ближнего Востока, в тех же Арабских Эмиратах, Сирии, Иордании, взгляды на исламский банкинг отличаются от малазийских. Чем больше будет подобных семинаров, тем больше будет сближение. По крайней мере, в России, где большой процент мусульманского населения, запрос общества на исламский банкинг есть, но еще очень и очень далеко до его внедрения.

Важность события отметил и заместитель министра образования и науки РТ Вадим Хоменко в своем приветственном слове:

- Кризис заставляет задуматься о стратегии дальнейшего развития экономической системы. Задача таких семинаров состоит, в том числе, в преодолении разрыва между экономической наукой и властью. Те, кто внимательно наблюдает, за экономической ситуацией в мире, убеждается, что мир однополярным быть не может. Складываются различные модели в экономике. И именно в России, которая занимает исторически промежуточное место между Западом и Востоком должны отрабатываться уникальные воззрения на развитие Запада и Востока и их интеграцию.

Линар Якупов, директор Российского центра исламской экономики и финансов (РЦИЭФ), организовавшего семинар, подчеркнул, что для создания исламской банковской системы, прежде всего, необходимо заняться просветительской и образовательной работой.

Семинар должен завершиться завтра подписанием трех меморандумов: между Куала-Лумпурской бизнес школой и РЦИЭФ по сотрудничеству, между Малайзией, Катаром и Татарстаном по созданию консалтинговой компании, между страховой компанией "Альянс РОСНО Жизнь" (Казанский филиал), ИФК "Линова" и РЦИЭФ по проекту "Такафул".

Денис Симонов