ПЕРВЫЙ ВИЗИТ - В НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

Первый визит патриарха Алексия II в Казань начался во второй половине дня 31 августа 1997 года. В VIP-зал казанского аэропорта, куда прибывал глава православной церкви, были допущены немногие. Делегацию встречающих возглавлял архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, официальные власти представлял председатель Госсовета РТ Василий Лихачев. Мусульманское духовенство было представлено в лице муфтия Татарстана Габдуллы-хазрата Галиуллина.

Естественно, был целый автобус с казанскими журналистами. Аккредитацию они проходили в Госсовете РТ. Забегая вперед, скажу, что в самолете с патриархом прилетел огромный пул московских журналистов во главе с руководителем пресс-службы Николаем Державиным. По традиции с предстоятелем церкви приехали и множество архиереев из близлежащих епархий.

Патриарха встречали у трапа самолета – он сошел, благословил присутствующих, был в хорошем расположении духа, что, впрочем, сохранилось в течение всего визита. Кортеж практически сразу же двинулся в Никольский собор, где прошло вечернее богослужение. Возможно, это место было выбрано не случайно: собор считается местом намоленным, потому что закрывался лишь на короткий период и многие годы был одной из двух действующих в Казани церквей.

Старейший казанский собор был полон верующих, люди были в приподнятом настроении, ведь патриарх впервые приехал в Казань. После богослужения он и вся делегация выехали в казанскую семинарию, которая тогда только что открылась. Предстоятель осмотрел семинарские классы и, несмотря на усталость и то, что час был уже поздний, отслужил молебен в храме Иоанна Кронштадского.

После ужина Его Святейшество отбыл в резиденцию президента РТ Минтимера Шаймиева, предоставленную ему главой Татарстана.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА «ЛИНДЕ»

Программа второго дня первого пастырского визита была перенасыщенной. День начался с литургии в Петропавловском соборе, где также было огромное скопление верующих. Поскольку все желающие просто физически не могли поместиться в храме, была сделана трансляция патриаршей службы, и те, кто стояли во дворе, могли молиться вместе со всеми. Когда богослужение окончилось, в нижнем храме собора, не имевшего тогда вместительной трапезной, прошел торжественный обед в честь патриарха. Столы ломились от яств, особенно выделялись жареные поросята. Впрочем, патриарх был скромен в еде, но тем не менее хозяева очень хотели принять дорогого гостя от души. Далее предстоял визит в танковое училище, где патриарх выразил желание поприветствовать курсантов.

Во время выезда из двора Петропавловского собора произошел курьезный, но показательный случай. В первой машине ехали патриарх, архиепископ Анастасий и муфтий Татарстана. За ними шел автобус с журналистами. Неожиданно процессия встала. Журналисты, выглянувшие из окон, увидели, как над толпой плывут чалмы. По салону пронесся ропот: «Мусульманский пикет!»

Когда жаждущие сенсации труженики пера выскочили из автобуса, они увидели умиротворяющую картину: огромная толпа верующих окружила и патриарха, и архиерея, и муфтия с муллами. К ним тянули руки за благословлением, что священнослужители от души и делали. Архиепископ Арсений раздавал бумажные иконки с изображением Казанской иконы, выпущенные специально к визиту Алексия II в Казань. Но московским коллегам так хотелось «межнационального конфликта».

После визита в танковое училище, где патриарх на плацу благословлял курсантов, процессия выехала в речной порт, откуда скоростной катер «Линда», предоставленный зеленодольцами, взял курс на Свияжск.

Во время путешествия, которое заняло не более часа с небольшим, предстоятель церкви любезно общался с прессой в неформальной обстановке и расспрашивал казанцев о житье-бытье. Накрапывал дождь, Волга была неспокойной, но на «Линде» качка не ощущалась. К трапу катера были поданы микроавтобусы, которые привезли гостей на высокий свияжский холм. Распогодилось, и выглянуло солнце.

Визит на остров Свияжск был неслучайным – 27 августа 1997 года Свято-Успенский мужской монастырь был передан Казанской епархии, и там появились первые насельники. Патриарх, выйдя из автобуса, прошел пешком внушительный отрезок пути, пообщался с местными жителями, поговорил со старейшей жительницей этого острова, которая помнила еще страшные годы, когда свияжские храмы разрушались и осквернялись. Осмотрел деревянную церковь, Успенский собор, благословил наместника, который только что вступил в эту должность.

У ОЗЕРА

Следующим пунктом визита был Раифский Богородицкий мужской монастырь. Туда процессия и направилась – сначала на «Линде», а потом на автобусах. Раифа встретила патриарха торжественно. Дорожка от колокольни и до самого мостика, а этот отрезок пути предстоятель прошел пешком, была усыпана красными и розовыми астрами, звонили колокола, по обеим сторонам дорожки стояли сотни паломников.

Наместник обители архимандрит Всеволод сам провел короткую экскурсию по монастырю, затем патриарх вошел в Грузинский собор, где хранится главная раифская святыня – чудотворный грузинский образ Божией Матери. Возле него патриарх отслужил молебен. Потом все прошли в трапезную на ужин.

Столы в трапезной были накрыты изысканно, за ними не было ни одного свободного места. Среди гостей были и Лихачев, и мэр Казани Камиль Исхаков. Ужин был длинный, в конце в трапезную ввезли огромный торт, выполненный в форме Троицкого собора. Этот сюрприз приготовила кондитерская фабрика «Заря» и ее директор Зураб Хубулава, который, кстати, тоже был на ужине. Алексий пошутил: «Ну как же можно есть такую красоту?» Торт тем не менее разрезали. После ужина, хотя сутки уже закачивались, архимандрит Всеволод еще смог показать патриарху Раифское озеро и ажурную беседку, которую тогда только установили.

«ТАК НАДО ВОССТАНАВЛИВАТЬ ОБИТЕЛИ»

Утро третьего дня визита началось с молебна в Варваринской церкви. Когда он окончился, патриарх обратился к пастве с коротким словом. Помимо всего прочего, он вспомнил и Раифу, которая его потрясла:

- Вчера я был в Раифском монастыре, эта обитель – образец того, как надо восстанавливать монастыри, - сказал Алексий II. Для архимандрита Всеволода эта фраза имела продолжение, но об этом чуть позже.

В последний день того визита на казанскую землю патриарх отобедал в Ивановском монастыре, посетил резиденцию муфтия Татарстана (она тогда располагалась в мечети "Нурулла"), где было дружеское чаепитие с мусульманским духовенством. Уже вечером в зале аэропорта он провел обстоятельную пресс-конференцию для казанских и московских журналистов по итогам визита.

А через несколько месяцев, уже зимой, архимандриту Всеволоду поступило предложение возглавить кафедру в одной из епархий на Дальнем Востоке. Патриарх запомнил священника, который смог восстановить монастырь из руин. Но Всеволод попросил отставить его в Раифе, в которую вложено и вкладывается столько его сил и души. Просьба была удовлетворена.

ВИЗИТ С ПОДАРКОМ

Второй визит патриарха был более сжатым. Он прошел в июле 2005 года, когда Алексий II приехал накануне юбилея Казани с великим даром – чудотворной Казанской иконой Богоматери, которую в свою очередь подарил РПЦ понтифик.

На этот раз и делегация была меньше, и служб было не так много. Пресс-службу возглавлял Владимир Вигилянский. 21 июля, в день почитания Казанской иконы, была литургия в Благовещенском соборе Казанского кремля. Для того чтобы не было толчеи и давки, вход в кремлевский двор был строго по пропускам, которые раздавались в храмах. Причем по одним пропускам можно было пройти только во двор, по другим – в сам собор на литургию.

Возле входа во двор Кремля стояла рамка-металлоискатель, к ней выстроилась длинная очередь. Все парковки вблизи были забиты автомашинами, самым реальным было припарковаться не ближе, чем возле отеля «Мираж». Не только собор, но и сам кремлевский двор были забиты до отказа.

После литургии икону крестным ходом отнесли в Крестовоздвиженский собор, процессию возглавлял сам Алексий. Во дворе только что образованного Богородицкого мужского монастыря был отслужен молебен перед чудотворным образом. Практически сразу же после этого над Казанью разразилась гроза, и начался сильнейший ливень.

В честь приезда патриарха и престольного праздника града Казани был дан торжественный обед в КРК «Пирамида», после него патриарх смог еще заехать на подворье Раифского монастыря на ул. Кирова.

Обычно за время своего правления патриархи приезжают в епархии не более одного раза. Казанская составила исключение – во второй раз приехать к нам Алексия II сподвигла такая приятная причина, как чудотворная икона. Каким же окажется визит его преемника, узнаем через несколько дней.