«НУЖЕН БЫЛ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ В ТАТАРСТАНЕ»

- Ренат Магсумович, вы только что вернулись из Москвы, где принимали участие в совете при президенте РФ по культуре и искусству, кто в него входит?

- Входят виднейшие деятели нашей культуры, этот совет вырабатывает предложения по разрешению тех или иных проблем, которые возникают в нашей жизни в сфере культуры и искусства.

- Каким образом вы попали в этот совет?

- Я не знаю, как я попал туда, но, я думаю, это связано со статусом нашей республики, она занимает видное место и в экономике России, и в культуре. Очевидно, был нужен человек, который живет в Татарстане, представляет татарстанскую и татарскую культуру. И они вышли на меня, думаю, что не без согласия президента РТ Рустама Минниханова. Хотя точно я этого не знаю.

- А кто конкретно сделал вам это предложение?

- Мне позвонил секретарь совета по культуре и искусству Владимир Толстой - в прошлом директор музея-заповедника «Ясная Поляна». Мы с ним давно знакомы, Владимир Ильич приглашал меня когда-то в Ясную Поляну на толстовские чтения, где я выступал с докладами. Наверное, кроме этого, меня знают по многочисленным публикациям.

- Вы сразу же согласились?

- Я ему так и сказал: «Владимир Ильич, до того как позвонить мне в Казань, вы же меня изучили, вы согласовали мою кандидатуру со всеми инстанциями, в том числе и с Татарстаном. Мне остается только соглашаться».

«ИЗ РЕСПУБЛИК НАС ВСЕГО ДВОЕ»

- Вы единственный представитель Татарстана?

- Да. А из республик нас двое, есть еще представитель Дагестана.

- Вам очертили круг обязанностей, чем вы будете заниматься?

- Круг обязанностей там никому не очерчивают, там все занимаются вопросами культуры и искусства.

- Ну это очень общая формулировка.

- Да, общая формулировка. Но совет ее конкретизирует, вычленяет вопросы, которые вызывают какие-то сомнения или неприятие. Изучением и внесением конкретных предложений занимался до сих пор совет. Но мы уже организовали в его недрах четыре межрегиональные комиссии. Российский президент Владимир Путин успел подписать указ по этому поводу.

«ЭТО МОЖЕТ СТАТЬ НАШЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ»

- Какова была повестка дня первого заседания совета?

- «Культура России: ресурс развития страны и основа консолидация общества. Актуальные вопросы современной культурной политики». Владимир Путин в последнее время очень часто говорит о многонациональном российском народе, и эту идею надо конкретно осуществлять. Консолидация общества – это очень важно, это может стать национальной идеей на какой-то период. Нам надо сохранять ресурсы нашего многонационального народа, развивать их, это и есть национальная идея для россиян.

- И все-таки какие вопросы рассматривает совет?

- Например, он рассматривает вопросы выдвижения кандидатов на соискание госпремии РФ – нашей главной государственной премии.

- Чем же вы конкретно будете заниматься в Татарстане?

- Я в Татарстане ничем конкретно не буду заниматься.

- То есть вы не будете решать проблемы нашей культуры?

- Я член совета по культуре при президенте России. Меня Татарстан не делегировал. Но я буду заниматься и татарстанскими проблемами.

- Как вы полагаете, у нас в Татарстане какие самые насущные проблемы в области культуры?

- В Татарстане такие же проблемы, как и во всей России.

- Это понятно. Но давайте представим, если бы вам дали деньги, солидные деньги, куда бы вы их вложили?

- Я бы вложил их в развитие профессионального искусства – в профессиональную литературу, в профессиональный театр, в книгопечатание. В библиотеки бы вложил. Наши работники культуры так же мало получают, как их коллеги в России.

- То есть вы бы потратили деньги на увеличение зарплат?

- И на увеличение зарплат, и на оснащение учреждений культуры и искусства новым оборудованием, и на создание специализированных школ для детей, для поддержки одаренной молодежи.

- А в развитие татарстанского кино вы бы вложили деньги?

- В развитие татарстанского кино вложил бы обязательно. Во время заседания нашего совета по культуре, кстати, огромное количество вопросов касалось нашего российского кино. Они касались и состояния кинопроизводства, и содержания кинофильмов. И самое главное, проката наших фильмов. У нас сейчас выпускают много хороших отечественных картин, но все экраны заполнены голливудскими блокбастерами. То же самое говорили и о литературе. В России пишут много хороших книг, но прилавки книжных магазинов в основном заполнены иностранной литературой.

- Но и российской литературы много…

- Много, но это не та литература. Настоящая литература сейчас очень редко пропагандируется.

«МЫ МОЖЕМ КОНКУРИРОВАТЬ, НО О НАС НЕ ЗНАЮТ»

- Вы можете назвать фамилии авторов, которых сейчас невозможно купить?

- Всех авторов можно купить! Но одних можно купить в Иркутске, где их издали тиражом две тысячи экземпляров, других – в Вологде, где напечатан такой же тираж.

- Вы, очевидно, имеете в виду региональных авторов?

- Региональных. А те авторы, которые продаются везде, я их фамилии называть не буду, я бы их не пропагандировал.

- А вы полагаете, что региональные авторы могут составить конкуренцию тем авторам, что издаются миллионными тиражами?

- Могут.

- Кто, например, из татарстанских авторов может быть конкурентоспособен, кроме Дениса Осокина?

- Я о татарстанской литературе пока не хочу говорить.

- Хорошо, но кого из провинциальных авторов сейчас можно издать миллионным тиражом, и книги раскупят, вы можете такого назвать?

- Наверное, такие есть, но мы их не знаем. Ни у кого из нас нет такой информации, потому что вокруг нас идет пропаганда нескольких писателей, которые занимаются не той литературой, о которой мы с вами говорим сейчас. Это дешевые детективы, это дамские романчики.

«НАС, ПИСАТЕЛЕЙ, ВСЕГО ДВОЕ»

- В каком формате проходило первое заседание совета?

- Оно проходило под председательством Владимира Путина, на нем присутствовали все члены совета и приглашенные. Всего в совете - 59 человек. Абсолютное большинство членов совета – из Москвы и Петербурга.

- Удалось познакомиться с кем-то из членов совета?

- Я знаком со многими членами совета. С радостью встретился с Александром Шолоховым - внуком нашего классика. Он директор музея-заповедника в Вешенской. Поговорил со старым знакомым Юрием Поляковым. К великому сожалению, писателей в совете всего двое – Поляков и я.

«НАДО ПОКАЗАТЬ МИРУ, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗОЛОТАЯ ОРДА»

- Вы написали некоторое время назад либретто нового балета про Золотую Орду. Решили повторить успех балета «Сказание о Йусуфе», который был удостоен государственной премии РФ?

- Об успехе ни я, ни композитор Резеда Ахиярова не думаем. Хотя надеемся на него. Мы пишем либретто и музыку не ради того, чтобы кого-то удивить. Мы работали ради того, чтобы показать, что же такое была Золотая Орда, чем она является в контексте нашей истории, сегодняшнего дня. Тема эта очень богатая и глубокая.

- Как будет называться балет?

- «Золотая Орда». Это словосочетание известно во всем мире, думаю, интерес к нему будет большой.

- А вы уже посмотрели фильм «Орда»?

- Нет, пока еще не успел, но непременно посмотрю.

- Немного о фабуле балета, что там за персонажи?

- В либретто затронуты последние годы существования Золотой Орды, самые трагические ее страницы. Для удовлетворения своих амбиций один из правителей призывает на помощь иностранные войска, они приходят в Золотую Орду и разрушают ее.

- Естественно, вам пришлось изучать исторические материалы, долго длилась работа?

- Сначала я написал одноименную поэму. Схема та же, что и в «Сказании о Йусуфе», - сначала поэма, потом либретто. Но перед либретто для балета о Золотой Орде вначале было написано либретто оперы об этом периоде нашей истории, музыку сочинил московский композитор Рашид Губайдуллин. Клавир был готов, композитор начал писать партитуру, но скоропостижно умер. Опера так и не увидела свет. Но когда наш оперный театр обратился ко мне с предложением написать либретто для какого-то балета, мы с Резедой Ахияровой предложили на выбор несколько тем. Театр выбрал историю Золотой Орды. Над балетом уже работает постановщик Георгий Ковтун, премьера назаначена на будущую осень.

Справка

Ренат Харис (Харисов) родился в 1941 году в семье учителей в Ульяновской области. Окончил филфак педуниверситета в Казани. Работал учителем, журналистом, заведующим идеологическим отделом обкома партии, был замминистра культуры, главным редактором газет и журналов, заместителем председателя Госсовета РТ. Автор многих стихов, книг и сценариев, лауреат госпремий РФ и РТ.