ТАГИРЬЯНОВ ВНОВЬ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ

Вчера здание Московского городского суда охранялось усиленными нарядами полиции и спецназа юстиции, всюду огромное количество репортеров. Ажиотаж, правда, был связан с очередным рассмотрением дела Pussy Riot, заседание по которому проходило в соседнем зале. На фоне него никто не заметил троих мужчин, сопровождаемых из «Матросской тишины» двумя сержантами полиции. Некогда грозные лидеры кровавой группировки из Набережных Челнов, двое из которых получили пожизненные сроки, а третий - 25 лет, скромно прошли в зал и мирно расселись в стеклянной камере.

Эдуард Тагирьянов рядом с собой положил несколько огромных папок — копия уголовного дела. Бывший лидер, в отличие от своих товарищей, был одет в тюремную робу с надписью на груди «ПЗ» — пожизненный заключенный. Олег Дацко и Альберт Хузин к процессу проявляли меньший интерес, у них был один блокнот на двоих. Одеты они в были в обычные спортивные костюмы. Тагирьянов выглядел бледным и худым.

ИЗ ПОХИЩЕННЫХ БАНДОЙ БИЗНЕСМЕНОВ ВЫЖИЛ ТОЛЬКО ОДИН

Об ОПГ «Тагиярьновские» впервые заговорили в мае 2003 года. Тогда среди бела дня был похищен гендиректор ОАО «КАМАЗ-Металлургия» Виктор Фабер и руководитель департамента экономики автогиганта Наталья Стародубцева, которая вместе с ним ехала в машине. После похищения Фабер связывался с коллегами и просил перевести через московский Содбизнесбанк один миллион долларов. На счета фирм-однодневок поступили 10 миллионов рублей, но преступники не собирались отпускать своих жертв. В сентябре тела обоих менеджеров с пулевыми ранениями в затылок были обнаружены на одном из островов Камы.

Всего же была доказана причастность членов банды к 22 убийствам (ОПГ отличалась особой жестокостью), а также к похищению людей с целью получения выкупа. Остался в живых лишь один из известных следствию потерпевших - предприниматель из Набережных Челнов Булат Баязитов, совладелец фабрики «Булай» и завода безалкогольных напитков «Алиса». Он удерживался бандитами в одной из челнинских квартир и был освобожден в результате спецоперации. Свои преступления бандиты совершали не только на территории Татарстана. В ходе расследования в одно производство были соединены 35 уголовных дел, которые были возбуждены по преступлениям, совершенным в Москве, Московской, Челябинской и Пензенской областях. Среди них убийство гендиректора московской фирмы «Юнеко-Авиа» Олега Куликова и корреспондента «Новой газеты» Игоря Домникова.

«Тагирьяновские» были снабжены большим арсеналом оружия: при обысках у них изъяли автоматы, гранатометы, пулемет, карабины, пистолеты, а также боеприпасы и взрывные устройства. Кроме того, у бандитов нашли удостоверения депутатов Госдумы и сотрудников милиции.

В 2007 году Верховный суд Татарстана приговорил Тагирьянова к пожизненному заключению, также как и 33-летнего Сергея Бабкова (непосредственного убийцу Фабера), 37-летнего Дацко и 24-летнего Данила Данилевича. Остальные участники получили длительные сроки заключения – до 25 лет колонии строго режима. Правда, с четверых все обвинения впоследствии были сняты.

НОВЫЙ ЭПИЗОД УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Во внушительном списке преступлений «Тагирьяновских» усилиями следственного комитета появилось еще одно - покушение на убийство челнинского бизнесмена Станислава Брайловского и его друга Анатолия Адельшина, также жителя автограда. В обоих стреляли из переделанного газового пистолета на стоянке в Москве в феврале 1998 года. Брайловский задолжал Тагирьянову около $100 тыс. и расплатиться не спешил, из-за чего на него и было совершено покушение. Бизнесмен получил ранение в шею, но выжил.

Вчера потерпевшие в суд явиться не смогли: Брайловский находится в больнице, а Адельшин не смог приехать из Набережных Челнов, поэтому выяснить, чем именно они занимались в те годы, не удалось. В ходе рассмотрения были допрошены двое свидетелей, которое дали пояснения относительно некоторых расхождений в показаниях, а также прояснили свою роль во вновь открывшемся эпизоде. Так, предположительно, преступление было совершено на машине БМВ, которую Тагирьянову дал на время один из свидетелей, впрочем, к мужчине у суда претензий не было.

Отметим, что Тагирьянов, Хузин и Дацко, спустя пять лет отбывания наказания, написали явку с повинной, сознавшись в преступлении. Суду предстояло выяснить детали и определить меру наказания для и без того отбывающих пожизненное заключение группировщиков.

СКУЧНО СИДЕТЬ

Сам Тагирьянов активно участвовал в слушаниях, ходатайств не подавал, но задавал множество вопросов свидетелям. При этом лидер ОПГ поначалу заметно волновался, и ему было даже сложно сформулировать вопрос, что вызывало определенное раздражение судьи. Однако когда приступили к допросу второго свидетеля, Тагирьянов освоился и формулировал вопросы более четко. Тем не менее большую часть вопросов суд к рассмотрению не принял, так как они не относились к существу дела, несмотря на то, что многое из того что спрашивал Тагирьянов, было весьма неоднозначным. Звучал вопрос и об организации взрыва на Украине, и о других подробностях криминальной деятельности, однако ни судья, ни прокурор к ним интереса не проявили.

В отличие от своего лидера, двое других «Тагирьяновских» особого интереса к происходящему в зале суда не проявляли, вопросов не задавали, только изредка переговаривались между собой.

Возникает вопрос, как следователям удалось «расколоть» уже и так получивших максимальные сроки заключения преступников. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» весьма необычную, но вместе с тем прозаичную версию работник суда, пожелавший остаться неизвестным, тут, скорее всего, интерес у осужденных простой: сменить обстановку, ненадолго поменять место отсидки - переезд, процесс, все это какое-никакое разнообразие, которое выражается, в том числе и в питании. Поэтому, вероятно, в скором времени стоит ожидать раскрытия и других совершенных бандой преступлений.