ПОД ДАВЛЕНИЕМ МИНИСТРА
Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН» Виктор Ермоленко, до конца 2012 года в португальском городе Понти-ди-Сор будет собран специализированный сельскохозяйственный самолет «Фермер-2». Схема кооперации, по словам Ермоленко, выглядит так: «Мы вкладываемся разработкой, португальцы – заводом и деньгами на сертификацию».
Получение европейского сертификата типа – принципиальный момент, при благоприятном исходе, по сути, открывающий «Фермеру» зарубежные рынки. Руководитель МВЕН затруднился назвать срок сертификации: «Это сложная процедура, и сроки загадывать сложно. Хотелось бы за год сделать. Мы надеемся, что предварительную работу проведем здесь, в России, по самолету «Фермер-500», и у нас будет хороший задел».
Напомним, что российская сертификация стартовала в июне этого года - Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета провел в Казани макетную комиссию самолета «Фермер-500». Это произошло спустя 10 лет после первого полета первого самолета (а всего построено 8 машин) семейства «Фермер» - до этого запустить процесс у МВЕН, несмотря на все усилия, не получалось. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Ермоленко, сдвинуть дело удалось лишь под давлением министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова (видимо, министру сумели правильно преподнести тему во время его мартовского визита в Казань на заседание координационного совета по промышленности) и при помощи министерства промышленности и торговли РТ. Сегодня «Фермеры» имеют сертификаты единичного экземпляра воздушного судна, что соответствует европейскому и американскому сертификатам Experimental, а для массового производства необходим сертификат типа. Ермоленко надеется, что российский документ удастся получить достаточно быстро – за счет того, что «Фермер» летает уже давно.
В «ЛЮБИМЧИКАХ» У МИНПРОМТОРГА
Отметим, что МВЕН за последние месяцы стал у российского минпромторга чем-то вроде любимчика. «Вдогонку» к сертификации «Фермера» Мантуров поддержал другой проект казанской фирмы – 9 - 11-местного самолета Expedition, предназначенного для местных авиалиний. Напомним, что в начале августа на фоне разговоров о полном крахе российской местной авиации Мантуров заявил о том, что примерно через три года его ведомство намерено начать выпуск региональных самолетов размерностью до 19 посадочных мест и что этот проект разрабатывает частная компания из Казани.
Сложно сказать, сколько в заявлении Мантурова популизма, так как подобных высказываний от высших российских чиновников мы слышали немало, но в МВЕН заверяют, что не бросят проект независимо от того, появится ли господдержка. У фирмы накоплен богатый опыт по «вытягиванию» исключительно на своих плечах того же «Фермера». Отметим, что это единственный в России успешный проект специализированного сельскохозяйственного самолета – аналогичная разработка фирмы «Сухой» - Су-38, что называется, «не пошла». Сертификация «Фермера» потенциально позволит создать в России целый флот сельхозсамолетов, то есть освоить совершенно не закрытую сегодня нишу. Отметим, что «Фермер-2» стоит $150 тыс., более продвинутый «Фермер-500» - $200 тысяч. Цена зарубежных аналогов - $300 тысяч.
Напомним, что при прохладном отношении в России «Фермеры» заинтересовали иностранные компании. Так, 22 ноября 2011 в Казахстане в рамках плана индустриализации открыли Карагандинский авиационный завод «Сумкар» по производству «Фермеров» (МВЕН выступил соучредителем предприятия, разработчиком, поставщиком технологий, базой для подготовки казахстанских специалистов). На 100 самолетов уже есть подтвержденный деньгами заказ. Хотя сегодня проект столкнулся с трудностями финансового характера, в 2013 году он, как ожидается, все-таки должен выйти на проектную мощность первой очереди – 36 самолетов в год.
26 октября 2011 года на государственном предприятии министерства обороны Украины «Одесское авиационно-ремонтное предприятие «Одесавиаремсервис» состоялся воздушный показ собранного там «Фермера». Выпуск самолета в Одессе должен начаться в этом году. Поначалу украинцы будут проводить только сборку, но потом локализуют производство.
ДЛЯ ПОРТУГАЛОЯЗЫЧНОГО МИРА
В Португалии «Фермерами» будет заниматься фирма «Аэронавтика» в городке Понти-ди-Сор. «Там уже есть небольшое авиапроизводство, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Ермоленко, - в своей линейке они начнут выпускать и наши самолеты. Пока это будет сборка, а потом посмотрим, как будет с вопросами перевозки, таможенного оформления… Сначала будет процедура сертификации типа, а после этого будет принято решение по продвижению. Зарубежные партнеры оценивают рынок португалоязычных стран - именно на них они нацеливают «Фермер», а не только на Португалию - примерно в сотню машин. Вопрос стоимости самолета решает португальская сторона».
По всей видимости, под «небольшим авиапроизводством» Ермоленко подразумевает то, что в индустриальной зоне Понти-ди-Сор базируется известное в среде авиации общего назначения предприятие Dyn Aero Iberica, которое выпускает легкие самолеты MCR01 (двухместный) и MCR 4S (четырехместный), а также авиакомпоненты. У португальских авиаторов и любителей авиации это своего рода культовое место. Открытие завода в 2001 году местная пресса назвала «гигантским шагом в области авиастроения» - это первое португальское предприятие по производству легких самолетов. На реализацию проекта было потрачено 6,76 млн. евро.
Отметим, что Португалия стабильно проявляет интерес к российской авиатехнике. Так, в середине 2000-х она вентилировала вопрос о приобретении амфибий Бе-200, и, насколько можно понять, вопрос до сих пор не закрыт, а в 2007 - 2009 годах купила шесть вертолетов Ка-32. Так что у МВЕН есть все шансы вместе с грандами представить российскую авиацию на Пиренейском полуострове.
Справка В число потругалоязычных стран входят Португалия, Бразилия, Ангола, Мозамбик, Кабо-Верде (португальский язык принят здесь наряду с Кабувердьяну или криулу), Гвинеи-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Восточный Тимор (наряду с австронезийским языком тетум) и Макао (наряду с китайским). Около 80% всех современных носителей португальского языка ныне проживают в Бразилии. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.