460-3.jpg
Члены экспертного совета просят оградить их от давления предпринимателей

«ОНИ ПЫТАЛИСЬ ДАТЬ ВЗЯТКУ, А ПОТОМ СТАЛИ НАМ УГРОЖАТЬ!»

Обстановка на экспертном совете, и без того достаточно напряженная в последнюю неделю, вчера достигла апогея. Судя по тому, что рассказала в первые же минуты итогового заседания член совета, доцент ТИСБИ Гульнара Квон, не только факт подведения итогов и спорности ключевых вопросов вызвал у совета желание закрыться от предпринимателей (с началом заседания замруководителя АИРа Лиана Саетова попросила их удалиться - собственно, таковых было всего двоеред.). К чести экспертного совета АИР следует отметить сохранение позиции информационной открытости для СМИ, которые, в том числе и корреспондент «БИЗНЕС Online», и наблюдали за развернувшейся исторической дискуссией.

Итак, 3 октября на совет заявились некие ИП Каримова и представитель ООО «ЛардаВита» (возможно, название общества пишется по-другому, но эксперт говорила эмоционально, а в списках заявителей на «Соцбизнес» таковые не значатся, правда, есть ООО «Вита» и ООО «Вита+» - ред.). Заявившись, по словам Квон, они стали «угрожать членам совета». Как именно угрожали, Квон не уточнила, однако подчеркнула, что данные предприниматели «не были зарегистрированы». Кроме того, она сообщила, что угрозам предшествовала попытка дать взятку сотрудникам АИРа.

- Мы подготовили письмо Халикову и Якупову, где просим оградить членов совета от давления предпринимателей! - заявила эксперт и призвала коллег, согласных с данным предложением (а судя по редакции большинства, у совета насчет предпринимателей за эти дни «накипело» - ред.), подписать письмо по окончании заседания.

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ВСЕ РАВНО, СКОЛЬКО НАС ТАМ БЫЛО»

Далее участники совета приступили непосредственно к подведению итогов.

Напомним, что на данном этапе программы «Социальный бизнес» было подано 600 заявок - как сообщил член экспертного совета, сопредседатель ТРО «ОПОРА России» Артем Наумов, заявки принимались до 15:00 17 сентября. 25 сентября советом были рассмотрены сразу 200 проектов, а утром следующего дня на сайте АИРа появилось следующее сообщение: «В связи с исчерпанием бюджета финансирования по программе «Социальный бизнес» заседания экспертного совета по отбору бизнес-проектов, назначенные на 26 и 27 сентября 2012 года, отменяются». В результате предприниматели - заявители оставшихся 400 проектов (многие приехали утром 26-го из районов РТред.) - посчитали свои права ущемленными и написали письмо президенту РТ Рустаму Минниханову. Президент отреагировал резкой критикой в адрес АИР и поручил проверить его деятельность антикоррупционной комиссии под руководством премьер-министра Ильдара Халикова. Оставшиеся 400 заявок, по рекомендации из Кремля, были вынесены на рассмотрение экспертного совета.

460.jpg
По итогам заседания было рекомендовано к одобрению 111 заявок (напомним, всего осталось 35 555 000 рублей - это 59 субсидий по 600 000 рублей)

В итоге, как сообщил Наумов, к 4 октября были отобраны 111 проектов (из всех 600ред.). Он напомнил, что, согласно постановлению кабмина №504, «проход» или «непроход» проекта определяется простым большинством голосов. Однако вся проблема в том, что остаток финансовых средств по завершению первого конкурсного отбора по программе «Социальный бизнес» составляет 35,555 млн. рублей или 59 субсидий по 600 тыс. рублей. Которые, само собой, как и семь шапок из одной шкурки, на 111 проектов не растянешь.

Кроме того, поскольку количественный состав совета по факту в эти дни был неодинаков (да и в течение дня некоторые эксперты порой то появлялись, то уезжалиред.), у некоторых проектов получилось больше голосов «за», чем у других. Однако, как проницательно отметил Наумов, «предпринимателям все равно, сколько нас там было». В результате «список 111» был построен по принципу «от обратного»: первым стоял проект, набравший наименьшее количество голосов «против».

«СЕРЫЙ СПИСОК»

С первыми 50 проектами членам совета все было предельно ясно – большинство экспертов проголосовали «за». Отметим, что содержание списка пока засекречено и останется таковым до тех пор, пока соответствующий протокол не будет подписан главой АИР и председателем экспертного совета Линаром Якуповым (вчера он уехал в очередную зарубежную командировку в Турцию в составе татарстанской делегацииред.). А тем временем Наумов призвал коллег «быть поаккуратнее, чтобы итоги не ушли куда-то там раньше времени».

Однако, начиная с пункта под номером 52, шли 16 проектов, обозначенные членами совета как «серый список» - они набрали одинаковое количество голосов «за» и «против». И тут в полный рост встал вопрос: как резать список, кем и по какому принципу жертвовать? Наумов предложил применить пресловутый метод календарного приоритета подачи заявки, однако мнения неожиданно разделились.

«НАС ПРИГЛАСИЛИ – МЫ ОЦЕНИЛИ, ЛИМИТЫ – ДЕЛО АГЕНТСТВА!»

В иное русло ход событий направил юрист Валентин Паймухин - руководитель аппарата ТРО общероссийской организации «Ассоциация юристов России».

- А в положении о программе нет такого принципа – кто первый встал, того и тапки, - в гробовой тишине произнес Паймухин и добавил. - Я в этом участвовать не буду. Нас пригласили оценить – мы оценили. Остальное – дело агентства, лимиты и прочее. Получается, что, если кто-то сдал на две минуты раньше, он пройдет? Нет, это чревато волнениями…

460-2.jpg
Артем Наумов вынес на голосование два вопроса - принять весь список из отобранных экспертным советом проектов и обратиться к правительству РТ на дофинансирование программы

Совет при этом заворчал – перспектива пересматривать проекты снова (почему-то все заговорили именно об этом, как о самом страшном снеред.) никого не прельщала. Хотя волнения, как показывает практика, – тоже вещь серьезная. Однако Паймухин поспешил выйти с предложением.

– Надо ставить вопрос перед правительством республики о возможности дофинансирования проектов если не в этом, так в следующем году. Мы не можем приказывать, но можем рекомендовать агентству обратиться в минэкономразвития РФ или в Госсовет РТ с инициативой о выделении средств (как нетрудно подсчитать, речь идет о 31,2 млн. рублей на оставшиеся 52 проектаред.).

Впрочем, надежды на федеральную помощь сразу же развеяла секретарь совета, начальник отдела экономического анализа и финансовых продуктов АИРа Елена Шулина, заявив, что средства МЭРТ на этот год по РТ уже утверждены и пересмотру не подлежат. Кроме того, по словам Шулиной, МЭРТ сейчас обязывает заявляться на господдержку МСБ все регионы страны, поэтому ожидать увеличения лимита либо высвобождения весьма сомнительно. На это юрист Паймухин ответил: «Значит, ситуация шире, и волнения могут быть по всей России…»

«ОЧЕРЕДЬ В ДЕТСКИЙ САД ЭКСПЕРТЫ НЕ СМОТРЯТ!»

Наумов предложил экспертам по очереди высказать позицию относительно календарного приоритета. «За» такой отсев оказались, в частности, сам Наумов, отметивший, что «первые проекты более зрелые и лучше подготовлены», начальник управления «Банк Татарстан» Сбербанка РФ Ляйля Зарипова, начальник службы безопасности НО «Гарантийный фонд РТ» Данил Хазиев, предправления ассоциации медработников РТ Ростислав Туишев, а также Квон. Как подчеркнула Зарипова, в таком подходе «нет никакого криминала».

Артур Николаев предложил сначала утвердить весь «список 111» - по сути, утвердить большую работу, проделанную советом, и далее поддержал предложение Паймухина по дофинансированию.

- Думаю, АИР не будет кулуарно финансировать, - добавил Паймухин («Конечно, нет!» - тут же отреагировала Саетоваред.) и отрезал. - Календарный принцип для очереди в детский сад – тут эксперты не нужны!

Чувствуя, что в участниках согласья нет, Наумов вынес на голосование два вопроса: во-первых, принять весь список из отобранных экспертным советом 111 проектов, во-вторых, направить в АИР рекомендацию с предложением обратиться с инициативой к правительству РТ на дофинансирование данной программы. В итоге оба пункта были одобрены единогласно, как и письмо с требованием защитить членов совета от угроз и давления заявителей.

ВТОРОЕ ПИСЬМО

Таким образом, за последнюю неделю президент (вряд ли его оставят в неведении – ред.) получит уже второе скандальное обращение в связи с грантовой деятельностью АИРа, но на этот раз в роли жертвы выступают сами эксперты-оценщики. Помимо фактов давления вчера участники совета – правда, не называя фамилий – неоднократно заявляли, что «инвалиды кочуют из проекта в проект», «проекты идут однотипные, только названия меняются», «люди идут за халявными деньгами», «пачками от консалтинговых фирм». Но при этом на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», считают ли они правильным, что рассмотрели все 600 заявок, члены совета ответили: «Да, безусловно! В нашем списке лучших есть проекты из конца списка!» - и подчеркнули, что отобранных проектов могло быть и 98, и 120, и 130. То есть совет, по сути, продемонстрировал: мы максимально объективны, и коль мы эксперты, негоже нам подгонять свои оценки под чьи-то лимитированные обстоятельства. Что само по себе странно: в любом конкурсе выбирают лучших из лучших, отсекая лишнее (везде есть лимит по номинациям, по бюджету).

И хотя вчера утром на координационном совете по МСБ РТ, который возглавляет Павел Сигал, Якупов ясно дал понять, что считает ситуацию вокруг заявок на социальный бизнес «шумихой» и «спекуляцией, на которой кто-то пытается заработать себе очки», при таком развитии событий возникают очередные серьезные сомнения. Не все так ладно в «датском королевстве», что доходит, если верить членам совета, и до попыток дачи взяток, и до прямых угроз от неадекватных заявителей. И ко всему прочему закончилось этим обращением наверх, мол, дайте денег! Похоже, ситуация выходит полностью из-под контроля…

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием ситуации.