Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой намерена обратиться к правительству с призывом обратить внимание на критическую ситуацию, сложившуюся с Пенсионным фондом РФ. По мнению ее председателя Сергея Иванова, действующий механизм инвестирования средств пенсионных накоплений является неэффективным и не позволяет в условиях финансового кризиса рассчитывать на существенное увеличение размера трудовой пенсии в будущем.

На заседании были приведены данные Пенсионного фонда о том, что на сегодняшний день его убытки составляют 20 млрд. рублей. За 9 месяцев 2008 года только четыре компании, в том числе Государственная управляющая компания, зафиксировали доходность. Максимальный уровень доходности достигнут УК "Вика" - 4,17%, Государственной управляющей компанией - 1,97%, УК "Тринфико" (портфель консервативного сохранения капитала) - 2,36% и УК "РН-Траст" - 1,47%. Наиболее высокий уровень убыточности сложился у ЗАО "УК "Тройка Диалог" (-45,52%), УК "Агана" (-44,87%), что свидетельствует об обесценивании пенсионных накоплений, сообщает РБК.

Комиссия обращает внимание, что действующий порядок инвестирования средств исключительно в ценные бумаги, включенные в котировальный список высшего уровня, существенно ограничивает возможности эффективного доверительного управления пенсионными средствами. Он добавил, что Федеральная служба по финансовым рынкам до настоящего времени не обеспечила принятие мер по утверждению методики расчета ущерба, нанесенного Российской Федерации в результате умышленных действий управляющей компании при инвестировании средств пенсионных накоплений. Это не позволяет своевременно принимать меры по возмещению ими ущерба. При этом за период 2006-2008 годы нанесенный РФ ущерб от деятельности 8 управляющих компаний составил 11 млн. 748,4 тыс. рублей, из них добровольно возмещен ущерб только четырьмя управляющими компаниями в сумме 764,8 тыс. рублей, или 6,5%.

Комиссия СФ рекомендует правительству расширить перечень инструментов инвестирования средств пенсионных накоплений за счет облигаций, обладающих гарантией РФ, облигаций национальных компаний, находящихся под контролем государства, а также за счет средств облигаций иностранных эмитентов, которые работают на территории РФ.