Решение Евросоюза отказаться от поставок российского газа к 2027 году пагубно скажется на Европе, особенно если Катар и США тоже сократят объемы экспорта СПГ. Об этом заявил государственный министр по вопросам энергетики Катара и гендиректор национальной нефтегазовой компании Qatar Energy Саад бен Шарида аль-Кааби.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это довольно озадачивает, я не уверен. Я имею в виду, если вы сами посмотрите на цифры. Что они будут делать, если Катар сократит поставки СПГ и американские компании тоже?» — сказал он (цитата по ТАСС).

Аль-Кааби обратил внимание на то, что гендиректор ExxonMobil Даррен Вудс недавно заявил о намерении вывести компанию из Европы. «Если это действительно так, это будет очень пагубно для Европы, на мой взгляд, не только для нефтегазовых компаний, но и для всех компаний», — добавил глава Qatar Energy.

В начале ноября аль-Кааби заявил, что Катар может прекратить экспорт СПГ в Европу, если Евросоюз не смягчит или не отменит штрафы в размере 5% от годовой выручки, которые страны сообщества планируют накладывать на крупные компании. В апреле совет ЕС на год перенес «транспонирование и первый этап применения» директивы о комплексной проверке в области устойчивого развития корпораций (CSDDD), охватывающей крупнейшие компании.

О планах ЕС полностью отказаться от российского газа, как трубопроводного, так и сжиженного, к концу 2027-го стало известно в начале мая текущего года. Сообщалось, что запрет затронет как новые, так и существующие контракты. Для действующих спотовых контрактов он может вступить в силу уже к концу этого года. Сроки реализации плана будут зависеть от того, насколько успешно Евросоюз сможет обеспечить альтернативные поставки СПГ из других государств, таких как США, Катар, Канада и страны Африки.

20 октября совет Евросоюза утвердил решение о запрете транзита российского газа через территорию ЕС в третьи страны с 1 января 2026-го. Для уже заключенных контрактов предусмотрен переходный период сроком на два года.

В октябре вице-премьер РФ Александр Новак рассказал, что доля российского газа в энергобалансе Европы сократилась вдвое — с 44 до 19%. При этом поставки все еще есть. Вместе с тем он отметил, что Россия при запросе готова нарастить поставки газа в Европу. По словам вице-премьера, страна открыта к диалогу: «Если будет потребность, будет расширяться количество разумных стран, которые хотят сотрудничать и обеспечивать свой энергобаланс надежно и дешево, мы готовы. У нас есть энергоресурсы».