Центр стратегического развития (ЦСР) призвал обновить систему государственной поддержки электротранспортной отрасли, уделив особое внимание доступности электромобилей для покупателей и стимулированию отечественных производителей. Об этом говорится в исследовании организации, имеющемся в распоряжении РИА «Новости».

 Фото: «БИЗНЕС Online»

«По результатам исследования мы предлагаем: пересмотреть меры господдержки электротранспорта, сосредоточив внимание на предоставлении льготных условий для производства доступных моделей и их компонентов и расширении льгот для покупателей электромобилей», — говорится в исследовании

Действующая концепция развития электротранспорта до 2030-го включает выпуск не менее 217 тыс. электромобилей в год, доведение доли их продаж до 15% рынка новых автомобилей и формирование парка из 1,4 млн машин.

Кроме того, в ЦСР предлагают рассмотреть вопрос о введении специальных налоговых и таможенных режимов для импорта электромобилей, а также механизмов, постепенно снижающих привлекательность транспорта с двигателями внутреннего сгорания, вплоть до ограничений для общественного транспорта и такси, работающих на ископаемом топливе.

В исследовании также перечислены действующие федеральные меры поддержки. Так, для производителей предусмотрен механизм специальных инвестиционных контрактов (СПИК), срок действия которых может достигать 15–20 лет в зависимости от объема вложений. С 2024 года действие СПИК распространено и на гибридные автомобили.

Для стимулирования спроса применяется субсидирование кредитов и лизинга на покупку российских электромобилей: скидка составляет 35% от стоимости машины, но не превышает 925 тыс. рублей. Помимо этого, до конца 2025 года для отечественных электромобилей действует льгота на проезд по платным федеральным трассам.

По данным «Автостата», в России в ноябре 2025 года было продано 1,6 тыс. новых электромобилей. Это на 57% больше, чем за этот же период 2024-го. Лидером марочного рейтинга остался российский бренд «Амберавто» с 404 проданными экземплярами. Второе место занял отечественный бренд Evolute (222 авто). В пятерку лидеров также вошли китайские марки Zeekr (196 авто), Xiaomi (172) и BYD (154).

К 2028 году в Татарстане должно быть не менее 350 объектов зарядной инфраструктуры для электромобилей. С таким поручением выступило правительство РТ. До этого норматив был 251 объект, т. е. увеличение произойдет почти в 1,5 раза.