В правительство направлен законопроект, предусматривающий расширение сферы применения конфискации и ареста имущества в делах о коррупции. Об этом РБК сообщил глава следственного комитета России Александр Бастрыкин. По его словам, документ позволит изымать активы у всех, кто связан с коррупционными преступлениями, включая имущество, формально не добытое преступным путем, но переданное третьим лицам для сокрытия.
Александр Бастрыкин
«Нужно обеспечить возможность наложения ареста на имущество, которое хотя и не было получено в результате коррупционного преступления, но отчуждено третьим лицам с целью его сокрытия и уклонения от возмещения ущерба. Нужно расширить перечень преступлений, по которым применяется конфискация», — отметил Бастрыкин.
Он подчеркивает, что преступные активы нередко выводятся за границу и их возврат осложняется пробелами в законодательстве. Сейчас порядок работы следователя на этапах поиска, замораживания и возвращения таких средств после передачи дела в суд не урегулирован законом и опирается лишь на ведомственные инструкции. Из-за этого возникают трудности при взаимодействии с иностранными органами, отметил глава СКР.
Для решения проблемы СКР готовит новый механизм, который позволит выделять отдельные уголовные дела, посвященные именно поиску и возврату незаконно добытых активов, а также любого имущества, подлежащего конфискации.
По словам Бастрыкина, только в 2025 году следователи наложили арест на имущество фигурантов коррупционных дел на сумму около 24,5 млрд рублей — это примерно на 25% больше показателей предыдущего года. Кроме того, обвиняемые добровольно передали государству имущество, денежные средства и ценности на 4,7 млрд рублей после возбуждения уголовных дел.
Всего в России за январь — сентябрь 2025 года подразделения СКР возбудили более 24 тыс. уголовных дел по коррупционным статьям, что на 16% больше, чем за аналогичный период 2024-го. В Татарстане зарегистрировано 1 202 преступления коррупционной направленности. Более 78% из них — факты взяточничества. Средний размер взятки в Татарстане за год вырос почти в 2 раза — с 377 тыс. до 702 тыс. рублей. Показатель увеличился на 86,2% по сравнению с 2024-м. Прокуратура Татарстана с начала года подала 7 исков о конфискации имущества у владельцев, которые не смогли доказать законность его приобретения. Сумма антикоррупционных исков достигла 728 млн рублей.
Напомним, в конце ноября Конституционный суд (КС) поддержал конфискацию единственного жилья у родственников коррупционеров и причастных к ним третьих лиц.
в Telegram
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.