Антон Хазов — новый главный тренер КАМАЗа Антон Хазов — новый главный тренер КАМАЗа Фото: «БИЗНЕС Online»

«5-е место КАМАЗа — это данность»

Антон Геннадьевич, КАМАЗ завершил осеннюю часть первенства Первой лиги на 5-м месте. У команды столько же очков, сколько у «Челябинска» (32), но вы впереди за счет доппоказателей. Как оцените результат?

— Могу выделить больше положительных моментов, чем отрицательных, потому что КАМАЗ занял высокое место: по дополнительным показателям мы в пятерке. Удалось сохранить тот результат, который был на момент прихода нашего тренерского штаба. Но всегда хочется чего-то большего. Считаю, могли обыграть в Кубке России «Крылья Советов» и пройти дальше, а в домашних играх — набрать больше очков. Раз этого не случилось, значит, есть объективные футбольные причины. Первая лига сложна тем, что все друг друга могут обыграть, шансы у команд абсолютно равны.

В целом у команды был плотный график — много игр. Насколько она оказалась готовой к этому физически?

— Стоит отметить хорошую работу тренерского штаба во главе с Ильдаром Ахметзяновым. На мой взгляд, команда хорошо подготовлена физически, она не проседала в трехматчевых сериях и по ходу самих игр. Мы теряли футболистов в основном из-за механических повреждений и дисквалификации, а мышечных травм почти не было. Я бы больше говорил о том, что в концовке накопилась психоэмоциональная усталость, потому что было два мощнейших выплеска — игра с хабаровским СКА, когда удалось отыграться на последних минутах, и матч с «Крыльями Советов», а для команд из Первой лиги встреча с коллегами из РПЛ — это всегда вызов и повышенный настрой.

После последнего матча встречались с руководством КАМАЗа? Может быть, подвели промежуточные итоги?

— Был телефонный разговор с генеральным директором клуба Иваном Владимировичем Клиповым. Он поблагодарил за игру команды, за работу нашего тренерского штаба. А итоги подводить еще рано, поскольку первенство ушло на паузу.

Для вас 5-е место — сюрприз?

— Это данность. Наверное, нужно разбить миф, что в КАМАЗе нет игроков и некому выходить на поле. У нас довольно неплохой по меркам лиги состав, есть и взрослые футболисты, которые прошли первенство от и до, а некоторые еще и в РПЛ выступали, и есть дерзкая и голодная молодежь, которая хочет расти. Поэтому мы там, где и должны быть. Может, это для кого-то и сенсация, но КАМАЗ ровно идет по турниру. Я считаю, футбол — самый справедливый спорт: на что наработал, то и получил.

Дата рождения: 28 апреля 1979 года

Место рождения: Калининград, СССР

Карьера игрока: «Торпедо-Виктория» (Нижний Новгород) — 1998–2000, «Динамо» (Москва) — 2001–2003, «Шинник» (Ярославль) — 2003–2008, «Волга (Нижний Новгород) — 2009–2012, «Томь» (Томск) — 2012–2013, «Газовик» (Оренбург) — 2013–2015, «Зенит» (Пенза) — 2015–2016, «Олимпиец» (Нижний Новгород) — 2016–2017.

Карьера тренера: «Нижний Новгород» (ассистент) — 2018–2022, «Нижний Новгород» (и. о. главного тренера) — 2021/2022, «Нижний Новгород» (ассистент) — 2023–2025, КАМАЗ (главный тренер) — с 2025-го по н. в.

«Прекрасно пониманию Ахметзянова — он пошел за мечтой»

— Ваше назначение было довольно неожиданным. Где вы находились в момент, когда вам поступило предложение от клуба?

— До КАМАЗа я 8 лет работал в системе «Нижнего Новгорода». Состоял во всех тренерских штабах, являлся исполняющим обязанности главного тренера основной команды, параллельно закончил обучение на лицензию Pro UEFA. Когда поступило предложение, я работал в молодежной команде «Нижнего Новгорода». Перед нами поставили задачу сохранить прописку, и нам удалось финишировать 10-ми.

Удивились, что предложение из Челнов поступило именно вам?

— Я знал, что Ильдар Ахметзянов вот-вот может уйти в команду РПЛ и появится вакантное место, но для меня это все равно стало неожиданностью.

Слухи об уходе Ахметзянова ведь были и в прошлом сезоне. Предварительно клуб с вами не связывался?

— Нет. А у Ахметзянова, думаю, было уже третье-четвертое предложение, от которого нельзя отказаться. Я его прекрасно понимаю — он пошел за мечтой. Разговаривал с ним. Поздравил с назначением, и он меня тоже. Я его поблагодарил за то, что команда в хорошем состоянии — тренерская, организованная, голодная до побед. Пожелали друг другу успехов и хорошей игры… Освоиться мне помог тренер вратарей Платон Захарчук, который остался в клубе после ухода Ахметзянова.

«Поздравил Ахметзянова с назначением в «Оренбург» «Поздравил Ахметзянова с назначением в «Оренбург» Фото: fckamaz.ru

Вы следили ли за Первой лигой? Насколько хорошо знали состав команды? Были ли знакомы с кем-то из игроков?

— Я слежу за всеми лигами. Знаю о составах, трансферах, результатах. А чему то, что считаю для себя нужным, уделяю повышенное внимание. Что касается футболистов КАМАЗа, то я делил раздевалку с вратарем Артуром Анисимовым, потом тренировал его. Аналогичная история с полузащитником Мухаммадом Султоновым. С другими был знаком очно или заочно.

Сколько длились переговоры о вашем назначении?

— Предварительно прошел телефонный разговор с Иваном Владимировичем. Долго думать не стал — согласился возглавить команду. Решение далось очень легко. Мне был нужен новый вызов, смена обстановки. Очень хотелось самостоятельной работы, и люди вокруг давно уже говорили, что я для нее созрел. Затем была встреча с президентом клуба Наилем Гамбаровичем Магдеевым. Он много помогает команде и максимально погружен в ее жизнь.

Все знают, что КАМАЗ — клуб небогатый, приходится выкручиваться…

— Об этом думал в последнюю очередь. Финансовые условия, конечно, обсуждали, но быстро пришли к пониманию.

— Для вас тренерство в КАМАЗе — это возможность быть главным тренером в одной команде или перспектива роста и затем уход на повышение?

— Себе я таких вопросов не задаю. В данный момент я в КАМАЗе, а сколько это сотрудничество продлится — одному богу известно. Будем работать каждый день и выкладываться по максимуму.

«Есть штабы, где рябит в глазах от персонала, но это не значит, что он работает лучше»

Какие задачи перед вами поставили?

— Конкретных не ставили. Надо двигаться от игры к игре, стараться быть в таблице как можно выше.

Есть ли поддержка со стороны руководства клуба? Может быть, звонят, убеждают обратить внимание на что-то?

— Мы постоянно в контакте с гендиректором. У нас сложились достаточно хорошие отношения — находимся на одной волне, понимаем друг друга с полуслова. Бывает, встречаемся по 3–4 раза в неделю. Грех жаловаться: есть и поддержка, и исполнение пожеланий.

Были ли у вас при заключении контракта какие-то условия, например штаб расширить, скаута взять?

— У клуба есть определенный бюджет, и за его рамки выйти невозможно. По наполнению штаба я сам принимаю решения, но о его расширении речи пока не было: все на своих местах, все профессионалы и хорошо делают свою работу. Есть штабы, где рябит в глазах от персонала, но это не значит, что они работают лучше.

Вы готовы отсматривать каждого нового игрока, вести с ним переговоры?

— Почему нет?! Это и есть работа тренера. У нас любимое дело совпадает с профессией, поэтому готовы ко всему.

«Попросил не снимать, когда футболисты собираются в круг» «Попросил не снимать, когда футболисты собираются в круг» Фото: fckamaz.ru

«Мне никто и никогда в жизни не мог объяснить, что такое атакующий футбол»

Вы отметили, что команда в хорошем физическом состоянии. Что еще можете отметить?

— Дружный коллектив — нет токсичных людей. Это очень важно, потому что обойма футболистов достаточно серьезная и не все получают то игровое время, на которое рассчитывают. И игроки реагируют на это очень профессионально. Мне повезло. Тренируются с удовольствием, заряжены, огонь горит.

Есть понимание, благодаря чему сложилась такая «химия»?

— Думаю, благодаря традициям. Мы говорили об этом с капитаном Русланом Аюкиным и решили, что почти ничего менять не будем. Единственное, я попросил не снимать, когда футболисты собираются в круг. Такого рода интимные вещи не должны выходить за пределы команды. Из этого не надо делать шоу. Понятно, что мы живем в век технологий, но мне бы хотелось, чтобы круг оставался нашим уголком. В круге слово дается всем — как опытным, так и молодым, я обязательно что-то говорю.

В прошлые сезоны КАМАЗ был адептом атакующего футбола, чаще всех бил по воротам, активно шел в прессинг. Какой стиль будете прививать вы?

— Мне никто и никогда не мог объяснить, что такое атакующий футбол. Хочу, чтобы команда активно оборонялась, как можно дальше от своих ворот, выходила из обороны низом и, конечно, много била по воротам и проводила достаточно времени в атаке. Но! Моя команда должна четко знать, что бывают матчи, когда приходится (вынуждает соперник или так складывается игра), когда необходимо организованно обороняться. Однако, как бы ты долго ни защищался, всегда думай об атаке. Это основные постулаты, которые прививает тренерский штаб. Для меня важно, чтобы команда знала, что надо делать в определенных фазах или в конкретный момент игры.

— На каких специалистов вы ориентируетесь? С кем из тренеров советуетесь?

— Пока ни с кем особо не советовался, думаю, займусь этим в отпуске. В работе хочу быть самим собой, но и использовать тот опыт, который я перенимал при работе в различных штабах. А копировать кого-то — это неправильно: бесполезно.

«Хотелось бы, чтобы Моторин остался у нас» «Хотелось бы, чтобы Моторин остался у нас» Фото: fckamaz.ru

«Возвращение Моторина в «Рубин» будет зависеть от казанцев»

— На двух пресс-конференциях вы говорили о том, что зимой команда будет комплектоваться в зависимости от того, кто ее покинет. Есть ли понимание о том, кто уйдет? Подбираете ли замену?

— Изменения будут минимальными, точечными. Если говорить конкретно, арендованный нами нападающий Даниил Моторин поедет на сборы с «Рубином», и его возвращение к нам будет зависеть от позиции казанского клуба и желания игрока. Хотим, чтобы он остался у нас… Может добавиться Дмитрий Тананеев, который восстанавливается после тяжелой травмы.

В прошлом сезоне Моторин играл на острие атаки, а в этом — на позиции под нападающим. Вы его в какой роли видите?

— И в той и в этой. Предпочтение зависит от сочетания футболистов, а для Даниила не составляет труда сыграть на обеих позициях даже в одном матче.

Во второй команде «Рубина» он играл на фланге. Вы планируете использовать его на этой позиции?

— По ходу матча с ульяновской «Волгой» я поставил его на правый край, но он исполнял роль именно крайнего полузащитника, а не нападающего, что я всегда подчеркиваю, чтобы не забывали о своих оборонительных функциях. В итоге Моторин, конечно, забил из центральной зоны, но действовал на фланге. Поэтому такая опция есть.

А для позиции под нападающим или скорее «десятки» Моторину хватает качеств? Например, он может отдать, что называется, последний пас?

— Для этой позиции у него есть хорошие качества — разгонять атаку на ведении и прятаться между линиями. И передача у него тоже есть.

— Предыдущий тренерский штаб ценил в Моторине объем проделываемой им работы. Что в это понятие вкладываете вы?

— Даниил — быстрый и выносливый. Это важное в современном футболе, особенно в атакующей позиции, сочетание. Моторин дает хороший объем по общему пробегу. Также он проводит хорошую работу в высокоскоростных зонах. Это и входит в объем.

«Не можем запретить футболисту развиваться» (на фото — Давид Караев) «Не можем запретить футболисту развиваться» (на фото — Давид Караев) Фото: fckamaz.ru

«У нас не рабовладельческий строй»

Недавно вы сказали, что клуб не может совершать трансферы. То есть вновь свободные агенты и аренды?

— Да, таковы реалии. Трансферы будем обсуждать, если удастся кого-то продать и появятся деньги.

Наверняка на радары больших клубов попали Давид Караев (10 мячей) и Руслан Апеков (8 мячей) — лучшие бомбардиры команды. Готовы отпустить их ради заработка для клуба?

— Мы открыты к диалогу и не можем запретить футболисту развиваться. Если поступит достойное предложение, будем обсуждать. У нас не рабовладельческий строй. Всегда возникают такие ситуации, когда игрок уходит на повышение. Все зависит от качества предложения.

«Фанатская поддержка очень хорошо ощущается»

В своем первом домашнем матче прочувствовали поддержку болельщиков?

— Знаете, тренер уходит со своего поста в двух случаях: когда все плохо и на повышение. В КАМАЗе был второй случай. А когда приходит новый тренер, то появляется сравнение, есть ностальгия по прошлому специалисту. Я этого вообще не почувствовал. С трибун шел позитив, поддержка, за что благодарен болельщикам. Вообще, на стадионе фанатская поддержка ощущается очень хорошо, даже когда он не заполнен. Эта поддержка помогла вытащить ряд матчей.

«Поддержка помогла вытащить ряд матчей» «Поддержка помогла вытащить ряд матчей» Фото: «БИЗНЕС Online»

Зимние сборы начнутся в Набережных Челнах, а потом команда поедет в Турцию. Над чем планируете работать?

— Над взаимодействиями в обороне и атаке, укреплять сложившиеся связи, работать над нюансами и деталями. Глобальных изменений схемы не планируется. Сделаем акцент на физической подготовке и тактике.

— В последних матчах вы усадили в запас местного воспитанника, лидера команды, вратаря Артура Анисимова и заменили его на молодого Евгения Замереца. Почему?

— Бывают такие моменты, как например, нападающие не забивают, и вместо них выходят другие. Я сам был форвардом, тренеры давали мне две-три игры, и, если не шло, сажали. Такое случается. Настал момент, когда надо было выпустить Евгения вместо Артура. Понятно, что эта позиция на виду, к ней много внимания, плюс Анисимов — местный футболист, одна из легенд клуба, но сложилась такая ситуация. Он абсолютно нормально это воспринял. Думаю, Евгений успел за эти матчи хорошо себя проявить. В перестановках свою роль сыграл опыт помощника тренера Платона Платоновича Захарчука… На сборах работа начнется с чистого листа.

То есть решение Анисимову обосновывал Захарчук?

— Решение мое, но доносилось коллективно. С Артуром разговаривал и Платон Платонович, поскольку с ним он проводит больше времени. Анисимов все понимает, ведь он умный игрок. И прекрасно отреагировал. Артур оказался тем человеком, который поддерживал страсть и огонь со скамейки.

«Анисимов все понимает, он умный игрок» «Анисимов все понимает, он умный игрок» Фото: fckamaz.ru

«Готовы взаимодействовать с «Рубином»

Вас уже посвятили в разного рода тонкости дерби с «Нефтехимиком»? Рассказали о том, чем важна победа над соседями?

— О дерби рассказали, но в подробности еще не вникал.

Как смотрите на перспективу сотрудничества с «Рубином», например, по аренде?

— В РПЛ 16 команд, мы готовы взаимодействовать с любой из них. Все зависит от конкретных позиций и игроков.

Как бы в целом оценили уровень Первой лиги в этом сезоне? В прошлом году борьба была насыщеннее…

— Вся борьба за места впереди, поэтому готовиться надо к каждому матчу. Это сложная лига. Думаю, весной будет интересно — как наверху таблицы, так и внизу.

«Факел», который сейчас идет на 1-м месте, — это явный фаворит на чемпионство и прямой выход в РПЛ?

— Да. Воронежцы уже оторвались от 2-го места на 7 очков, на 12 — от 3-й строчки.

Какие команды удивили? Может быть, костромской «Спартак» или «Челябинск»? Новички лиги, а идут в шестерке…

— У «Челябинска» хорошие возможности — собрали хорошую команду, есть серьезные условия. Поэтому их игрой не удивлен. Что касается «Спартака», то у него специфический стиль, была серия без побед, но, если брать в целом, он хорошо провел летне-осенний отрезок.

Может ли случиться так, что в стыковых матчах за выход в РПЛ окажется, например, 7-я команда. Сейчас это «Ротор». Как смотрите на то, что у «Спартака», КАМАЗа, «Челябинска» нет условий для выхода в элиту?

— Для выхода в РПЛ есть определенные критерии. С одной стороны, мы не должны нарушать спортивный принцип, но с другой, если нет инфраструктуры, значит, кто-то должен замещать этот клуб. Сложный вопрос, но, на мой взгляд, нет ничего хорошего в том, что в прошлом сезоне «Черноморец» из-за отсутствия арены не играл в стыковых матчах. Надо четко прописывать регламент и вообще все возможные факторы: если все будут знать правила игры, никаких проблем не возникнет.

В прошлом сезоне возникло много вопросов по системе VAR, в нынешнем ее вообще отменили. Необходима ли ее повсеместная установка?

— Если VAR вернут, она должна быть на всех стадионах — по принципу «или нигде, или везде». Думаю, рано или поздно систему установят на каждом стадионе.

— У вас большая футбольная карьера. Вы являлись лучшим нападающим «Шинника». Из больших клубов у вас только московское «Динамо». Почему не получилось поиграть в других статусных командах?

— Когда я уходил из «Динамо» в «Шинник», то, как ни странно, это было повышение по зарплате и месту в таблице. При этом «Шинник» называли дублем «Динамо»: в команде собрались 8–9 человек, которые ранее играли за бело-голубых… Не знаю, стоило ли цепляться за московские клубы. Мне всегда очень хотелось играть, а остальное до лампочки: главное — выходить на поле.