«Сейчас я наблюдаю не то чтобы противостояние, но равнодушие некоей части чиновничьей касты, которая слышит указы президента, но через силу их исполняет, привыкнув к перестроечной вседозволенности. Это отдает латентной русофобией, идущей от русских же чиновников», — сокрушается народный артист России, депутат Госдумы Николай Бурляев. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказывает о том, кто не дает возрождаться российской культуре, какие чудеса происходят на фронте и почему чеченский командир называет себя воином Иисуса.
Николай Бурляев: «Меня не могут убедить чиновники, отчитывающиеся перед руководством государства, что у нас все хорошо, что мы отвоевали у Голливуда экран, что в кинотеатрах большинство наших фильмов. Но какие это фильмы?»
«Никита Михалков, пожалуй, последний режиссер, способный делать шедевры»
— Николай Петрович, как, на ваш взгляд, чувствовала себя российская культура в уходящем 2025 году?
— Наша культура в 2025 году, продолжая пребывать в узких и неправедных границах закона о культуре, принятого при Ельцине в 1992 году, начала подавать признаки жизни и надежду на возрождение. Без этого Россия, как сказал наш президент, не будет государством-цивилизацией. Были и плюсы, и минусы. Чего больше, сложно сказать. Идет вечная борьба. Как говорил Достоевский, дьявол с Богом борется и поле битвы — сердца людей.
Да, сейчас у нас декларируются установки на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей. Эту формулу мы впервые произнесли на «Золотом Витязе» (форум искусств, основанный Бурляевым, — прим. ред.) еще в 1992-м. Все эти годы она укреплялась в общественном и государственном сознании. В 2014-м патриарший совет по культуре довел до президента необходимость создания Стратегии государственной культурной политики. До тех пор ее практически не было. У нас была антикультурная политика, «культура» вседозволенности.
Но и сейчас я наблюдаю не то чтобы противостояние, но равнодушие некоей части чиновничьей касты, которая слышит указы президента, но через силу их исполняет, привыкнув к перестроечной вседозволенности. Это отдает латентной русофобией, идущей от русских же чиновников. Очень многие говорят о традиционных ценностях, это у всех на устах, чему я не могу не радоваться. Но очень бы хотелось, чтобы те, кто поставлен к рычагам управления культурой, сердцем понимали то, что от них ожидает Россия и президент. Чтобы они реально помогали необходимым нашему государству начинаниям. Но пока поддержка вялая, некие эксперты, которые избираются людьми, а они могут обмануться, тормозят то, чему нужно давать дорогу, чтобы Россия, ее культура, дух возрождались и просветлялись.
— В предыдущем нашем интервью вы говорили о катастрофе в российской культуре. Сейчас ситуация все-таки меняется? Зарождается новая культура, о которой говорится с февраля 2022-го?
— Ростки есть, они пробиваются сквозь чиновничий асфальт. Но, к сожалению, доминирующим это пока не стало. По-прежнему я печально гляжу на состояние нашего кинематографа. Меня не могут убедить чиновники, отчитывающиеся перед руководством государства, что у нас все хорошо, что мы отвоевали у Голливуда экран, что в кинотеатрах большинство наших фильмов. Но какие это фильмы? Что мы можем поставить рядом с фильмами Тарковского, Бондарчука, Шукшина, Михалкова? Есть ли такие фильмы, которые устремлены ввысь, к Создателю и просветлению души? Доминирует ориентация на голливудские блокбастеры и пустоту рыночного «доходного промысла», искажение смыслов русской истории и русских поэтов-пророков.
Николай Петрович Бурляев — советский и российский актер, кинорежиссер, народный артист РФ (1996). Лауреат премии Ленинского комсомола (1976). Член союза писателей России. Депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия — Патриоты — За правду».
Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. Актерский дебют Николая состоялся в начале 1960-х, когда он снялся в курсовой работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь». Затем Андрей Тарковский по рекомендации Кончаловского взял юного актера в картину «Иваново детство», где Бурляев сыграл роль подростка, которого война лишила детства. Вспоминая о тех съемках, артист говорил, что играл он не столько себя, сколько «самого Тарковского» — его движения, интонации, мимику. На Венецианском кинофестивале 1962 года оба фильма с участием Бурляева получили призы — «Золотого льва святого Марка» и «Бронзового льва святого Марка».
Вместе с Николаем в фильме «Мальчик и голубь» снимался Владимир Шурупов, актер театра им. Моссовета. Главный режиссер театра Юрий Завадский занял Бурляева в спектакле «Ленинградский проспект» по пьесе Штока. В главной роли Забродина в спектакле играл Николай Мордвинов, а Бурляев был его сценическим внуком, 14-летним Васей Забродиным. Так Николай стал актером театра.
В 1961–1964 годах служил в Московском академическом театре им. Моссовета, в 1967–1968-х — в Московском театре им. Ленинского комсомола. В 1968-м окончил актерский факультет театрального училища им. Щукина. В 1975 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Ромма, Кулиджанова).
С 1992-го — генеральный директор киноконцерна «Русский фильм». Президент международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь».
С 26 июля 2010 года — член патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).
Член общественного совета при министерстве культуры Российской Федерации с 2016-го. Один из учредителей фонда православной культуры священника Павла Флоренского.
Уровень технологический очень высокий. Но художественный, нравственный уровень продолжает свое рыночное падение. Это преступление и перед культурой, и перед страной. С трибуны Государственной Думы не раз на протяжении пяти лет я говорил (в надежде, что меня услышит высшее руководство), что культура и рынок — понятия несовместимые. У них разные задачи. У культуры — просветлять, устремлять ввысь и гармонизировать, а у рынка — делать деньги. Если мы будем и дальше идти этим путем в кинематографии, в театре, в культуре в целом, мы никогда не станем государством-цивилизацией и возрождающим, просветляющим Россию примером для вырождающегося человечества.
«Некоторые из них будут оценены со временем, ибо очень многие его последние фильмы оболганы пятой колонной, ожидавшей и работавшей над дискредитацией фильмов выдающегося русского режиссера»
— Новые герои российской культуры появились? Или все держится на давно признанных столпах?
— Дело в том, что и столпов-то очень мало осталось. Они еще есть. Никита Михалков, пожалуй, последний режиссер, все понимающий про кино и театр, способный делать шедевры. Некоторые из них будут оценены со временем, ибо очень многие его последние фильмы оболганы пятой колонной, ожидавшей и работавшей над дискредитацией фильмов выдающегося русского режиссера. На это работало не только «Эхо Москвы» и карликовый союз кинематографистов, отколовшийся от союза кинематографистов России, но и СМИ Запада. Подготовку «провала» фильма «Утомленное солнцем – 2: предстояние» эти русофобы начали за 8 лет до появления фильма. Когда Михалков приехал на кинофестиваль в Канны с этим фильмом, западная пресса с пренебрежением писала о картине и якобы «сталинисте Михалкове».
Но после показа в Каннах зал встал и устроил 20-минутную овацию. Когда по окончании фильма раздались аплодисменты, Никита Сергеевич подумал: «Они что, издеваются надо мной?» Ведь вся пресса Франции предрекала ему провал. Но показ явился неожиданным триумфом, победой Михалкова. Но приз ему все-таки не дали. И наша пятая киноколонна и СМИ говорили: «Ура, мы это сделали».
«Как принимают «12» зрители! Они смотрят, затаив дыхание, а спектакль идет практически четыре часа. Михалков создал настоящий театральный шедевр»
— Вы участвуете в спектакле Михалкова «12», много ездите с ним по России. Как его принимают зрители?
— Когда мы создали этот спектакль, Никита Сергеевич сказал, что мы с ним проедем всю Россию. Это выглядело неправдоподобно. Но прошло четыре с половиной года, и мы сыграли этот спектакль 120 раз в 54 городах России и за рубежом. Если в обычных театрах к 100-му спектаклю начинается угасание интереса самих актеров, играя, они думают о том, как бы побыстрее закончить свои монологи и начинается халтура, то у Никиты Сергеевича все четыре с половиной года спектакль идет по нарастающей. То, что везде аншлаги, это понятно. Но как принимают «12» зрители! Они смотрят, затаив дыхание, а спектакль идет практически четыре часа. Михалков создал настоящий театральный шедевр.
Когда мы приехали на гастроли в Белград, я перед спектаклем посетил книжную ярмарку и встретил там Эмира Кустурицу. Я его спросил: «Мы сегодня играем с Никитой. Ты придешь?» Он мне говорит: «Так я ради этого и прилетел в Белград». Еще я сказал: «Никита сделал шедевр». Когда после спектакля Эмир пришел к нам за кулисы, я его спросил: «Я тебя не обманул?» И он ответил: «Это супершедевр».
«Людьми, руководившими нашим государством, подавлялось все, где был запах Руси»
— А что сегодня происходит с вашим Культурным фронтом? О нем что-то не слышно.
— Культурный фронт России, созданный 2,5 года назад, живет своей спокойной, размеренной жизнью. Открыто 65 отделений по всей стране, несмотря на то что кто-то не хочет замечать и поддерживать это начинание. Та самая каста чиновников, которая вроде бы все правильно говорит, но спускает на тормозах то, что требуют поддерживать указы президента. Культурный фронт России спокойно делает свое дело. Лично я привык работать без явной поддержки. Меня никогда особенно не отвергали, хотя и противодействовали после создания фильма «Лермонтов». Я снял эту картину в 1986 году, когда объявили перестройку. То, что «перестройщики» проделали с этим фильмом, походит на детективную историю.
«Лермонтова» распинали по сигналу высшего руководства ЦК партии, от антироссийской политики Горбачева и поставленного им на идеологический трон Яковлева. Именно он руководил компанией травли фильма «Лермонтов». Недавно я ознакомился с исследованием процесса уничтожения фильма и меня, написанным историком спецслужб Федором Раззаковым, который проанализировал материалы КГБ и ЦК партии, где досконально по дням и именам рассказано о том, что проделали с «Лермонтовым» под руководством Яковлева, новым либеральным составом правления союза кинематографистов и КГБ, реформированным Горбачевым.
«Сейчас стали появляться фильмы о наших великих поэтах, дискредитирующие и Пушкина, и Лермонтова»
— Почему травили ваш фильм?
— Тогда поднималась антирусская кампания. Людьми, руководившими нашим государством, подавлялось все, где был запах Руси. А в фильме «Лермонтове» он был. Там прямо говорилось о том, что было неприемлемо для нового руководства страны, обручившегося с Англией, а потом и с Америкой. Горбачев тогда уже побывал у Тэтчер и поразил ее своим откровением, передав ей сверхсекретные данные о наших возможных ракетных ударах по Западу в случае обострения отношений. Она была потрясена, связалась с Рейганом и сказала, что с этим человеком можно иметь дело. А в моем фильме намекалось на заговор против наших поэтов-пророков — Пушкина и Лермонтова, организованный русофобами того времени. Министром иностранных дел России Нессельроде, оказавшимся австрийским шпионом. Он лично отчитывался австрийскому императору о том, что делается при русском дворе.
Это обнаружил в австрийских архивах Никита Михалков, который в те же годы подступал к созданию фильма о Грибоедове. И если в моем фильме Нессельроде неактивно действующий персонаж, он одна из теней русофобов, которые маячили за кулисами вытеснения из жизни Пушкина и Лермонтова, то у Никиты Сергеевича было все серьезно. Он показывал взаимодействие Нессельроде с английским посланником и их общим недовольством Грибоедовым. Полагаю, что именно поэтому Михалкову не дали снимать этот фильм. Элем Климов ему прямо сказал в Каннах: «Пока я председатель союза кинематографистов, ты не будешь снимать этот фильм».
— Ваш фильм пролежал на полке 40 лет, но в итоге вышел к зрителю. Вы довольны тем, как он прошел в прокате?
— «Лермонтов» был выпущен в прокат. Но какой у нас сейчас прокат? Хотят прокатчики прокатывать фильм, они его берут, нет — не берут. Конечно, сам факт, что он вышел, — это победа, наша общая победа. Карен Шахназаров и Госфильмофонд отреставрировали фильм, сейчас он выглядит так же, как в год создания. Картина снята на лучшей в мире пленке Kodak. Два министра — высшего образования и науки Валерий Фольков и просвещения Сергей Кравцов — издали рекомендации для показа фильма «Лермонтов» школьникам по «Пушкинской карте», что для меня особенно важно, потому даже лермонтоведы говорили, что отныне Лермонтов будет для них таким, каким он явлен в фильме. Серьезное заявление от тех, кто профессионально знает и любит поэта.
Сейчас стали появляться фильмы о наших великих поэтах, дискредитирующие и Пушкина, и Лермонтова. Они идут в русле лермонтоведения, основанного на неверных исходных позициях. Первое, что у Лермонтова якобы был дурной характер, что является ложью. Он был очень сильной личностью, пророком и знал свое предназначение. А люди, которые распространяли о нем эту ложь, не были им допущены к своему сердцу. Эта ошибочная версия до сих пор живет в наших школах и вузах. Второе — это якобы дуэль, которая случилась из-за «дурного характера» поэта. А была ли дуэль? А может, это убийство? Почему он был убит? Кем и как был убит? Это остается главным вопросом вот уже 185 лет.
— Когда вы говорите о фильмах, которые дискредитируют Лермонтова, вы имеете в виду артхаусную картину Бакура Бакурадзе о последнем дне жизни поэта?
— И этот фильм тоже.
— Вы его видели?
— Я видел трейлер, мне этого вполне достаточно. Когда мы делали наш фильм в 80-е годы, мы проходили через очень многие инстанции. Редактура на «Мосфильме», редактура Госкино, Институт мировой литературы. Все лермонтоведы читали сценарий. И мы все, кто создавали этот фильм, пытались подняться к Лермонтову, вознестись к нему, бережно отнестись к русскому поэту-пророку. Сейчас нет редактуры и все «творят что хотят». Как говорил Иван Ильин, каждый художник творит то, что он есть сам. Люди, которые сегодня смеют касаться Пушкина, Лермонтова, низводят эти величайшие для нашей культуры личности до своего уровня и представляют их в карикатурном виде. Это я считаю преступлением.
«Где сейчас фильмы про СВО? Много ли их? Почему они не доминируют в нашем кинематографе?»
— О Пушкине сегодня тоже снимают немало, Юра Борисов его сыграл…
— Все, что показано о Пушкине и Лермонтове, — это «эффектная пустота, доходный промысел», как говорил о такого рода «искусстве» Иван Ильин. Эти фильмы с душком нелюбви к поэтам-пророком выглядят надругательством над ними, отдают пошлостью. Фильмы о Пушкине и Лермонтове искажают и образы поэтов, и исторические факты. Этим грешит не только наш, но и мировой кинематограф. Американский фильм о Моцарте («Амадей» Милоша Формана — прим. ред.) представляет его полудебилом, ползающим под столом. В российском фильме о Бунине («Дневник его жены» Алексея Учителя — прим. ред.), где его вывернули наизнанку, представив желчным, с наслаждением покопались в грязном белье и патологических мотивах женской тяги друг к другу. А теперь — читайте Бунина, слушайте Моцарта, вот они какие были.
Это все происходит по понятной причине. Мы предали культуру с самого начала перестройки. Мои коллеги ударились в рынок и стали клепать блокбастеры, подражая Америке. Мы сошли с тех высот, которых достигли Бондарчук, Шукшин, Тарковский, Кончаловский, Михалков, Чухрай, Герман. Если мы будем и дальше так творить, то продолжим дезориентацию новых поколений, внушая им «ценности», чуждые нашим традициям и духу русской культуры.
Враг человеческий не дремлет и все время работает. Но у нас есть выбор: идти за ним, делать кассовые фильмы, создавая эффектную пустоту, или подниматься на уровень искусства, просветляя, укрепляя души для сохраняя традиции.
— Как думаете, а почему в последнее время часто снимают фильмы о революции 1917 года? Появился запрос на осмысление этого времени?
— Любое событие русской истории очень важно. Но все в искусстве тенденциозно. Какую тенденцию ты как художник преследуешь? Ради чего делаешь фильм о том или ином отрезке истории, тех или иных героях? К чему ты хочешь привести своих зрителей, что ты им хочешь декларировать? Это сложный вопрос.
— Сейчас мы тоже проживаем важные исторические события. Как вы думаете, уже пришло время снимать фильмы, ставить спектакли об СВО?
— Это время давно пришло, еще когда началась спецоперация! Но и здесь ощущается торможение. Я часто слышу, что еще не пришло время снимать фильмы и ставить спектакли про СВО, что надо подождать, когда все закончится. Это ложный взгляд. В 1941 году, уже через 4–5 месяцев после начала Великой Отечественной войны, на экраны страны вышли 10 военных кинодрам, которые поднимали дух нации. И названия какие! О победе, подвиге, героях! А в 1942-м, 1943-м, 1944-м уже делали по 20 фильмов за год.
А где сейчас фильмы про СВО? Много ли их? Почему они не доминируют в нашем кинематографе? Во время военных действий это должно работать на всю страну. Да, есть прекрасные репортажи военных корреспондентов, которые отмечены кинофорумом «Золотой Витязь» золотыми медалями имени Юрия Левитана «За выдающийся вклад в телевидение». До СВО мы ее не вручали, а сейчас эту премию получили уже 8 военных корреспондентов. Но этого мало. Нужны не только репортажи, не только документальные фильмы, но и художественные.
«Если бы его достойно рекламировали, то фильм захотели бы посмотреть большее количество зрителей»
— Но пока все фильмы об СВО в прокате провалились. Например, «Свидетель», «Позывной „Пассажир“». А голливудские блокбастеры, которые до нас доходят, отлично собирают кассу. Почему?
— Фильм «Позывной „Пассажир“» я видел. Это очень достойная и серьезная работа. То, что фильмы про СВО «проваливаются в прокате», вполне объяснимо. У нас каждому блокбастеру, подражающему Голливуду, дается мощная реклама на телевидении: «Иди, смотри, Россия!» Интерес подогревается каждый день. И люди идут. Про фильм «Позывной „Пассажир“» я не видел такой рекламы. Если бы его достойно рекламировали, то фильм захотели бы посмотреть большее количество зрителей.
«Кто читает сценарии в минкультуры и фонде кино?»
— У нас на телевидении рекламируют в основном фильмы, которые продюсируют телечиновники. Тот же «Август». А какими должны быть фильмы об СВО?
— Оглядываясь на прошлые наши шедевры, можно вспомнить «Иваново детство», «Они сражались за Родину», «Балладу о солдате», «А зори здесь тихие», «20 дней без войны», «Зою Космодемьянскую», «Александра Матросова», который я помню с раннего детства. Глядя на подвиг Матросова и Зои, я думал: «А я бы так смог?» Вот какие герои нам давались с экрана, нашему поколению повезло.
— Может быть, проблема еще и в том, что многие мастера культуры просто не искренны, а вынуждены подстраиваться к новой реальности?
— Я как раз об этом и говорил вначале. Сейчас всем правят молодые люди, воспитанные в постперестроечное 40-летие. Им уже трудно перестраиваться. И они продолжают болтать с трибун о том, что все хорошо. Они не понимают, что нам надо возрождать кинематограф, чтобы весь мир восторгался нашими киношедеврами: «Ах, как русские работают! Ах, какой у них кинопрокат! Десятки тысяч кинотеатров, где одновременно показывают фильм!» Об этом Феллини говорил Тарковскому, удивляясь нашей киносистеме и тому, что у нас 100-процентное государственное финансирование. Но наши «рыночники» все уничтожили.
«На сценарном конкурсе МКФ «Золотой витязь» мы за 35 лет наградили около 100 замечательных сценариев о наших подвижниках, пророках, исторических событиях. Но почти все они не дошли до экрана через фильтры минкультуры и фонда кино»
— Кстати, Никита Михалков говорил о том, что сегодня у нас некоторые товарищи пытаются использовать обстоятельства и выбивают деньги на скороспелые постановки, не имеющие художественной ценности.
— По тем же самым причинам. Нельзя было отвергать все то, что было положительного в нашей прежней, советской культуре: уничтожать Госкино СССР, растворяя киноиндустрию в минкульте. Зачем уничтожили институт редактуры, которая вела каждый сценарий от заявки до итога? Иногда вредила, но чаще помогала, не пропуская то, что шло вразрез с христианскими заповедями, как ни парадоксально для атеистического советского государства.
Сейчас все это уничтожено. Кто читает сценарии в минкультуры и фонде кино? По какому принципу распределяются гранты? Почему не даются на то, что необходимо поддерживать? Помню, министр культуры Ольга Борисовна Любимова печалилась в комитете культуры Госдумы, что нет сценариев. Я тогда сказал, что на сценарном конкурсе МКФ «Золотой витязь» мы за 35 лет наградили около 100 замечательных сценариев о наших подвижниках, пророках, исторических событиях. Но почти все они не дошли до экрана через фильтры минкультуры и фонда кино?
— Ответ был?
— К сожалению, нет. Есть бы последовал реальный запрос, я бы не поленился собрать и представить лучшее, что «Золотой витязь» наградил за 35 лет, что создано настоящими творцами – кинодраматургами, патриотами России.
«Почему поощряются те, кто понижал духовный уровень нашего народа, самозваные «короли и королевы» шоу-бизнеса»
— Новый роман Александра Проханова «Лемнер» не читали?
— Пока нет.
— Вокруг него идет большая дискуссия. Не говорит ли это о том, что книга еще может будоражить наше общество?
— Кино и литература — это два самых могучих и манипулятивных вида искусства, которые действуют на нацию. Недаром Горбачев и Яковлев начали с разрушения в СССР кинематографа и литературы. Это происходило с подачи Рейгана, которому такие рекомендации давала его советник по России, агент ЦРУ Сюзанна Масси. Поэтому на V съезде кинематографистов убрали всех кинолидеров патриотической направленности, а вместо них поставили либеральную молодежь. Следом по рекомендации Масси был проведен съезд союза писателей СССР. Литература и кино — самые важные для национальной безопасности виды искусства.
— Роль телевидения оставляем за скобками?
— Телевидение нельзя оставлять за скобками. Скажу, быть может, кощунственную вещь, но, когда в 1993 году отрубили вещания в Останкино, я с облегчением вздохнул. Ну наконец-то! Но потом опять включили и продолжилось растление нации. Через бездарные ток-шоу, заимствованные у Запада, и программы, понижающие духовный уровень народа. Шоу-бизнес, не имеющий никакого отношения к культуре, продолжает царствовать на телевидении. Словно указ президента об основах государственной культурной политики, о сохранении традиционных духовно-нравственных ценностей для телевидения не писан. Голубой экран атакует непристойным шоу-бизнесом, всякими электронными сексуализированными куклами, продолжается сексуальный секонд-хенд «Давай поженимся» и многое другое.
Я уж не говорю про каналы, кичащиеся молодежной пошлостью, матом и порнографией, скрытой под «опасными связями». А госчиновники не торопятся брать под контроль экран, являющийся духовно стратегическим оружием государства.
— Некоторых людей возмущает еще и то, что на телевидении сплошной песенный праздник, в то время когда на фронте льется кровь.
— Это происходит не только в нашем государстве. Помню, когда приезжал в воюющую Сербию, видел и там нечто подобное. Меня, как и сербов-патриотов, это очень удивляло. Почему, когда гибнут их братья, Белград живет своей разгульной жизнью? И у нас сейчас происходит то же самое. Кто-нибудь в администрации президента этим занимается, отслеживает, что творится на телевидении и в повседневной воюющей России? Почему поощряются те, кто понижал духовный уровень нашего народа, самозваные «короли и королевы» шоу-бизнеса? Госчиновникам надо пересматривать старые связи. Не пора ли задуматься о целесообразности присутствия подобных чиновников на своих постах?
— Как вы считаете, а отъезд из страны после начала СВО части режиссеров, актеров, сценаристов, писателей стал ударом для нашей культуры?
— Никаким ударом это не стало. Это долгожданное очищение культурного пространства. Жаль, что мало отъехало. Многие остались, притихли, затаились, ждут, когда все «вернется на круги своя». Не вернется. Ибо если мы вернемся к прежней либеральной «культурной революции», Россия исчезнет как государство-цивилизация.
Думаю, наш народ этого уже не допустит. Хотя народ наш живет сейчас, толком не понимая, какую Россию мы строим. Не сформулирована на государственном уровне цель, идея нашей страны. Либералы навязали нам боязнь слова «идеология». А оно переводится как «наука об идее», «наука об идеале». Разве государство, которое заботится о грядущем поколении, не имеет права на свою науку об идеале? Оно обязано его иметь.
Свято место пусто не бывает. Сейчас пока еще действует старый ельцинский закон вседозволенности, запретивший государству влиять на процессы культуры в стране. Пусть «творцы» что хотят, то и творят, только давайте им деньги. К чему это привело, мы все видим. Пушкин писал: «Нельзя позволять проповедовать на площадях каждому, что в голову взбредет. И государство вправе остановить раздачу рукописи».
«На фронте много чудес происходит»
— Идеология у нас до сих пор запрещена в Конституции. Хотя разные мыслители, в частности Сергей Караганов, плотно занимаются этим вопросом. А на чем должна быть основана идеология с вашей точки зрения?
— Идеология должна быть основана на традиционных духовно-нравственных ценностях. Появился указ президента «Об основах государственной культурной политики». Это уже фундамент идеологи страны. Опираясь на это, нужно идти дальше и законодательно закреплять позитивную государственную идеологию в Конституции, навязанной нам западными «коллегами». Ельцинская Конституция не «Священное Писание», надо продолжать над ней работать. Она идет: уже кое-что поправили, признали, что есть Бог. Жаль, что это внесли не в самое начало. С этого и нужно было начинать. Прежде — Бог, а дальше уже уложения Конституции, высвеченные Божьим лучом. Но это все поправимо.
— Вы человек православный. А какое место, с вашей точки зрения, в жизни наших людей занимает религия? Увеличилось ли у нас число по-настоящему верующих? Скажем, есть расхожее мнение, что на фронте неверующих нет. Однако священники, которые ездят на передовую, рассказывают, что даже на войне многие не приходят к покаянию.
— Прийти к покаянию трудно. Но процесс позитивный заметен. Православная вера сохранилась, несмотря на гнет, репрессии и расстрелы. При патриархе Алексии Втором началось возрождение православия, стали строить новые храмы. Патриарх Кирилл продолжает это благое дело. Но еще предстоит воцерковление. Это сакральный, не сиюминутный путь. Но все-таки идет процесс возрождение души человека, заблудшей, пропившейся, порочной, активно искушаемой последние 40 лет. А на фронте действительно неверующих нет. Может быть, еще не все пришли к покаянию, но уже признают, что Бог есть и Он может спасти. И Он спасает, и пули попадают в оклады икон на груди, и воины остаются живыми. На фронте много чудес происходит.
— Какова судьба законопроекта о запрете сатанизма*, который вы предлагали принять?
— Этот закон пока не принят. Но уже сам факт, что моя рабочая группа при нашем комитете 1 июля 2024 года об этом впервые заговорили, собрав экспертов, имел большой резонанс. Украинская Рада отреагировала мгновенно: «Чем там занимаются русские депутаты, какой сатанизм?» Бедные мои заблудшие собратья украинцы, откройте глаза. Когда российские воины берут укрепление ВСУ, видят, что они напичканы сатанинскими символами. Моей прародиной Украиной манипулируют сатанисты. Мы, начав работу над законом о противодействии сатанизму, дали толчок обществу.
В ноябре прошлого года на Рождественских чтениях святейший патриарх Кирилл поддержал нас, сказав, насколько важна борьба с сатанизмом. Следом Верховный суд признал экстремистским «движение сатанистов»* и запретил его в нашей стране. Так что процесс идет, осталось принять закон.
— Недавно президент подписал Стратегию о национальной политике России, где зафиксировано, что государствообразующий народ — русский. Не станет ли это поводом для межнациональных разногласий?
— Пора признать, что православие — основополагающая религия России. Уверен, что против этого не будет возражать ни одна официально признанная в России религия. Ни мусульмане, ни иудеи, ни буддисты. Сейчас Россия по промыслу Божьему ведет специальную военную операцию. Каждый нормальный россиянин против братоубийственной брани и кровопролития. Мы молимся о скорейшем завершении этого трагического момента нашей истории. Дьяволу удалось столкнуть братьев, мы один народ. Сейчас, когда я вижу по телевидению разные лица нашего многонационального народа, которые говорят: «Я якут, я чеченец, я белорус, я украинец и в конце я русский!», я понимаю, что наступило долгожданное осознание того, что русский — это не кровь, а география и все мы дети русской земли.
Недаром герой России и Чеченской Республики генерал-лейтенант Апти Аронович Алаудинов, командующий спецназом «Ахмат», достаточно молодой человек, подлинный герой, во всеуслышание сказал по телевидению: «Мы —воины Иисуса. Пока есть святая Русь, есть все мы!» Судьба свела меня с этим удивительным воином-философом. Я стал навещать его и его воинов под Курском. Мы много сердечно беседовали. Он сказал, что ничего нового он не сказал, это записано в Коране. Ему звонили разные представители исламского мира, говорили: «Апти, мы это знали, но не решались говорить, а ты сказал».
Еще я его спрашивал: «Сколько у тебя в „Ахмате“ национальностей?» Он ответил: «Все девяносто. Плюс один армянин, эстонец и предприниматель с Кипра, который был ярым ненавистником мусульман, жертвовал деньги на их уничтожение». Апти Аронович его пригласил к себе. Предприниматель приехал, стал воином спецназа «Ахмат» и погиб за святую Русь.
— Перед празднованием 80-летия Победы на официальном сайте Кремля кресты над коронами и державой на гербе России были заменены на ромбы. Потом их вернули. Но депутаты Госдумы теперь принимают специальный законопроект о закреплении на гербе России крестов.
— Крестопад — абсолютный противозаконный абсурд, подтачивающий устои государства. Вопрос о сохранении крестов на изображении герба и везде, где они присутствуют, о прекращение крестопада поднимал наш комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, в котором я являюсь первым заместителем председателя.
Мы помним и историю с новыми банкнотами. Когда мне в Госдуме показали, что наш Центробанк намеревается выпустить обескрещенную купюру, я в тот день должен был идти на аудиенцию к святейшему патриарху Кириллу. Услышав о кощунственном намерении банкиров, святейший патриарх был очень удивлен, сказал, что обязательно будет говорить об этом с президентом. Диверсия Центробанка была остановлена. Возмущения банкиров не последовало. Восставать против устоев России, против исконного герба — это плевать против ветра. В недавнем «Бесогоне» Никита Михалков поднимал эту тему, и там было показаны официальные документы от всех наших официальных религий, которые полностью поддерживают действия нашего комитета.
* запрещенная в РФ экстремистская и террористическая организация
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.