«ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛУЧАЮТ, А РАБОТАЮТ АБЫ ГДЕ!»

В начале октября спикер Татарстанского парламента Фарид Мухаметшин выступил с заявлением о необходимости ренессанса советской системы распределения выпускников вузов, проучившихся на бюджетной основе.

«Мы говорим о повышении конкурентоспособности страны за счет лучшей подготовки кадров, готовим их, пять лет обучаем, а они не идут работать по тем специальностям, которым их учили. Медики, ветеринары, агрономы, педагоги – получают образование, а работают абы где!» – с возмущением говорил Мухаметшин. Спикер Госсовета полагает, что вчерашний студент, на обучение которого государство потратило немалые средства, должен их отработать там, куда Родина пошлет. А если потребности государства не совпадут с пожеланиями выпускника, то «он должен будет, как коллега, получивший образование за свои деньги кровные, тоже заплатить за полученные знания». Эту инициативу татарстанские парламентарии предложили рассмотреть в Госдуме.

Тема проблемы подготовки кадров получила продолжение через две недели – на совещании в КМПО, которое проводил президент РТ Рустам Минниханов. В частности, речь шла о нехватке инженеров-машиностроителей и о засилье «лириков» по сравнению с «физиками».

В общем, и там и там разговор сводился к дефициту кадров в некоторых отраслях экономики.

Аналогичная проблема встает и перед аграрным сектором. Напомним, что идею о возвращении системы распределения еще в июле газете «БИЗНЕС Online» высказал ректор Казанского аграрного государственного университета Джаудат Файзрахманов: «На мой взгляд, было бы справедливо, если бы выпускники отрабатывали по специальности хотя бы некоторое время – все-таки государство заплатило за их образование».

Далее он развил тему: «Считаю, что для тех, кто поступил на бюджетные места, необходимо ввести контрактную систему: если человек хочет, чтобы за его обучение платило государство (а это достаточно большие деньги), пусть заключает контракт, предполагающий работу по специальности в течение нескольких лет. В случае отказа, согласно контракту, выпускник оплачивает затраченные на его обучение деньги и выбирает место работы самостоятельно. Думаю, такая система была бы справедливой. К сожалению, мы не вправе принимать такие решения - это изменения в законе об образовании, которые могут внести только депутаты Госдумы России», - с сожалением констатировал Файзрахманов.

РЕАНИМАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОДУМАННОЙ

Но, как полагают в аграрном университете, к реанимации системы распределения нужно подходить крайне продуманно и не грести всех под одну гребенку.

«Это вряд ли возможно сделать автоматически для всех вузов, во всех регионах России – взять и всех распределить. Потому что, во-первых, изменилась система общественных отношений и макроэкономические условия в стране, во-вторых, резко различается региональная ситуация, - говорит Файзрахманов. – Это раньше, во времена Советского Союза, когда все предприятия были государственными, можно было таким образом решать задачу. Но сегодня… Мы, предлагая вернуться к системе распределения, имели в виду, прежде всего аграрные вузы республики и, может быть, в какой-то мере частично педагогические и медицинские, т.е. те вузы, которые, обеспечивают в первую очередь потребности региона и вузы, выпускники которых должны работать в отраслях, где присутствие государства до сих пор остается или доминирующим, или контролирующим».

Как считают в университете, распределение будет намного эффективнее работать именно на региональном уровне. Но только при условии разработанного механизма стимулирования, как выпускников, так и предприятий. В первую очередь, если мы говорим о селе и малых городах, молодые специалисты должны получить жилье – временное, в ипотеку, служебное – не важно. Самое главное – это жилье. Во-вторых, подъемные и денежную доплату в первые два-три года до уровня средней по отрасли. С учетом уже существующих программ, в принципе эти мероприятия выполнимы, а если соответствующие поправки будут внесены в федеральное законодательство, то это означает их финансовое обеспечение на уровне бюджетов все уровней. В этом случае молодой специалист будет заранее уверен в своем трудоустройстве, каком-то решении жилищного вопроса и определенного размера зарплаты. Кроме того, он получит опыт практической работы, что так же немаловажно для дальнейшего трудоустройства и развития карьеры. Предприятия и учреждения получат постоянный приток молодых специалистов и компенсации по заработной плате, возможность решения для своих работников жилищных вопросов. Государство – эффективность расходов на образование и стимулирование отдельных отраслей экономики (в аграрном секторе), выполнение ряда социальных гарантий для населения (медицина и образование).

ВО ВСЕМ МИРЕ ДАВНО 3D-ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТ,
А МЫ – КУЛЬМАНЫ С КАРАНДАШАМИ

Здесь есть еще один существенный момент, о котором как раз и говорилось на совещании в КМПО. А именно – о качестве образования и отсутствии востребованности некоторых специальностей. Речь, в том числе, шла и о необходимости иного подхода к начальному профессиональному образованию.

В Казанском ГАУ считают, что начальное профессиональное образование может комфортно сосуществовать и интегрироваться в вузовскую среду. К примеру, в аграрном университете студенты получают рабочие специальности, например машиниста-тракториста, профессиональных водителей всех категорий и ряд других:

- Кто мешает системе начального профессионального образования совместно с вузами стимулировать получение рабочих специальностей учащимися студентами? Минобразование республики может координировать эту работу. Во-первых, для обучающихся на бюджетной основе получение дополнительной рабочей специальности, естественно, по своему профилю, можно сделать обязательным, с принятием соответствующих поправок в федеральное законодательство. Вот здесь, я думаю, никто против не будет. Во-вторых, при реализации различных образовательных программ в вузах заложены определенные часы на ознакомительную практику, другие виды самостоятельной работы студентов. Давайте эти часы использовать для возможности получения рабочей специальности. В-третьих, в некоторых развитых странах, предусмотрена система получения средне-специального образования перед поступлением в высшую школу. В нашем вузе мы также отдаем предпочтение для выпускников агарных колледжей и техникумов (в этом году они составили 30 процентов поступивших на первый курс). Эти абитуриенты более осознанно выбирают высшее учебное заведение, знают свою будущую профессию, они более подготовлены.

Если говорить о самой системе высшего образования в принципе, то, как уверен ректор Казанского ГАУ, существует острая необходимость модернизации прикладных профессий.

«Сегодня у региональных отраслевых вузов очень большая проблема по материально-технической обеспеченности. Невозможно подготовить грамотного технического специалиста только с помощью кульмана и карандаша или простого компьютера, ведь сегодня во всем мире уже используются, например, в инженерии профессиональные цифровые 3D-технологии (трехмерная графика). В нашем вузе, мы совместно с министерством сельского хозяйства нашей республики, крупнейшими российскими производителями, поставщиками сельхозтехники смогли без привлечения бюджетных средств создать учебно-демонстрационный центр Казанского ГАУ, где представлены образцы самой современной сельскохозяйственной техники и проходят обучение не только наши студенты, но и специалисты со всей республики. Вот наши ребята занимаются на технике западного производителя – она разрабатывается и создается практически вся в «цифре»! И наша задача, не просто научить студента грамотно эксплуатировать эту технику, но самое главное - научить их самих разрабатывать новые узлы и механизмы. А ведь именно в этом суть инженерной специальности! Когда говорят о модернизации страны, наверное, в первую очередь имеется ввиду разработка собственными силами чего-то нового, а не просто эксплуатация созданного кем-то и где-то. Вузам остро необходимы современные инженерные центры, которые бы тесно работали в связке вуз-производство, такие же биотехнологические центры нужны нам для агрономов и ветеринаров. У нас есть хороший опыт создания учебно-демонстрационного центра, но для создания инженерных и биотехнологических центров, боюсь, только нашего желания и средств не достаточно. Нужна помощь государства и бизнеса».

Помимо этого в университете крайне заинтересованы в участии бизнеса, сельхозпроизводителей в реализации новых ФГОСов (Федеральных государственных образовательных стандартов). По словам Файзрахманова, современные стандарты предоставляют возможность частично изменять существующие программы обучения бакалавров и специалистов с учетом местной специфики. Однако пока еще очень слабо представители аграрного сектора экономики республики пользуются открывшейся возможностью своего участия по внесению корректив, изменений, конкретных предложений в программы подготовки студентов.

«Для кого мы выпускаем специалистов? Пока ни один производственник не пришел и не сказал: "А давайте разработаем специальный курс". У нас теперь есть возможность организовать совместные специальные программы по обучению студентов! Аграрный сектор – это особая отрасль экономики, здесь своя специфика на макро-микро уровне, своя региональная специфика. Обо всем этом лучше всего знают реальные производственники. Более того, даже существующая возможность целевой подготовки необходимых для отрасли специалистов не используется в полной мере» - подчеркнул ректор Казанского ГАУ.

«В этом году, только три района – Сабинский, Балтасинский и Актанышский направили в наш вуз по целевому контракту по пять и более своих выпускников, по четыре абитуриента направили Аксубаевский и Тюлячинский районы, еще 26 районов направили по одному-два «целевика», а 12 сельскохозяйственных районов республики не заключили ни одного контракта на целевую подготовку специалиста, – сообщила ответственный секретарь приемной комиссии вуза Гузель Фассахова. – И это при том, что в районах наблюдается реальный дефицит специалистов-агрономов и инженеров-механиков! Хотя профориентационная работа со стороны нашего вуза проводилась круглый год во всех районах. Для выпускников аграрных вузов уже начала работать программа поддержки молодых специалистов. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ с 2012 года в пять раз подняла размер подъемных средств (довела их до 100 тысяч рублей) и выплачивает ежемесячную доплату к основной зарплате. В этом году 74 процента выпускников трудоустроены по специальности».

В аграрном университете считают, что распределение выпускников, если оно будет законодательно закреплено, должно стать не столько обязательством, а, скорее, стимулом для развития определенных отраслей экономики и отдельных регионов.