Серджио Маркионне, не обладая практически никаким опытом в автомобилестроении, сумел вытащить из кризиса Fiat. Теперь его прочат в спасители Chrysler.  

Маркионне родился в 1952 г. в Италии. В 16 лет вместе с семьей он иммигрировал в Канаду. Карьеру в бизнесе начал с Deloitte & Touche. Работал финансовым директором канадского изготовителя упаковки Lawson Group и гендиректором швейцарской Alusuisse Lonza, поглотившей Lawson. В 2001 г. он был назначен гендиректором швейцарской сертификационной компании SGS и провел ее реструктуризацию. Здесь его успехи привлекли внимание одного из акционеров SGS — семьи Аньелли, исторического собственника Fiat. В мае 2003 г. они пригласили его в совет директоров Fiat. А через год Маркионне принял их предложение возглавить концерн.

Сейчас Fiat в спешном порядке анализирует деятельность Chrysler. До 17 февраля итальянская компания должна решить, готова ли она заключить альянс с американцами. Администрация Джорджа Буша выделила Chrysler федеральный заем в $4 млрд при условии, что до 17 февраля та представит правительству антикризисный план, важное место в котором отводится альянсу с Fiat. Тогда Chrysler сможет рассчитывать еще на один экстренный кредит от правительства США (по словам представителя Chrysler Шоун Морган, для продолжения работы компании нужно $3 млрд). Получение второго кредита от правительства — обязательное условие Fiat для заключения альянса.

Успех альянса во многом зависит от того, удастся ли добиться уступок от рабочих, банков-кредиторов, поставщиков и дилеров. Маркионне это может оказаться по силам.

Пылкий, храбрый, сумасшедший

Итальянские профсоюзы благоволят ему за то, что, возглавив в 2004 г. Fiat, он выгнал почти треть менеджеров, но не тронул рабочих и не закрыл ни одного неэффективного завода. Сам Маркионне объяснял, что зарплата рабочих — всего 7-8% расходов компании. Взамен он способен добиваться от профсоюзов существенных уступок. Так, рабочие завода в Абруцце согласились для перехода на производство новой модели работать по выходным.

Одной из причин, почему руководить Fiat позвали человека практически без опыта работы в отрасли, была способность Маркионне договариваться с банкирами. Финансисты Милана до сих пор с содроганием вспоминают напряженные переговоры того времени. "У каждого из нас были свои идеи, как спасти Fiat", — говорит один из них. Маркионне оборвал поток советов, заявив: "Почему бы вам не заняться своим делом и не позволить мне самому делать свою работу?"

Маркионне сумел победить даже GM. В 2000 г. компании заключили стратегический альянс. В итоге Fiat лишилась права самостоятельно принимать важные решения и вести переговоры о других альянсах. Маркионне, по сути, выдвинул ультиматум: либо он будет настаивать на пункте контракта, где GM должна купить всю Fiat (и повесить на свой баланс $8,8 млрд ее долгов), либо американцы платят отступные. GM ссылалась на изменение ситуации, продажу ряда подразделений Fiat и увеличение уставного капитала, но в итоге заплатила за отказ увеличить свою долю в Fiat 1,55 млрд евро.

Маркионне сделал ставку не на одного стратегического партнера, а на несколько небольших партнерств. В частности, в России Fiat договорилась о продаже своих автомобилей через дилерскую сеть "Северсталь-авто" (сейчас — "Соллерс"), а позже и об их сборке на российских мощностях. У Fiat есть СП с Tata, на польском заводе Fiat вместе с ее машинами собираются Ford Ka, использующие общую с Fiat 500 платформу.

У Маркионне есть дар располагать к себе людей, в то же время он тверд и требователен к себе и к другим. В первые месяцы после прихода в Fiat он работал вообще без выходных. Он ложится в полночь, встает в 5 утра. Беспощадно уволив старых менеджеров Fiat, он набрал новых, "не зараженных вредными привычками" своих предшественников, дал им широкие полномочия, но пригрозил уволить за невыполнение планов.

Внешне Маркионне напоминает скорее дирижера, чем главу международной корпорации. В Италии, славящейся своим строгим бизнес-протоколом, он носит свитер и курит на встречах. Его друг, гендиректор банка Unicredit Алессандро Профумо, отзывается о нем как об "одном из самых сумасшедших парней, которых встречал в жизни, пылком и храбром". Маркионне давно увлекается гоночными машинами. В его коллекции несколько Ferrari, Alfa Romeo 8C, Maserati Quattroporte.

"Помогаем бесплатно"

Если Маркионне заключит альянс с Chrysler, Fiat получит 35% акций американской компании, но не заплатит ни доллара. Взамен она предоставит американскому концерну доступ к своим технологиям, которые Маркионне оценил в $3 млрд. В основном речь идет о малолитражных автомобилях, соответствующих ужесточающимся экологическим стандартам США. Chrysler пустит Fiat в свою дилерскую сеть в Америке, Fiat поможет ему наладить продажи в Европе.

Также, по словам главы Fiat, его специалисты помогут новому союзнику в операционной деятельности. Советы Маркионне весьма ценятся после того, как он смог превратить находящуюся на грани краха Fiat в прибыльную компанию. Но для итальянской компании альянс станет, по определению ее главы, "лотерейным билетом": если Chrysler не восстановится, это будет "никуда не годная сделка".

Тем временем в США идут бурные споры о том, можно ли на деньги американских налогоплательщиков поддерживать зарубежного автопроизводителя. Маркионне был вынужден заявить, что Fiat не будет выводить деньги из СП с Chrysler до тех пор, пока та не вернет государству кредит. "Мы помогаем бесплатно", — сказал он.

В своих заявлениях Маркионне выражает уверенность, что Chrysler — вполне жизнеспособная компания, хотя сомневается, что ей нужны все три бренда: Chrysler, Dodge и Jeep. На рынке США продается 1 млн машин всех трех марок в год, хотя еще несколько лет назад продажи были вдвое больше. Маркионне уверен: чтобы оставаться на плаву, автопроизводителю необходимо продавать 5 млн машин в год. Он откровенен относительно шансов собственной компании в конкурентной борьбе: "Fiat слишком мала, чтобы выжить в одиночку". Мировые продажи альянса Fiat — Chrysler могут составить 4,5 млн.

(Ведомости, Антон Осипов, 05.02.09)