460.jpg
Владимир Мединский рассказал о новшествах, что ждут сферу культуры - это повышение зарплат, это построение разумных экономических моделей в учреждениях культуры, это оптимизация...

«ПРОВОДИМ БЛИЦ!»

Зал совещаний минкульта РТ в прошлую пятницу был далеко не полон. Как правило, на ежегодные отчетные коллегии народу собирается поболее. Людей пригласили к четырем часам, но министр выбился из графика, и публика прождала его больше часа. Пока сидели в ожидании, говорили о своем житье-бытье. Все сводилось к деньгам – кому было надо 2 млн. рублей, кому – хотя бы 200 тысяч. Культура наша – отрасль небогатая…

В начале шестого часа в зал быстрым шагом вошел премьер-министр РТ Ильдар Халиков и сразу же занял место в президиуме.

- Вопросы есть? Проводим блиц, формулируем четко, времени у нас немного. Можно задавать по одному вопросу, - сразу же настроил присутствующих на деловой лад глава правительства.

Надо отметить, что пока большая часть приглашенных коротала время в зале на четвертом этаже, часть топ-менеджеров от культуры была в комнате совещаний на втором, где, как удалось выяснить, проходил своего рода небольшой инструктаж – о чем можно спрашивать, а о чем не стоит.

Но вот в зал вошли два министра культуры – российский министр Владимир Мединский и татарстанский Айрат Сибагатуллин, зал дружно встал, приветствуя московского гостя. Халиков благодарит Мединского за приезд, за возможность познакомиться с культурными объектами Татарстана и напоминает, что на территории РТ находится 1540 объектов культурного наследия, из них 150 - федерального значения, 18 театров, из них три академических, два наших фестиваля – Шаляпинский и Нуриевский – это уже российские бренды.

460-4.jpg
Халиков поблагодарил Мединского за приезд, за возможность познакомиться с культурными объектами Татарстана

«ВРЕМЯ ФАСТ-ФУДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ»

Мединский открыл встречу, говоря о том, что сейчас российское правительство всерьез озабочено состоянием культуры в стране.

- Время фаст-фуда заканчивается, - образно заявил министр и рассказал о тех новшествах, что ждут сферу культуры.

Это долгожданное повышение зарплат на федеральном уровне, это построение разумных экономических моделей в учреждениях культуры, это оптимизация.

- Свияжск и Болгар – это привлекательные для туризма места, мы будем всячески помогать их развитию. Приятно, что Татарстан идет в авангарде. В мае-июне будущего года стоит провести в Казани всероссийскую конференцию археологов, рассказать о работах, проводимых на Свияжске и в Болгаре, - отметил Мединский.

Настает время вопросов. Первым в бой бросился директор-художественный руководитель театра им. Качалова Александр Славутский.

- Жаль, что вы не побывали в нашем строящемся театре, Качаловскому – 220 лет, и то, что сейчас у нас происходит, эта грандиозная стройка, она характеризует отношение правительства Татарстана к русскому театру в регионе. А вопрос у меня такой: возможно ли будет освободить учреждения культуры от налогов на прибыль и когда будет введена контрактная система, - спросил Александр Яковлевич.

- По вопросу налогов мы все согласования уже прошли, остался минфин, там тормозят, их политика понятна – денег никому не давать. Вероятно, придется выходить на президента РФ Владимира Путина, - пояснил Мединский.

460-3.jpg
Руководителя театра им. Качалова Александра Славутского интересовало, когда же будет введена контрактная система в театрах

Что касается контрактной системы, то, по сути, министр дал понять, что если правильно пользоваться механизмом переаттестаций, то от балласта в труппе можно будет избавиться.

- Если актеру много лет, но на него идет публика, вы сами его увольнять не будете, - констатировал Владимир Ростиславович.

Еще один из директоров театра – директор ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов - поднял вопрос о том, чтобы классифицировать театры, как это принято в спорте. И от класса театра уже будет идти финансирование. Например, класс А – это Большой театр и Мариинский. Класс Б – например, Михайловский, Новосибирский, Пермский. На этот класс вполне мог бы претендовать и татарский оперный.

- Иногда гранты правительства РФ, кстати, в обход минкульта РФ, получают театры не очень-то благополучные. Например, так было недавно с театрами Ростова-на-Дону и Саратова. Были у них свои люди в Думе, вот и гранты получили, - подал кто-то голос из зала.

- Вы можете прислать мне свои предложения в письменном виде, описать всю технологию? - спросил Мединский.

Мухамезянов обещал представить свои выкладки в течение ноября.

Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ

Директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова коснулась важной темы. Она говорила о том, что в нашем музее 910 тыс. единиц хранения, большую часть из них не видит публика. Если же эти фонды сделать открытыми, как в Эрмитаже? Рядом с музеем – здание Гостиного двора, на этих дополнительных площадях можно было бы эти фонды и выставить на всеобщее обозрение. Это могло бы стать национальным проектом международного уровня.

460-5.jpg
Все предложения Мединский попросил прислать ему в письменном виде

Мединский дал понять, что идея ему пришлась по душе и у нее есть шансы на поддержку.

Коснулись на встрече с министром и вопроса почти обанкроченной Казанской киностудии (об этом писала газета «БИЗНЕС Online» - прим. ред.). Ее новый директор Николай Борисов поинтересовался о том, можно ли ждать госзаказа.

- Мы не даем деньги под красивые глаза, мы даем деньги под проекты и под сценарии, - парировал министр.

Тут же встал вопрос о передаче киностудии в ведение университета культуры, это еще один из вариантов спасения. Министр идеей заинтересовался и заметил, что обращение киношников из Татарстана до него не доходило, и если на региональном уровне оно будет признано целесообразным, он готов его обсуждать.

На этом встреча, которую Мединский провел очень жестко, без сантиментов, практически завершилась.

Позже, коротко общаясь с журналистами в коридоре министерства, он ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» касательно федерального вклада в восстановление Свияжска и Болгара:

- Федеральный центр финансирует 50 процентов затрат на восстановление этих памятников, сейчас мы видим нашу задачу, чтобы эта программа не останавливалась. Без поддержки федерального центра программа восстановления шла бы гораздо тяжелее. Огромное спасибо Минтимеру Шариповичу за то, что он обеспечивает эффективное использование этих денег, привлекается огромное количество благотворителей, самое главное – обеспечиваются высокие темпы работы. По нашим строительным бюрократическим меркам в некоторых регионах только проектную документацию успеют разработать, за этот срок в Татарстане построены туристические центры, - ответил министр культуры РФ.

Мединский также отметил, что прошедшая встреча укрепила его в том, что нужно как можно скорее решать вопрос об освобождении учреждений культуры от налогов на прибыль.

ХОТЕЛОСЬ БОЛЬШЕГО, НО ВРЕМЕНИ НЕ ХВАТИЛО

Остались ли деятели культуры удовлетворенными встречей с министром, ведь много актуальнейших вопросов осталось за скобками? Вот что говорят эксперты газеты «БИЗНЕС Online».

460-2.jpg
После встречи Мединский отметил, что нужно как можно скорее решать вопрос об освобождении учреждений культуры от налогов на прибыль

Розалия Нургалеева - директор ГМИИ РТ:

- Формат был жесткий. Была установка - вопросы про деньги не задавать. Но культура у нас бедная, вопросы финансирования – они самые главные. Мне, например, хотелось спросить, когда будет федеральная целевая программа, касающаяся музеев. Когда федеральные музеи будут проводить у нас выездные выставки? Пока они не спешат это делать, потому что денег за них не получают, а была бы целевая программа, и им что-то доставалось. Сейчас люди стали реже ездить в Москву и Петербург, они не видят сокровища наших главных музеев, так что такие выездные выставки – это их единственный шанс.

Татьяна Шахнина - директор казанского хореографического училища:

- Такие встречи нужны, но в более расширенном формате, ведь сейчас многое осталось за кадром. Был задан бешеный темп, количество вопросов сразу же ограничили, я, к сожалению, свои вопросы задать не смогла.

Фарид Бикчантаев - главный режиссер театра им. Камала:

- По-моему, разговор не получился, все было второпях. Конечно, хорошо, что министр нашел для нас время. Но была ли эта встреча полезна и нам, и ему?