20-ЛЕТИЕ – ЭТО И ПРАЗДНИК, И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, И РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ НА БУДУЩЕЕ

В эти дни мы отмечаем очень значимое событие – 20-летие Конституции Татарстана. Этот документ выразил все надежды и чаяния многонационального народа республики, татарского народа, рассеянного по всей стране и миру, одновременно в нем отразились проблемы и трудности становления новой федеративной государственности в России.

Именно в Конституции мы впервые провозгласили высшей ценностью правовое социальное государство, демократические свободы и благополучие людей. Как отметил в своем послании Госсовету республики президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов, – «20-летие Конституции Татарстана подчеркнуло историческое значение Основного закона и его роль в формировании современной государственности республики»…

20-летие – это и праздник, и подведение итогов, и размышления о перспективах на будущее. Инициатором проведения этой конференции является академия наук РТ. Это научное сообщество, которое высказывает свое мнение, не всегда совпадающее с официальным, но с учетом истории страны, международного права, интересов многонационального народа республики. АН РТ объединяет сегодня 10 академических институтов и 23 прикладных НИИ; 40 действительных членов и 80 членов-корреспондентов, 30 почетных и 14 иностранных членов, среди которых – ученые с мировыми именами: нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов, Роальд Зиннурович Сагдеев, Рашид Алиевич Сюняев, президент академии военных наук РФ, генерал армии Махмут Ахметович Гареев, Михаил Борисович Пиотровский, посол России в Великобритании Александр Владимирович Яковенко и многие другие. Для нас важно сделать оценку пути, пройденного Татарстаном за эти годы, и предложить свое видение актуальных задач.

ЖЕСТКАЯ ПОЗИЦИЯ СТАЛИНА ПРИВЕЛА К ЗАКРЕПЛЕНИЮ АВТОНОМНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Первая конституция Татарстана была принята в 1926 году. Она закрепила форму национальной государственности, учрежденной в 1920 году. Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика уже тогда имела некоторые атрибуты государственности: Конституцию, законодательство, территорию, официальные административные учреждения, государственные языки и символы. Активно изучался наряду с русским татарский язык, национальные культуры получали финансовую поддержку от правительства.

В ходе подготовки Конституции СССР 1936 года высказывались предложения о повышении статуса республики до союзного уровня. Однако жесткая позиция Сталина по этому вопросу привела лишь к закреплению автономного положения. В Конституции ТАССР 1937 года наиболее важные нормы были собраны в отдельную главу под названием «Государственное устройство», появилось положение о гражданстве ТАССР, о праве организовывать собственные судебные органы и т.д. Конечно, фактические права республики по мере утверждения тоталитарного режима свелись к организации исполнения решений партийных органов. Тем не менее, сам факт создания республики, учреждение ряда структур для стимулирования развития культуры оказали благотворное влияние и стали важным этапом на пути обретения большей самостоятельности.

Послевоенный период в истории страны, несмотря на разоблачение культа личности, не привел к расширению прав республики. Напротив, коммунистическая идеология провозгласила неизбежное слияние наций, и власть предпринимала конкретные шаги для ограничения татар в сфере языка, образования, печати, средств массовой информации. В этот период республика служила своеобразным щитом для сохранения татарской культуры, твердо соблюдая аксиому: «Исчезновение наций и языков – это разрушение генофонда всего человечества».

Формальный характер советской федерации и номинальная государственность не позволяли строить собственную экономическую и культурную политику. В то же время Татарстан постепенно стал мощным регионом с развитой промышленностью, сельским хозяйством, наукой и вузовским образованием.

СРЕДИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПОДНИМАЛСЯ ВОПРОС О НЕРАВНОПРАВИИ РЕСПУБЛИК СССР

С принятием Конституции 1978 года произошли некоторые изменения в содержании государственности Татарстана, в частности, правовые институты получили название «Национально-государственное и административно-территориальное устройство Татарской АССР». Изменения коснулись также взаимоотношений Татарской АССР и РСФСР, участия республики в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и др. Вместе с тем, Основной закон 1978 года оставил без изменения нормы, фиксировавшие перечень государственно-правовых признаков автономного статуса.

Поправки в Конституции ТАССР 1978 года не могли удовлетворить социально-экономические и культурные потребности населения. Среди интеллигенции время от времени поднимался вопрос о неравноправии республик СССР, предоставлении Татарстану прав союзной республики. С началом перестройки эти настроения вылились на страницы печати, а затем и в многочисленные митинги под лозунгом «Татарии – союзный статус!». В условиях гласности мнение людей становилось частью правотворчества.

ОТ ТОТАЛИТАРНОЙ ПСЕВДОФЕДЕРАЦИИ - К РЕАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛИЗМУ

Сегодня мы, обсуждая достоинства и недостатки нашей Конституции, порой забываем, что она создавалась в крайне сложный период не только для Татарстана, но и всей страны. Для того, чтобы по достоинству оценить значение нашей Конституции, следует вспомнить обстановку начала 90-х годов.

В ходе перестройки, по сути революционных изменений в общественном строе, когда были провозглашены гласность, демократия, рыночные отношения, мы все еще продолжали жить в действующем правовом поле РСФСР. Политики говорили о возрождении капиталистических отношений, а страна фактически и юридически оставалась социалистической. Шла трансформация старых структур и поиск верных путей перехода от тоталитарной псевдофедерации - к реальному федерализму. Это был творческий процесс. Ни у кого не было однозначного ответа на многочисленные вопросы. Зарождающиеся нормы демократии требовали воплощения в законодательстве Татарстана интересов многонационального народа со сложным историческим прошлым, с наличием обид и многочисленных стереотипов. Требовалось согласовать различные позиции и политические предпочтения с тем, чтобы найти оптимальный вариант перехода к новым социально-экономическим отношениям.

Руководство и весь народ республики жили надеждой на обновление Союза ССР, рассчитывая на повышение статуса Татарстана до союзного уровня. В Заявлении 1991 года «Об участии Республики Татарстан в заключении Союзного договора» есть такие строки: «Суть решений Верховного Совета Татарской ССР после принятия Декларации о государственном суверенитете заключается в том, что Республика Татарстан рассматривает себя в качестве самостоятельного соучредителя Союза ССР наравне со всеми союзными республиками. Эта позиция была направлена на ликвидацию ранжирования республик на союзные и автономные, на укрепление СССР как союза равноправных республик». На тот момент мало кто ожидал распада большой страны, и все требования сводились к признанию союзного статуса. Хотелось бы напомнить, что в то время не только республики, но и сама Россия была бесправной, она боролась за свой достойный статус, провозгласив суверенитет. А Татарстан был еще более бесправным. К примеру, у республики в те годы было всего два процента собственности, а 80 процентов промышленности находилось в союзной собственности. О какой автономии можно было говорить?! Республика производила продукцию как вся Прибалтика, но не могла потратить деньги на собственные нужды, в том числе и на развитие культуры, на чем настаивала татарская интеллигенция.

ДЕЛО ДОШЛО ДО ПРИНЯТИЯ «АКТА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ»

Исходным правовым актом для нашей республики послужила Декларация о государственном суверенитете России, принятая в июне 1990 года. В ней предоставлялось всем народам право на самоопределение в избранной ими национально-государственной форме. Вслед за этим Татарстан также принял свою Декларацию о государственном суверенитете. Это соответствовало заявленным Россией правам. Этого настоятельно требовал народ. В эти дни бывший президент России Борис Николаевич Ельцин приезжал в Казань и сказал всем известные, теперь уже крылатые, слова: «Берите суверенитета, сколько сможете!» Он в ходе посещения Татарстана увидел своими глазами, чего хотел народ. Не только активисты татарского национального движения, вся интеллигенция, отдельные партии, но даже простые люди Казани, других городов и сел республики требовали самостоятельности. Это было велением времени. К этому голосу нельзя было не прислушаться.

Сегодня многие ругают Ельцина за поддержку суверенитета Татарстана, но ведь он тем самым разрядил обстановку. На улицах шли непрерывные митинги, межэтническое противостояние грозило перейти в столкновения, десятки различных партий спорили на страницах печати, жаркие дебаты депутатов шли в парламенте. Поляризация и бескомпромиссность позиций политических сил грозили полной неуправляемостью территории. Дело дошло до принятия 24 октября 1991 года «Акта о государственной независимости РТ», где есть такие строки: «Учитывая чрезвычайную важность акта о государственной независимости Татарстана, сознавая ответственность, которая возлагается в связи с этим на высшие органы власти республики, на ее многонациональный народ, поручить кабинету министров в месячный срок представить на рассмотрение Верховного Совета Татарской ССР анализ-прогноз изменения политико-правового, социально-экономического положения Республики Татарстан в результате принятия акта о государственной независимости».

В данном документе, конечно же, речь шла не о полной независимости, его смысл был в намерении вступить в содружество независимых государств, которое тогда понималось как аналог обновленного Союза ССР. В то же время акт показывал степень накала страстей, он объективно подталкивал Российскую Федерацию вступить в переговоры с республикой. С другой стороны, в Москве слышались голоса об угрозе целостности России, сепаратизме республик и нарушении ими Конституции РСФСР, политики и депутаты требовали применения самых жестких мер. При этом они забывали, что правовые акты самой России нарушали собственную все еще советскую, социалистическую Конституцию.

В таких непростых условиях Ельцин открыто заявил о переходе к демократии и перед ним встал сложный вопрос о механизме превращения тоталитарной системы в подлинную федерацию. Президент страны не мог пойти против воли народа Республики Татарстан. Тем более и другие республики, а также области требовали больше прав и свобод. Надо было немедленно решать проблему. Оставался единственный разумный путь – предоставление максимальной самостоятельности регионам.

«СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН – СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО, СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА…»

Рождение нашей Конституции было обусловлено Декларацией о государственном суверенитете Татарстана, в которой прямо указывалось на необходимость подготовки нового Основного закона республики. Декларация определила характер суверенитета, принятого от имени всего многонационального народа республики, равный статус двух государственных языков, провозгласила права и свободы человека, а также необходимость заключения Договора с РСФСР. Вместе с тем на пути к Конституции важным шагом стал референдум о статусе республики, назначенном на март 1992 года. Этот шаг был вызван потребностью подтверждения легитимности существующей власти, оценки правильности ее стратегии, единения различных слоев населения вокруг центральной цели – повышения достоинства родной республики.

На референдуме предлагалось ответить на вопрос: «Согласны ли вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?». По мере приближения дня всенародного голосования политическая ситуация обострилась до предела. Наиболее горячие головы в Москве предлагали Ельцину ввести войска в Татарстан. Конституционный суд Российской Федерации вынес решение о неправомерности проведения референдума, т.е. народ лишали самой демократичной формы волеизъявления. Суд обосновал свою правовую позицию, согласно которой отношения между Российской Федерацией и республиками в ее составе должны строиться на конституционной основе, а договоры между ними возможны, но также должны базироваться на федеральной Конституции. Однако новая Конституция еще не была принята, а старая противоречила Декларации о государственном суверенитете России. Налицо была правовая коллизия. В этих условиях Конституционный суд, совершенно очевидно, принимал не правовое, а политическое решение.

В связи с этими событиями Верховный Совет республики выступил с «Заявлением», в котором разъяснил, что «акты о государственном суверенитете и референдуме Республики Татарстан ни в коей мере не посягают на государственную и территориальную целостность Российской Федерации. Они не дискриминируют и не разделяют граждан республики по национальному и религиозному признаку, а исходят из равноправия граждан независимо от национальной принадлежности и вероисповедания, закрепляют татарский и русский языки в качестве государственных… Все указанные акты Республики Татарстан соответствуют принципу свободного национально-государственного самоопределения народов, закрепленному статьей 4 декларации о государственном суверенитете РСФСР и международно-правовым обязательствам Российской Федерации». Об этих событиях и принятых в то время документах приходится напоминать, поскольку даже сегодня в адрес Татарстана слышатся обвинения в попытке развалить Россию, о якобы нарушениях законодательства страны. Нет, республика на всех этапах с 1990 года строго следует правовым нормам России и международным стандартам.

«РУКОВОДСТВУЯСЬ ЖЕЛАНИЕМ СОХРАНИТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…»

Надуманные обвинения опровергаются также тем, что Татарстан с августа 1991 года вел переговоры с федеральным центром о заключении двустороннего договора. Эти переговоры были обнадеживающими. В частности, в протоколе от 15 августа 1991 года было подтверждено намерение «ориентироваться на использование договорных форм регулирования отношений», в протоколе от 2 апреля 1992 года Стороны зафиксировали, что «руководствуясь желанием сохранить целостность Российской Федерации», они выразили согласие «о необходимости установить особые отношения Республики Татарстан с Российской Федерацией». Даже для ведения сложного переговорного процесса делегация Татарстана нуждалась в правовом подкреплении. В этом плане исключительно важным стало принятие Конституции.

Решение об образовании Конституционной комиссии под руководством Минтимера Шариповича Шаймиева было принято еще 31 августа 1990 года Верховным Советом Татарстана. Принципиальным этапом на пути к принятию Конституции стал референдум, на котором большинство населения высказалось за сохранение статуса республики. Вслед за этим началась стабилизация политической обстановки. Достигнутое, но пока еще хрупкое равновесие в межэтнических отношениях, требовало своего закрепления. Более двух лет шла работа над проектом Основного закона, в ходе которой учитывались отечественный опыт федеративного строительства, данные науки и практики конституционного строительства зарубежных государств. По мере всенародного обсуждения проекта поступали замечания и предложения граждан республики. Письма и телеграммы приходили не только из всех районов республики, но и из-за ее пределов. Документ также обсуждался в местных Советах, общественных организациях. По замыслу создателей – Конституция Татарстана должна была учесть опыт лучших образцов зарубежного конституционного законодательства и соответствовать нормам международного права. Для экспертизы проекта документа привлекались известные зарубежные ученые, в частности из Швейцарии и Германии. Все они дали положительную оценку окончательного варианта Основного закона.

ОДНИ НАС КРИТИКОВАЛИ ЗА МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ, ДРУГИЕ – ЗА ПОСПЕШНОСТЬ

Конституция готовилась тщательно, в жарких спорах, порой поляризация мнений в парламенте казалась несовместимой. Страсти кипели также за стенами Верховного Совета. Положение руководителей республики было незавидным, о чем Минтимер Шарипович Шаймиев высказался в таких словах: «Одни нас критиковали и продолжают это делать за медлительность, другие – за поспешность. От одних мы услышали упреки в том, что якобы выходим из России, рвем с ней исторические и иные связи, другие критиковали нас за то, что мы ведем с Россией переговоры». Постепенно компромисс был найден. С тех пор принцип соблюдения баланса интересов в межэтнических, политических и социальных вопросах стал обязательной нормой.

Конституция Татарстана была принята за год до российской и оказала определенное влияние на содержание Конституции России. Опережающий характер принятых в республике решений стал важным фактором в работе Конституционного Совещания 1993 года. Назовем наиболее важные статьи Основного закона Российской Федерации, в которых отразились интересы республик. Формулировка ст.5 п.2, где говорится, что «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство» учитывала складывающуюся практику в республиках. Важным достижением стала ст. 68, которая гласит: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». В этой статье было выражено давнее стремление народов страны к равноправию. Весьма значимое положение о разграничении предметов ведения и полномочий между центром и субъектами через заключение договоров (ст.11 п.3) в первоначальном проекте Конституции РФ отсутствовало. Оно появилось в результате настойчивости руководства республики, которое не могло отступать от требований Декларации о государственном суверенитете и Конституции установить договорные отношения с центром. Следствием принятия этой статьи стало введение в широких масштабах договорной практики.

ПОСТЕПЕННО ЛЮДИ СТАЛИ ЗАБЫВАТЬ О МИТИНГАХ И БЕСКОМПРОМИССНЫХ ДЕБАТАХ

Оглядываясь назад, следует признать исключительную роль договора 1994 года для становления нашей республики. Впервые в истории России отношения между центром и регионом стали строиться на основе взаимного согласия, а не с помощью административно-командного диктата. Договор не только привнес политическую определенность в отношения Татарстана с федеральным центром, но и успокоил население республики, придав созидательный характер политической и экономической деятельности ее граждан. Постепенно люди стали забывать о митингах и бескомпромиссных дебатах 90-х годов.

Важным следствием урегулирования двусторонних отношений стало участие республики на выборах в федеральные органы. В начале 90-х годов в Татарстане выборы в общефедеральный парламент и выборы Президента России не состоялись. После подписания Договора ситуация кардинально изменилась и прошедшие в 1995 - 1996 годах на территории республики выборы в законодательные органы страны означали признание общенациональной юрисдикции, поставили точку в дискуссиях по поводу «соотношения суверенитетов» России и Татарстана.

Подписание договора 1994 года можно также квалифицировать как фактическое признание со стороны федерального центра факта самоопределения многонационального народа Татарстана в избранной им форме. Последующее подписание пакета межправительственных соглашений в самых различных областях стало платформой для федеральных и республиканских органов, придало взаимоотношениям между Москвой и Казанью цивилизованный характер. Тем самым руководство России и Татарстана перед лицом мирового сообщества продемонстрировало приверженность нормам международного права. Все это получило название «Модель Татарстана». Будут проходить годы, и мы все больше будем осознавать значение этой модели для благополучия республики, для других регионов. Она стала образцом бесконфликтного решения межэтнических вопросов, успешного решения социально-экономических проблем, удачной формулы федеративных отношений.

ОТ СЫРЬЕВОЙ ЗАВИСИМОСТИ К РАЗВИТИЮ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

За 20 лет республика стала примером выстраивания федеративных отношений, флагманом модернизации экономики в стране. Конституция Татарстана позволила руководству, промышленникам, специалистам выработать самостоятельную экономическую политику. Прежде всего, перед руководством стояла задача раздела союзной и российской собственности на территории республики. Благодаря нашей правовой позиции основная собственность, кроме оборонной промышленности, досталась Татарстану. Это определило стартовые возможности при переходе экономики на рыночные отношения. «Мягкое вхождение в рынок» позволило более взвешенно подойти к приватизации, избежать массового обнищания населения, создать условия для адресной социальной защиты, сохранить село, поддержать культуру. Вслед за этим республика под руководством первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева сумела провести программу «Ликвидации ветхого жилья», стопроцентную газификацию, строительство дорог, телефонизацию и обеспечить доступность Интернета во всех точках республики. По сути дела, современная инфраструктура была создана благодаря той самостоятельности, которую республика обрела в 90-е годы.

Самостоятельность в выработке экономической стратегии, на чем всегда акцентирует внимание президент нашей республики Рустам Нургалиевич Минниханов, позволила перейти от сырьевой зависимости к развитию высоких технологий в нефтехимии и химии, автомобилестроении, авиации, IT-технологиях, современной агрокультуре. Политическая стабильность и качественное законодательство повысили инвестиционную привлекательность Республики Татарстан. В ключевых вопросах развития Татарстана мы всегда ощущали и ощущаем поддержку федерального центра. Особенно это проявляется при реализации федеральных целевых программ, а также при проведении таких эпохальных мероприятий, как тысячелетие Казани, при подготовке к XXVII Всемирной летней универсиаде, которая в 2013 году пройдет в Казани и т. д.

ФАКТИЧЕСКИ ТАТАРСТАН АКТИВНО РАЗВИВАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

К завоеваниям республики следует отнести сферу международных связей. Хотя термин международной правосубъектности применительно к республике федеральный центр посчитал неприемлемым, тем не менее, фактически Татарстан активно развивает международные связи. Наша республика каждый год принимает десятки и сотни делегации, в том числе и на самом высоком уровне. В свою очередь, наши представители наносят официальные визиты в разные страны и подписывают многочисленные соглашения. Во многих странах открыты представительства Татарстана. Республика стала известна также в международных организациях, в частности, в Конгрессе региональных и местных властей Совета Европы, где Комитет по актуальным вопросам возглавляет Фарид Хайруллович Мухаметшин. Международные связи не только подняли престиж республики, но стали важным элементом экономической деятельности.

Несомненной заслугой наших правоведов является законодательное закрепление принципов международной деятельности субъектов России в федеральных законах и подзаконных актах. Основные положения, выработанные в ходе переговоров и записанные в договоре 1994 года, вошли в российское законодательство и стали обычной практикой по всей России.

Одной из самых болезненных сфер нашей жизни, обделенной в советское время, была культура и система национального образования. Понимание значения этой сферы выходит далеко за рамки просвещения. Оно связано с коренными вопросами национальной жизни, достоинством народов, которые не хотят быть второсортными.

Татар мәдәниятен, милли мәгарифне үстерү, үз чиратында, халыкның милли үзаңын күтәрү, бигрәк тә яшь буынны милли тормыш, көнкүреш, йола-гадәтләр даирәсендә туган телле итеп тәрбияләү белән бәйләнгән.

Новой правовой инициативой республики стало закрепление в Конституции Татарстана (ст.14), а затем в договорах ответственности за развитие всей татарской культуры в стране.

С таким подходом федеральная власть не только согласилась, но и пошла навстречу. Сегодня наиболее зримым воплощением совместной культурной политики стало проведение общероссийских сабантуев в регионах страны. Возможности спутникового телевидения и интернета подняли на новую ступень информирование граждан России и СНГ о делах Татарстана, жизни татарских общин в разных уголках мира. Круглосуточное вещание на двух государственных языках на значительную часть планеты стало символом наших успехов и возможностей в культурной сфере.

В ТАТАРСТАНЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ИМЕЛИ ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ХАРАКТЕР

В СССР у всех автономий конституции были написаны под копирку. После перестройки республики стали разрабатывать собственные законодательные акты. В этом «параде суверенитетов» и, порой стихийного законотворчества, как бы ни ругали этот процесс, был позитивный момент, – у людей спрашивали, чего они хотят. Унификация законов полезна до определенной степени, но не учитывать многообразие регионов страны означало бы возвращение к старой, полностью скомпрометировавшей себя социалистической системе управления под руководством одной партии.

В Татарстане правовые акты имели опережающий характер. Он и сегодня необходим в разумных рамках. Конституция Республики Татарстан была принята раньше, чем Основной закон России, что естественно в условиях демократии, тем более в федеративном государстве. В конце 90-х годов наступило время для приведения наших законов в соответствие с федеральными. Как ученый я прекрасно понимаю, что Конституция республики объективно нуждается в постоянном совершенствовании. Развитие российского общества и Республики Татарстан поставило и продолжает ставить новые проблемы конституционного характера, требующие своего решения.

В мировой практике встречаются различные подходы к конституционному строительству. Великобритания в принципе не имеет писаной конституции. В конституцию США, имеющую всего семь статей, со дня ее принятия в 1787 году внесено только 26 поправок. Большинство стран со временем вносят определенные коррективы в Основной закон. Например, такая консервативная в правовом отношении страна как Швейцария, имевшая конституцию с 1874 года, в 2000 году приняла новую конституцию. Это естественный процесс.

Определенная стабильность и даже консерватизм в Основном законе должны соблюдаться, нельзя менять конституцию, сообразуясь с конъюнктурой. В то же время законотворчество не может отставать от изменений в жизни. 20 лет назад в Татарстане экономика еще не была устоявшейся. Не были ясными принципы федеративных отношений. Политика колебалась между коммунистическими и демократическими предпочтениями. Сегодня пришло понимание характера рыночных отношений, определены основные социально-экономические приоритеты. Республика, как и вся страна, вступила в полосу стабильности и предсказуемости, а потому потребовалось внесение изменений в Основной закон. Очевидно, что некоторые статьи Конституции Татарстана оказались декларативными, Некоторые пришли в противоречие с федеральными законами и были приведены в соответствие с ними. Но существуют фундаментальные основы, которые не подлежат ревизии. В этих вопросах нужна предельная ясность.

ВНЕ ПРЕДЕЛОВ ВЕДЕНИЯ РФ СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЛАДАЮТ ВСЕЙ ПОЛНОТОЙ ВЛАСТИ

В статье 1 Конституции Татарстана закреплены важнейшие положения декларации о государственном суверенитете, статус республики подтвержден на референдуме, они испытаны временем, и нет сомнений, что и сегодня многонациональный народ республики поддерживает эти положения. Как известно, Конституционный суд РФ предписал исключить понятие суверенитета из правовой характеристики республики. Такой вердикт неправомерен с юридической точки зрения, ведь Договор 2007 года закрепляет двусторонние отношения на основе признания двух конституций – федеральной и республиканской. Это признано Федеральным Собранием и подписано президентом страны. При этом Конституция России вовсе не исключает суверенность государств – субъектов Федерации, хотя это не оговаривается в ст.5. В то же время в ст.73 прямо указывается, что – «Вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой власти». В данном контексте выражение «вся полнота власти», по нашему мнению, выражает характеристику суверенности республик. С научной точки зрения республика как государство должна обладать суверенностью, или говоря проще, своими исключительными полномочиями. Например, в Конституции Швейцарии в ст. 3 записано: «Кантоны суверенны настолько, насколько их суверенитет не ограничен Федеральной Конституцией». А Швейцария имеет богатейший и общепризнанный опыт федеративных отношений.

В современном мире в условиях глобализации никто не обладает абсолютным суверенитетом. Любая страна делится своим национальным суверенитетом, когда подписывает международные договоры, вступает в международные или региональные организации, принимая на себя ряд обязательств. Любая федерация строится на принципах разграничения полномочий внутри страны. На этот путь встали не только федеративные, но также и унитарные государства. В мировой практике децентрализация, деволюция стали обычной практикой, а потому зачастую применительно к разграничению компетенции предпочитают говорить не о разделенном суверенитете, а о субсидиарности, т.е. о закреплении полномочий на максимально низком уровне. Именно такой принцип определен Европейским Союзом. Это мировая тенденция.

НЕТ НИКАКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЯТЬ НАЗВАНИЕ «ПРЕЗИДЕНТ»

Федеральный законодатель с 2000 года многие совместные полномочия записал за Федерацией, подробно регламентируя законы, что не оставляет субъектам свободы для законотворчества. Сегодня ощущается явная избыточность полномочий у Федерации, их становится трудно исполнить из единого центра. Возник явный параллелизм в структуре управления, что ведет к неоправданному разбуханию административного аппарата, бюрократизму и коррупции. Как результат, жесткой вертикали власти становится сложно координировать местные органы власти на конкретной территории. Все это ведет к снижению эффективности управления. В условиях тотальной дотационности субъектов создаются условия, когда реципиенты не заинтересованы работать напряженно, использовать местные ресурсы, а потому потенциал самих регионов остается невостребованным. Ясно, что определенная децентрализация становится неизбежной, и в этой части опыт Татарстана показывает возможные пути дальнейшее федерализации страны.

В связи с требованиями федерального центра о внесении изменений в Конституцию РТ хотелось бы отметить бережное отношение Татарстанского Парламента к букве и духу нашего Основного закона. В начале 2000-х годов федеральным законом был изменен порядок формирования высшего должностного лица субъекта Федерации. Вместо выборов главы региона всенародным голосованием, высшее должностное лицо определялось парламентом по представлению Президента России. Госсовет Республики Татарстан провидчески не исключил, а лишь приостановил в Конституции Республики норму, которая предусматривает избрание Президента самим народом. И оказался прав: сегодня Россия опять возвращается к выборности глав субъектов их населением. В соответствии с новым федеральным законодательством и Конституцией республики президент Татарстана будет избираться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборность глав - исторически оправданный шаг, тем более для федерации. Убежден, что так же произойдет и с названием главы республики. Это полномочие самого субъекта и нет никакой необходимости отменять название «президент» применительно к высшему должностному лицу республики.

ПРЕДЛАГАЮТ ЛИКВИДИРОВАТЬ РЕСПУБЛИКИ, ЗАБЫВАЯ УРОКИ ИСТОРИИ

Время от времени горячие головы, увлеченные предвыборным ажиотажем, предлагают ликвидировать республики, забывая уроки истории. Государственное устройство нельзя придумать в лабораториях, начать с чистого листа, любая страна имеет свои глубокие исторические корни. Россия изначально строилась как многонациональное государство. Не случайно федеральная Конституция открывается знаменательными словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации». Эта фраза отражает фундаментальную идеологию страны – ее многонациональность, что в обязательном порядке должно находить отражение в государственном устройстве.

Когда говорят, что для России присущ унитаризм, а не федерализм, то просто забывают историю. Россия возникла и строилась на основе культуры сотен народов, с учетом местных традиций. Российские монархи, на которых нередко ссылаются политики и ученые, хорошо понимали природу своей страны. Побывавший в 1839 году с дипломатическим визитом в России француз Кюстин свидетельствует о своем разговоре с императором Николаем I на балу: «Вы полагаете, что вы среди русских», - сказал Государь в этом разговоре, указывая на окружающих. – «Вы ошибаетесь: вот это – немец, это – поляк, это – грузин, там – финн, этот – татарин… И все вместе и есть Россия». Понимание этнического разнообразия в России существовало во все времена. Не случайно до революции в Государственной Думе настойчиво поднимался вопрос о федерализации царской России. Монархия боялась любых ограничений своего суверенитета, и в результате была сметена революционными событиями, а страна вынужденно, вопреки первоначальному замыслу большевиков встала на путь федерализации.

Новая Россия выстрадала как демократию, так и федерализм. У страны объективно нет другого пути, кроме дальнейшего расширения прав народов и демократических свобод. На этом пути поиска своей формы российского федерализма Татарстан всегда был и остается в первых рядах инициативных субъектов и готов внести свой посильный вклад. Подписанный в 2007 году Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным обновленный вариант договора между федеральным центром и нашей республикой, имеющий силу федерального Закона, явился продолжением заложенных в основание федерализма договорных начал. Он закрепил существующий статус республики, признав Конституцию Татарстана в качестве основы государственности республики. Это было и признанием верности нашего пути под лозунгом: «Сильные регионы – сильная Россия!».

…Организаторы конференции и я лично надеемся, что плодотворная работа нашей международной научно-практической конференции позволит найти пути дальнейшего совершенствования Конституции Республики Татарстан в рамках единого правового пространства Российской Федерации.