БОРЬБА КОКОШНИКА С СОМБРЕРО

Трехдневная всемирная туристическая ярмарка World Travel Market (WTM), где Казань была представлена в рамках пакета «Три столицы» наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, сегодня завершает свою работу. WTM – одно из ключевых событий на мировом туристическом рынке, в прошлом году ярмарку посетили свыше 28 тыс. потенциальных туристов, а экспертов турбизнеса оказалось более 47 тысяч.

«Впечатления, конечно, положительные, но здесь, в Лондоне, ощущается настоящий накал битвы за туриста, - поделился по итогам работы своими ощущениями с газетой «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы мэрии Казани Сергей Лобов. – Это прежде всего конкуренция. Уже перед входом в выставочный центр ExCel London, где проходит выставка, посетителей осаждают с буклетами и сувенирами, это очень высококачественная продукция. А внутри – водоворот, фейерверк красок и образов, каждая страна увлекает всем, чем может. Россияне плетут кружева, за стойками - девушки в кокошниках. Мексиканцы ходят в сомбреро и играют на банджо, итальянцы выкатывают свою «Формулу-1»… В общем, борьба идет за каждого посетителя».

Казань принимает участие в выставке четвертый год подряд, и второй год презентации проходят совместно с Москвой и Санкт-Петербургом. Выставка разбита на две части – профессиональную, открытую для СМИ и турагентств, и общую, когда каждый желающий может познакомиться с бытом и особенностями любой из стран-участниц. Так, председатель комитета туризма и внешних связей исполкома Иван Кадошников специально иностранным журналистам представил Казань, рассказал о мультикультурности, архитектуре, истории города. Напомнил, что в этом году в независимом рейтинге крупнейшего в мире сайта о путешествиях TripAdvisor Казань поднялась с девятого места в прошлом году на третью строчку в этом. Такую оценку дают сами туристы сайта, который посещают свыше 50 млн. человек. Интерес западных туристов к Казани в последние годы возрос более чем на 50%. Британские журналисты отметили, что знакомы с Казанью и знают о грядущей Универсиаде.

Как уточнил газете «БИЗНЕС Online» Кадошников, реклама России была размещена уже у входа на выставку. Представительство России состояло из нескольких частей: отдельно был представлен московский стенд, где присутствовала и Казань, отдельно - стенд Ростуризма, отдельно - вставки других городов России, «Золотого кольца». Санкт-Петербург также представлял свои туристические программы.

«Сколько человек посетили наш стенд, подсчитать сложно, но были организованы профессиональные встречи на стенде - был интерес со стороны ЮНЕСКО, подходили туроператоры, блогеры, готовые приехать и написать о Казани. Кто-то намеревается отправлять к нам туристов. По сравнению с прошлым годом вопросы у интересующихся стали более предметными. По отзывам туристов, запоминаются несколько городов. Турфирмы, организующие транссибирские туры, выразили готовность рассматривать сроки продления своих программ в Казани».

НОВОЕ В РОССИИ: КАЗАНЬ, БАЙКАЛ, ТРАНССИБ

Тур «Три столицы» заметно облегчил работу по привлечению в Казань иностранных гостей – на Западе хорошо знают Москву и Санкт-Петербург, слышали о городах «Золотого кольца», но все, что дальше, остается известно немногим. Хотя интерес к глубинке у туристов есть, а интерес к Казани вырос за последние годы наполовину.

«Если говорить о запросах зарубежного туриста к городам в глубине России, я бы отметила интерес к территориям Транссибирской магистрали, Байкалу – это очень интересный для иностранного потребителя регион, - говорит Кристи Лоринсен (Intourist, Великобритания). - В последнее время к Казани также пробуждается серьезный интерес как к третьей столице России. Здесь можно найти смешение культур и религий, которое всегда интересует туристов. Так что недельный тур «Три столицы России» в этом году достаточно популярен».

Программа «Три столицы», которую активно на протяжении двух лет продвигает Россия на Западе, сыграла свою роль, отметил президент Российского союза туриндустрии, руководитель комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько.

«Мы присутствуем на выставке общим стендом, и синергетический эффект городов, обладающих мощным историко-культурным и туристическим потенциалом, дорогого стоит, - считает он. - Если говорить о реализации проектов в формате турпакетов, то для Москвы и Петербурга это давно работает. Эти два города – самые популярные для иностранного туриста в России. Казань прекрасно показала себя во время тысячелетия, отлично провела ребрендинг, интерес к Казани растет».

При этом не обязательно ехать сразу в три города – можно комбинировать столичный вояж в любом сочетании.

РОСТ ВЪЕЗДНОГО ТУРПОТОКА ДАСТ ОТМЕНА ВИЗ

Основные проблемы, которые волнуют иностранцев в России, - это визы и стоимость перемещения по российским просторам.

Как отмечает Лоринсен, зачастую только стоимость поездки, переездов ограничивает иностранного туриста посещением Москвы или Петербурга. Путешествия в другие города пока довольно дороги для среднестатистического иностранца, считает она. С ней согласен и Шпилько. «Думаю, что, когда появится скоростное железнодорожное сообщение между Москвой и Казанью и цены станут более конкурентоспособными, столичный «треугольник» начнет работать более эффективно, - отметил он. - Для этого нужно время».

Еще одним серьезным ограничением остаются визовые проблемы. Для увеличения туристического потока, по мнению Шпилько, необходима отмена или облегчение визового режима. Так поступают основные конкуренты России на туристическом рынке. «В этом плане наши основные конкуренты стали более доступны. Для жителей экономически развитых стран визы либо вообще отменены, либо выдаются в упрощенном режиме. Это важный фактор. Первые шаги предприняты и в России», - отметил Шпилько. Он имел в виду отмену виз для путешествующих на паромах иностранцев экономически развитых стран – они могут приехать в Санкт-Петербург без визы на 72 часа. Это тут же дало двукратный приток туристов в северной столице.

==video978==

При этом, как полагают специалисты, безвизовый въезд и пребывание в России в течение трех суток даст резкое увеличение турпотока даже в Казани. «В конце концов, от Москвы до Казани – час полета», - пояснил Лобов.

«Интерес к России у иностранцев традиционно высок, - отмечает Лобов. - Здесь, на выставке, как нигде, ощущаешь, что в турбизнесе главное - постоянно напоминать о себе. Предложений очень много, все они интересны. Напоминай о том, что ты есть, и к тебе будут ездить, поэтому говорить о результатах конкретной выставки бесполезно. Это процесс… Но если пять лет назад в Казани радовались полумиллионному туристу, то в прошлолм году здесь уже побывали почти 1 миллион 200 тысяч туристов. А этот год еще не завершен».

Лондонской выставкой привлечение иностранцев в Казань не ограничивается. В этом году различного рода встречи проводились для туроператоров, инвесторов и журналистов Франции, Италии, Турции, Китая, Казахстана. Презентации Казани для туроператоров и инвесторов из Турции прошли в июле текущего года в рамках состоявшейся в столице РТ российско-турецкой конференции. В результате въездной поток из Турции вырос на четверть. А въездной поток из Китая после целой череды промоакций вырос в два раза.

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ, НО ОНИ РЕШАЮТСЯ

Как отметили опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» эксперты, проблемы развития туристической инфраструктуры в Казани остаются, но город не стоит на месте в их решении. Не хватает цивилизованных остановок туристических автобусов, недостаточно пока дешевых гостиниц, мало указателей, однако программы по снятию этих проблем в Казани приняты.

Сергей Пасечник - гендиректор "Компаньон СП":

- Сейчас наша страна отходит от некоторого застоя, который был в советское время. Казани может быть в этом плане несколько легче, чем Москве и Санкт-Петербургу. Нам не нужно столько перестраивать, реставрировать и обновлять, потому что Казань во многом строится заново. Поэтому хорошо, что мы идем вперед за российскими брендами. У нас есть свой колорит, который будет интересен туристам.

Если говорить о проблемах, то последние годы я привожу такой пример, простую арифметику. Сколько стоит поездка в Казань для немецкого туриста, который прилетит сюда знакомой ему авиакомпанией Lufthansa и поселится в привычной для европейца гостинице сети Park Inn или Marriott? Это будет стоить для него полторы-две тысячи евро. Дороже, чем поехать в Испанию, Австрию, Вену в два-три раза. Поэтому основной поток иностранцев в нашем городе - это те, кто прилетел сюда по бизнесу, работе. Та загадка и колорит, которые есть в Казани, не стоят таких больших денег. Немцы, которые в Советском Союзе ездили на теплоходных круизах по Волге за 300 - 500 долларов, теперь чувствуют существенную разницу.

Остается основной проблемой для туризма проблема сервиса. Очень сложно поменять менталитет людей, которые работают в сфере сервиса. Потребуется около 10 лет для того, чтобы люди поняли: зарабатывать на услугах - это уважаемый бизнес. Сейчас идет борьба с сознанием у нашего населения.

Наталья Абрамович - генеральный директор туристско-информационного центра Казани:

- Все проблемы инфраструктуры, которые есть, так или иначе решаются. А среди самых обычных отзывов постоянно встречаются сожаления, что не хватило времени посмотреть все достопримечательности. Я ни разу не слышала, чтобы люди пожалели о своей поездке в Казань. И бизнес, и власти заинтересованы в привлечении туристов, Казань – не какой-нибудь захудалый городок, чтобы мы не могли справиться с решением имеющихся проблем. Именно поэтому интерес иностранцев сохраняется: к нам едут и дикарями, и организованными группами. Причем это люди, впервые посещающие Казань, или те, кто был здесь давно, и всем здесь интересно.