«ПОКА МОИ СТАРАНИЯ ОСЕДАЮТ В ПАПКАХ ЧИНОВНИКОВ»
- Сергей, недавно завершила работу ваша фотовыставка в «Ак Барс Галерее», где были представлены, по сути, отдельные страницы выпущенной вами книги. Какой период охватывает эта книга?
- На первой странице указано, что с 2000-го по 2012-й. Хотя большинство работ, правда, сделаны после 2005-го, но есть две, составляющие исключение. Это фотография моего Учителя, с большой буквы, Заки Шакирова, и фотография, которую делал не я - историческое фото Героя, тоже с большой буквы. В первую мировую войну этот человек получил четыре георгиевских креста, то есть стал полным кавалером, при жизни таким людям полагался памятник. А до войны он совершил кругосветное путешествие на велосипеде, причем это первый русский путешественник, объехавший вокруг земного шара. Его зовут Онисим Панкратов. И Родина этого Героя – Казань.
Я натолкнулся на этого человека еще будучи студентом, и с тех пор пытаюсь память о нем как-то продвигать. Так звезды сошлись, что в 2013-м году исполняется сто лет его кругосветному спортивному подвигу, и именно в 2013-м году Казань принимает крупнейшее международное спортивное мероприятие – Универсиаду.
На выставке было представлено много «звезд», которые прославляли и прославляют Казань. Но они не казанские жители изначально. Большое спасибо, что они есть – и иностранцы, и наши, – но у нас есть свой спортивный герой, о котором все забыли – Онисим Панкратов. И одна из моих «миссий» в рамках данной выставки – еще раз обратить внимание на эту личность. Пока же мои старания в этом направлении оседают в папках чиновников.
КНИГА КАК БИЗНЕС-ПРОЕКТ
- Как возникла идея выпустить фотокнигу?
- Книжка сама себя родила. Моя история журналистско-фотографическая началась с 2005-го года пожалуй, до этого я был, что называется, фотограф с детских лет. К Тысячелетию, когда Казань начали ломать и перестраивать, а я родился и вырос в старой Казани, я подумал – надо же это как-то сохранить, хотя бы на фото! Как раз тогда я очень заинтересовался историей своего рода, старых домов, снимал и снимал, боясь, что не успею, что навсегда ускользнет эта старина. Потом фотоаппарат уже стал у меня не средством производства, а средством самовыражения. Мне удалось получить аккредитацию в составе журналистского корпуса: я быстро «подружился» с пресс-центром празднования Тысячелетия и, по сути, дарил им все свои работы. Таким образом, я, как и стремился, оказался в самой гуще событий. С тех пор я не раз вновь в эту гущу попадал, например, на фестивале «Золотой Минбар» официальным фотографом был, и так далее.
Фотография для меня – профессия творческая, я на нее свои деньги трачу, а не зарабатываю. У меня, слава Богу, есть маленький бизнес, который меня кормит. Трачу с удовольствием, но эта книжка – не ради собственного развлечения, книжка родилась сама, в процессе моих фотовстреч.
Часть работ я отдавал в журнал «Казань», что-то печаталось, что-то нет, но большинство в моих архивах оставалось. А все мои друзья, в том числе ставшие друзьями многочисленные коллеги-журналисты, интересовались – ну когда же увидят свет мои архивы? Количество закономерно когда-нибудь переходит в качество, и вот в один момент я уже от просто мысли о книге перешел к конкретной концепции, в каком виде такая книга могла бы увидеть свет. Эта концепция несколько раз менялась, причем последний раз она сменилась, когда книга была уже готова.
- Наверное, вам как предпринимателю близок подход «семь раз отмерь – один раз отрежь»?
- Да, я считаю, что хорошо сделал, когда, имея определенный опыт организации бизнеса, написал себе такой бизнес-планчик по реализации своего проекта. Сначала я сделал книгу в единственном экземпляре, чтобы я мог ее показывать не как абстрактную идею, а как реализованный проект, который уже можно тиражировать. В первом варианте были просто подписанные фото. Листая друзьям страницы книги, я наблюдал за их реакцией. И в первый раз она меня разочаровала.
Понимаете, в моих работах нет ни одного человека, кто бы мне не нравился. Есть те, к кому я отношусь достаточно ровно, но есть и те, кого я просто обожаю, и их большинство. А когда я видел, что мои знакомые страницы индифферентно перелистывают, то есть просто не идентифицируют этих людей на фото, меня удивляло – как же ты не знаешь, это же тот-то и тот-то! Тем более что многие фотографы вообще смотрят не на объект, а на качество портрета, как он сделан. Здесь, я вам честно скажу, шедевров нет. Есть более или менее удачные. Я и не претендую здесь ни на какую шедевральность фотографического искусства. Шедевр – то, что они собраны все за эти годы, что все они сняты в Казани. Название выставки - «Однажды в Казани» - показывает: не только в Америке случается что-то «однажды», но и в Казани.
- Но вы же подписывали каждое фото?
- Нужны были не просто подписи, и даже не информация о человеке на снимке – ее полно в интернете, а истории, связывающие меня с тем или иным персонажем. В итоге я переписывал книгу три раза, причем оказалось, что короткие истории писать сложно, гораздо сложнее объемных рассказов. Да и ощущаю себя я, в конце концов, фотографом, а не писателем. Но в итоге получились такие маленькие живые эссе к каждой фотографии.
«СНАЧАЛА ЛОМАЛ ГОЛОВУ – КАК РАЗМЕСТИТЬ ФОТО ИЗВЕСТНЫХ ПОЛИТИКОВ,
КАК СОБЛЮСТИ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ»
- Кто они – герои вашей фотокниги?
- Здесь много «звезд» - известных политиков, спортсменов, артистов, но мне больше всего дороги те персонажи, которые известны лишь моему близкому кругу – это мои родственники и друзья. В книге и на выставке вы не увидите ни должностей, ни регалий. Я делал некоторые фото не портретом, а в контексте. Например, вот это (показывает на цветное фото мэра Казани Ильсура Метшина с сыном: мальчик в форме наездника и с кубком в руках, отец склонился к нему и что-то говорит, на заднем фоне, размыто, толпа зрителей – ред.), оно с необычной стороны раскрывает персонаж.
Я сначала ломал голову – как разместить фото известных политиков, как соблюсти политкорректность? А потом просто подумал – для меня все персонажи одинаково дороги, и делать между ними ранжир я не стал. И тогда я расслабился, и позволил работам разместиться по принципу случайной выборки.
Все персонажи, представленные в книге, для меня одинаково значимы. Объединяет эту пеструю компанию две вещи – их всех снял я, и это произошло однажды в Казани.
- У вашей книги весьма оригинальный дизайн, кто автор?
- Дизайн придумал я, а воплощал идею никому не известный казанский дизайнер. Если уж мы говорим о дизайне, то здесь есть такие нестандартные страницы-развороты, где один персонаж представлен в нескольких ракурсах.
- Представленные фото – в основном черно-белые. Это что, попытка показать всех персонажей в беспристрастном цвете?
- Нет, это не попытка играть с цветом, и доминирования нет, хотя сравнение преимуществ черно-белого и цветного фото – тема «вечная». Черно-белая фотография – это классика, она изначально более глубокая по смыслу. Потому что цвет – это доминанта. Порой эта доминанта подсознательно привлекает внимание и уводит в другую сторону. А в черно-белой работе цвета заменены тоном, и твой личный «компьютер» начинает по-своему перепрограммировать изображение, в зависимости от твоего состояния. И это заставляет не просто видеть, а размышлять.
Но здесь, в моей книге, нет сознательного стремления к черно-белому стилю. Я не экстремист, не приверженец какой-то одной идее, а, скорее, конформист. Все зависит от сюжета.
- Какие чувства вы испытываете в новой для себя роли – автора книги?
- В принципе, у меня в жизни было достаточно чествований, для грамот стен не хватает, и семья большая… а вот книжка – пока одна. И чувство такое, когда держу ее – словно ребенок на руках.
Справка Сергей Ермолаев родился в 1955 году, в Казани. Окончил Казанский государственный пединститут, а в 1989 году - Высшую школу менеджеров при Вильнюсском Университете. Мастер спорта СССР, чемпион и призер первенств СССР и России по велотуризму. В 70 - 80-е годы — организатор спортивного туризма, президент федерации велотуризма Татарстана, активный член музыкального клуба «Джаз-Блюз-Рок» (ДБР). В настоящее время возглавляет ландшафтную фирму — строит сады и благоустраивает городские территории. Фотографией увлекается с детских лет. Первая персональная выставка «!.. Мы» состоялась в октябре 2005 года, затем были проекты «Мир культуры», «Книга и люди», «Два взгляда на мир», «Балет», «Алхимия света», «Краски Магриба», а также участие в многочисленных выставках в России и за рубежом. Лауреат фотоконкурсов «Золотой Минбар 2007», «Культура в объективе», «VII Казанского фотоконкурса». |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.