Экспертный совет минэкономики РТ наконец-то определил победителей конкурса проектов «Социальный бизнес» |
РАЗЖАЛОБИТЬ АРГУМЕНТАМИ
Заседание началось спустя час от намеченного времени – комиссии все не удавалось достичь кворума. Между тем в коридоре возле конференц-зала уже собрались с десяток предпринимателей в надежде снискать симпатии экспертов (или, как выразились члены совета, разжалобить – авт.) аргументами социальной направленности собственных проектов.
Первым возможность высказаться получила представитель творческой мастерской из Азнакаево (ИП Нуруллин – ред.) с проектом надомной занятости инвалидов по изготовлению гипсовых изделий. Сопредседатель ТРО «ОПОРА России» Артем Наумов озвучил, что данная заявка была отклонена по формальным признакам, а именно в заявке не был указан ОКВЭД. Кроме того, по его словам, деятельность данного ИП ближе к народным промыслам, а данное направление в рамках программы этого года не субсидируется.
Представитель претендента на субсидию с последней претензией не согласилась, пояснив, что инвалиды будут изготавливать гипсовые изделия для интерьера. Однако строка заявки по ОКВЭД, выведенная проектором на экран, зияла пустотой: как напомнили в очередной раз эксперты, пункт 3.2. положения о программе обязывает заполнить заявку по всем пунктам.
- У нас есть ОКВЭД! Неужели из-за отсутствия какого-то прочерка… Это бюрократия! Нам бы так помог этот грант – сделать рабочие места для инвалидов, многие из них колясочники… У нас уже 13 трудоустроенных инвалидов, неужели это не весомый аргумент?! У нас доставка сырья, продажи – все налажено, но нет условий нормальных для людей, а они ждали, надеялись, - с отчаяньем в голосе удивлялась представительница районного малого бизнеса.
- К сожалению для вас, но это принципиально для нас, у нас единый подход ко всем участникам. Мы отклонили по формальным признакам большинство организаций и не можем вам уступить. Нет, заполнить сейчас нельзя. Часть проектов прошла по формальным признакам, претендует на грант. Если допустить вас, получается, что за счет кого-то из них? – аргументировал в ответ председатель совета, начальник департамента поддержки предпринимательства минэкономики РТ, замминистра Рустем Сибгатуллин.
Представитель творческой мастерской из Азнакаево: «У нас уже 13 трудоустроенных инвалидов, неужели это не весомый аргумент?! У нас доставка сырья, продажи – все налажено, но нет условий нормальных для людей, а они ждали, надеялись...» |
- Не надо, мы тоже закон знаем. Давайте, выйдите с ходатайством в кабмин, инициируйте изменения в положение! - апеллировала азнакаевская предпринимательница и добавила с нескрываемой горечью. - Вот вы тут сидите, такие красивые. А посмотрите на деревни – деревни мертвые стоят! Посмотрите, какая там безработица, сколько зарабатывают там матери детей-инвалидов!
Отметим, что матери детей-инвалидов в рамках данной программы не рассматривались как социально-незащищенная категория лиц. Только если ребенок младше трех лет, они могли пройти как молодые мамы.
Осознав, что ситуацию в данный момент не изменишь, предпринимательница сильно расстроилась. Но тем не менее держала себя в руках (корреспондент «БИЗНЕС Online» не раз была свидетелем того, когда в ходе заседаний предприниматели, понимая, что не прошли по конкурсу, переходили на смутные и явные угрозы в адрес совета – авт.), а лишь выразила надежду, что эксперты «все-таки не будут так формально подходить» и «потом сами будут гордиться, что помогли».
Рустем Сибгатуллин обратился к членам совета с предложением подготовить поправки в программу «Социальный бизнес» для их дальнейшего направления в кабмин РТ |
«ЧЕМ БОЛЬШЕ ОТКАЗОВ ПО ГРАНТАМ, ТЕМ БОЛЬШЕ У НАС КЛИЕНТОВ ПО КРЕДИТАМ»
Дальнейшие слушания с участием предпринимателей развивались по тому же сценарию. Претенденты на субсидию взывали к социальной направленности своих проектов (и вновь подтвердилась субъективность данного понимания – авт.), эксперты демонстрировали положение о программе. И хотя Сибгатуллин обратился к членам совета с предложением подготовить поправки в программу для их дальнейшего направления в кабинет министров, «чтобы такие живые проекты не срезались по формальным признакам», он напомнил, что сейчас совет вынужден работать по документам, принятым ранее.
«Лучом света в темном царстве» безысходности оказалось выступление зеленодольского предпринимателя Радика Зиганшина с проектом выращивания лука. Зиганшин, сама позитивность, пустил по экспертным рядам керамическую салатницу с этим самым луком, лук обошел комиссию, но вопрос о наличии в заявке одного незаполненного пункта и расхождениям по числу занятых не снял.
Сейчас экспертный совет вынужден работать по документам, принятым ранее |
- У вас очень хороший проект, мы все вас помним, но… - начал руководитель проекта «Фактор будущего» Ярослав Муравьев.
- Я признаю данные недочеты, просто я считал их несущественными, - по-прежнему улыбаясь, ответил предприниматель. Эксперт от Сбербанка Ляйла Зарипова предложила ему заявиться на «Лизинг-грант», в ответ на сомнения предпринимателя-мусульманина о «скрытом проценте» подчеркнув, что «лизинг – это единственный инструмент, отвечающий требованиям халяль» (имелись в виду финансовые инструменты, предусмотренные законодательством РФ - авт.).
Предприниматель ушел на позитиве. Эксперты обсуждали между собой, что гранты легче получить уже устоявшему бизнесу, а Зарипова прокомментировала коллегам: «Чем больше совет отказывает таким предпринимателям, тем больше у нас клиентов», - имея в виду кредитование малого бизнеса Сбербанком.
ОТКРЫТОСТЬ ИЛИ УТЕЧКА ИНФОРМАЦИИ?
Примечательно, что среди предпринимателей, пришедших на защиту, оказались как минимум двое тех, кто не был в списках «отказников» по формальным признакам, но, по их словам, узнали, что проект отклонен. Примечательно это потому, что окончательные итоги рассмотрения заявок по соцбизнесу будут опубликованы, как ранее сообщал «БИЗНЕС Online» Сибгатуллин, только после проведения «апелляционного заседания».
Так, на вопрос к представительнице одного из таких ООО, откуда она узнала, что проект не прошел, девушка сообщила, что ей позвонил куратор из консалтинговой фирмы.
- Так еще протоколов нет! Мы сами не знаем, кто прошел! Ждите! – заявили ей эксперты. Пробормотав «спасибо», девушка поспешила ретироваться, оставив экспертов в недоумении, как предприниматели могли отследить итоги голосования. Версия о том, что те непрерывно смотрели online-трансляцию, несостоятельна, поскольку качество трансляции дает только общее представление о происходящем (к тому же ссылку на сайте минэкономики еще поискать нужно – авт.). Эксперты предположили, что могла иметь место утечка информации.
В итоге, когда все подошедшие предприниматели были заслушаны, Сибгатуллин сделал ключевое сообщение заседания.
Несмотря на призывы Сибгатуллина к коллегам («Чего мы боимся?!»), было решено прибегнуть к выборным технологиям - победителей конкурса определили тайным голосованием |
«ТАК МЫ САМИ В СОЦИАЛЬНО-НЕЗАЗИЩЕННУЮ КАТЕГОРИЮ ВОЙДЕМ!»
- Мы провели все рассмотрения, дали всем возможность апелляции. Остались (после отсева по формальным признакам – авт.) 165 организаций, по которым голосовали по существу проекта, - сообщил Сибгатуллин.
По его словам, подсчет голосов выявил, что по 37 заявкам более 50% членов совета голосовали «за». Замминистра определил данную ситуацию как «ненормальную» (всего, напомним, ранее АИР, а теперь минэкономики должны отобрать 59 проектов на оставшийся лимит финансирования – ред.) и предложил «выстроить оставшийся список по убыванию голосов», отобрав таким образом недостающие 23 проекта.
- Заявки эти все видели, многие не раз, но если мнение изменилось, можно поставить другое решение, - пояснил председатель совета. – Предлагаю при голосовании поднимать руки…
Последняя ремарка Сибгатуллина вызвала жаркую полемику среди экспертов – многие из них явно не горели желанием публично (во второй части заседания предполагалась online-траснляция – авт.) воздевать руки за тот или иной проект. В частности, против высказалась представитель «Деловой России» Гульнара Бикинеева: «Это некорректно! А если потом ко мне подойдет какой-нибудь предприниматель и будет предъявлять претензии?!»
- Тогда мы сами в социально-незащищенную категорию войдем! - иронизировала представитель предпринимательского объединения.
В итоге, несмотря на призывы Сибгатуллина к коллегам («Чего мы боимся?!»), было решено прибегнуть к выборным технологиям, а именно изготовить бюллетени по количеству оставшихся заявок и пускать их по экспертному кругу. Поскольку совет был твердо намерен сегодня отобрать искомые 59 лучших проектов, замминистра объявил, что рассмотрение заявок по грантам на «Инновационный бизнес», назначенное на тот же день в 14.00 (многие члены совета по «Соцбизнесу» пересекаются с экспертным составом по другим программам поддержки МСБ – авт.), переносится.
Результаты конкурса будут опубликованы на сайте минэкономики РТ, после того как все желающие пройдут через «апелляционное» заседание совета |
В завершение репортажа позволим себе небольшую ремарку. В положении о программе «Социальный бизнес», на который столь ревностно ссылались уважаемые эксперты, сказано: «Решения экспертного совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов». В этой связи корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у юриста минэкономики Булата Хайрутдинова, соблюдается ли данное условие в случае, если эксперты молча проставляют голоса у себя в анкетах. Хайрутдинов расхождения с программой не усмотрел (собственно, конкретно про поднятие рук в положении не сказано, да и тайным такое «анкетное» голосование не назовешь - авт.). Возможно, эксперты установят в новом положении более четкие и прозрачные правила, если, конечно, на следующий год данная программа, отразившая в разрезе все системные проблемы поддержки МСБ, будет в Татарстане продолжена.
Результаты в виде протоколов будут опубликованы на сайте министерства через несколько дней, после того как все желающие смогут пройти через специальное «апелляционное» заседание совета.
==video1018==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.