11.jpg
Иван Грачев (в центре): «Нам надо шельфовое законодательство менять, если мы хотим, чтобы европейцы и американцы с нами работали с новыми технологиями»

ПОСЛЕ ЧЕГО НА ИДЕЕ ПОЯВИЛАСЬ ВИЗА ПУТИНА

Как известно, уже несколько лет европейцы пытаются надавить на «Газпром», чтобы снизить экспортные цены на российский газ. Год назад даже были проведены одновременно в 10 странах обыски, связанные с этой проблемой. По неофициальным данным, их инициировало правительство Литвы, с этой страной у «Газпрома» идут вечные споры по поводу цен на газ. А в начале нынешней осени Еврокомиссия официально выдвинула против «Газпрома» антимонопольные претензии. Первая из них - разделение европейского рынка газа на секторы и затруднение свободных поставок. Вторая - препятствование диверсификации поставок газа. Третья - установление «Газпромом» несправедливых цен и привязка их к ценам на нефть. Еврокомиссия дала «Газпрому» четыре месяца на ответ, и три из них уже прошли. Именно в этот непростой момент и появилась совместная рабочая группа по энергетике Госдумы РФ и Европарламента. Каковы ее главные задачи, как она будет спасать отношения «Газпрома» с Европой, газете «БИЗНЕС Online» рассказал Иван Грачев - председатель комитета Госдумы России по энергетике, в Татарстане известный как лидер парламентской оппозиции 90-х:

- Иван Дмитриевич, для чего создана рабочая группа по взаимодействию с Еврокомиссией?

- Россия и Европейский союз взаимозависимы в части ТЭК и энергетики. Соответственно, наши законы должны быть коррелированны, взаимоувязаны, от этого зависит благополучие обоих сторон. Но гармонизированного законодательства нет, нынешнее не устраивает ни нас, ни европейцев. Наша рабочая группа как раз будет искать взаимоприемлемые межпарламентские решения.

- Кто вошел в рабочую группу?

- Профессионалы. От нас - парламентарии, в основном из моего комитета по энергетике, из международного комитета Госдумы… От них - где-то 15 человек из комитетов Европарламента по промышленности, энергетике и науке.

- А кто стал инициатором создания рабочей группы? В СМИ была информация, что ответсек комиссии при президенте России по стратегии развития ТЭК Игорь Сечин… Вы с ним обсуждали этот вопрос?

- Инициатором был я. Но во время моего разговора в Европарламенте с руководителем соответствующего комитета присутствовал представитель МИД. Дальше эта информация пошла по всем каналам. А затем я, действительно, имел беседу с Сечиным. Он счел, что да, это очень важная вещь, что рабочую группу надо создавать. После чего на идее появилась виза Путина.

СОЛНЕЧНЫЕ БАТАРЕИ И ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ НЕ СПАСУТ

- Какие главные вопросы будет обсуждать ваша рабочая группа, какие проблемы должна решить и сможет ли решить?

- Идет согласование с европейцами учредительных документов, положения о том, что мы будем обсуждать, как будем обсуждать, и согласовывается проект плана. А пока обсуждали третий энергопакет, то, что касается Европы, и шельфовые дела, то, что касается нас. Нам тоже надо шельфовое законодательство менять, если мы хотим, чтобы европейцы и американцы с нами работали с новыми технологиями.

- Вообще, можно ли решить «проблему «Газпрома» и прийти к ценам, которые устроят обе стороны?

- На мой взгляд, можно, потому что в Европе было очень много мифов на этот счет. Но за последние годы мы многим европейским депутатам смогли объяснить, что это именно мифы. Там же многие считали, что они могут отказаться от поставок российского газа, потому что проблему решат солнце и ветер…

- Солнечные батареи, а еще и ветряные мельницы, которые в Европе сегодня на каждом шагу…

- Много таких мифов. Отсюда были необоснованные атаки европейцев на «Газпром», были какие-то непонятные претензии. Но на ежегодных международных форумах по энергетике и прочих подобных мероприятиях проблема обсуждалась очень серьезно и глубоко. В результате становится все больше тех, кто ситуацию стал воспринимать рационально. Помогает и постоянное общение с европейцами. Когда в разговоре участвуют наши эксперты и их эксперты, представители европейских фирм, когда водишь их по нашим месторождениям, все показываешь, это помогает им избавляться от мифов. Ну и они нас, может быть, тоже избавляют от некоторых мифов.

- И сколько будет действовать ваша рабочая группа? Поставлена какая-то конечная цель, которую вы должны достигнуть?

- Сроки не обозначены. Предварительно мы с европейцами, наверное, уже лет пять потихоньку работаем в этом направлении. Поэтому полагаю, что рабочая группа должна действовать до достижения взаимоприемлемых договоренностей по энергетике между ЕС и Россией.