Военно-транспортные Ми-17В-5 доставлены в Мексику «грузовиком» Ан-124. Прибывшая вместе с вертолетами группа техников соберет машины, а потом их облетают российские пилоты.

Первые Ми-8/Ми-17 появились в этой стране в 1990 году. Сегодня там работают (с учетом поставленных) 35 российских вертолетов: в ВМС - 27, в министерстве обороны - пять, в полиции - три. Одна машина была потеряна в 2009 году – в условиях повышенной облачности флотский борт врезался в гору, погибли два члена экипажа, три человека получили травмы… Сейчас в Мексике летают более 20 вертолетов казанского производства. Но их поставки не были связаны напрямую с КВЗ. По контракту с «Рособоронэкспортом» была заказана только одна машина – в 2009 году Ми-17В-5. По итогам ее эксплуатации и был сделан нынешний заказ, отмечают на предприятии.

Поставки в Мексику носят стратегический характер. На этом акцентировал внимание министр военно-морского флота страны адмирал Марко Антонио Пейрот Гонзалес в интервью «Военно-промышленному курьеру»: «Мексика имеет большое влияние на страны Латинской Америки, поскольку все офицеры и министры ВМФ стран Латинской Америки обучались в наших военных академиях. Понятно, что создание хорошего имиджа российской военной техники именно в Мексике очень многое значит. Тем более что вертолет Ми-17 имеет хорошую конкурентоспособность по таким своим важным соотношениям, как цена-эффективность и цена-надежность. Если российское предприятие выходит на новые рынки, продавая сертифицированный вертолет, то это существенный аргумент для того, чтобы его допустили и в аэропорты Америки».

Российские машины занимают 20% латиноамериканского рынка военных вертолетов и 2% - гражданского. Отметим, что до сего дня КВЗ поставил в регион (Перу, Никарагуа, Куба, Венесуэла и другие страны) 250 вертолетов. Важно и то, что в 2006 году в Веракрусе открыли центр по ремонту и обслуживанию российских вертолетов, который планируется сделать региональным. В СМИ озвучивались планы и по созданию учебного центра для пилотов Ми-17 всей Латинской Америки.

ВО ВРАЖДЕБНОЙ СРЕДЕ

Надежность в непростых условиях эксплуатации – тоже реклама для Ми-17. «Мы использовали их в спасательных работах, на борту наших кораблей, - рассказал Гонзалес. - Когда произошло цунами в Индонезии, два Ми-17 наш корабль переправил в Индонезию. Они участвовали в оказании помощи населению. Также Ми-17 летали на помощь гражданам Мексики, пострадавшим от ураганов… Вертолет продемонстрировал свои способности, поднявшись, благодаря своим двум мощным двигателям, на высоту более чем 5500 метров… Надо помнить, что наши вертолеты работают в условиях повышенной влажности и соленых морских испарений. Соленый морской воздух усиливает процесс коррозии. Хотя Ми-17 - не специализированные морские вертолеты и обычно не работают в такой враждебной среде, мы заставляем их работать и в этих условиях. Мы сделали из них корабельные вертолеты. Ми-17 летают на 800 километров от берега, а это требует большой надежности и безотказной работы всех систем».

«НАШИ ВЕРТОЛЕТЫ И В ПЫЛИ, И В ГРЯЗИ - ВЕЗДЕ НОРМАЛЬНО РАБОТАЮТ»

Об особенностях эксплуатации Ми-17 в Мексике газете «БИЗНЕС Online» попросила рассказать специалистов ОАО «КВЗ».

Сергей Аристов - помощник начальника летно-испытательного комплекса КВЗ:

- Вообще, казанские вертолеты в Мексике работают давно, еще с советских времен, а новую машину - Ми-17В-5 - мы впервые отправили туда в 2009 году. И решение о покупке трех новых вертолетов, безусловно, принято по итогам эксплуатации этого борта.

Наш главный конкурент в этой стране – американская фирма Sikorsky. Именно на ее вертолетах, а также на легких Bell летали нынешние мексиканские пилоты Ми-17. Впрочем, есть среди них и те, кто летал еще на старых «восьмерках»… Козыри российских вертолетов – простота, универсальность, большие грузоподъемность и дальность полета… Поставленная тройка будет использоваться пограничной службой и моряками для патрулирования, перевозки грузов и выполнения поисковых задач. Работать предстоит в основном в прибрежной морской зоне, поэтому на машинах есть специальная антикоррозийная защита, какой нет, например, на вертолетах афганского заказа. Да и технология обслуживания отличается – предусмотрены промывка двигателя и обработка поверхности после полета над морем.

Александр Кузьмин – инженер летно-испытательного комплекса КВЗ:

- Мы делали в Мексике гарантийные работы по первому поставленному Ми-17. В начале эксплуатации с техникой случались небольшие проблемы. Тем более что для мексиканцев Ми-17В-5 по сравнению с Ми-17В-1, которые они использовали раньше, вертолет новый. Профессиональные качества мексиканских инженеров и техников оценю как достаточно высокие. Отмечу очень приличные лаборатории, мастерские. Многие их специалисты учились в России, видимо, в Санкт-Петербурге, и вполне способны самостоятельно обслуживать Ми-17В-1.

Первый Ми-17В-5 поработал по всей Мексике, в разных климатических условиях - в жаре, повышенной влажности, в морском климате, в горах, где посуше и похолоднее. И надо учитывать такой важный момент. Наши вертолеты, в отличие от Bell, Puma, Sikorsky, которые постоянно чехлят и протирают от пыли, могут храниться под открытым небом. Помимо Мексики, мне много где довелось побывать с нашими вертолетами, так вот и в пыли, и в грязи - везде нормально работают.

Пропагандистский ролик мексиканских ВВС с участием Ми-17