ТАЛОНЫ ЗАМЕНИЛИ КАРТАМИ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам, касающимся технического осмотра транспортных средств». Премьер, таким образом, разрешил автодилерам проводить ТО машин тех марок, обслуживание которых они осуществляют. Талон технического осмотра исключается из числа документов, являющихся подтверждением его прохождения: он заменяется диагностической картой.

При этом возить ее с собой в машине не придется. Она будет необходима лишь при оформлении полиса ОСАГО, а наличие последнего должно быть свидетельством того, что техосмотр пройден.

Напомним, в конце ноября Медведев на заседании правительства заявил, что официальные автодилеры в России будут самостоятельно проводить техосмотр реализуемых ими марок автомобилей, дополнительного осмотра не понадобится.

«Официальные дилеры получат право проведения техосмотра автомобилей тех марок, обслуживание которых они осуществляют, то есть не нужно проверять машину дважды: сначала у дилера, а потом уже в пункте техосмотра», - приводит Интерфакс слова премьера. Тогда же он заявил о диагностических картах, в которых подробно будет описываться фактическое состояние автомобиля по всем его ключевым параметрам.

Газете «БИЗНЕС Online» в "Таттехконтроле" – самом крупном операторе технического осмотра в РТ – пообещали подготовить свой комментарий нововведения к 4 декабря.

А СУДЬИ КТО?

Диагностическая карта не будет адекватной заменой техническому осмотру, считает заместитель генерального директора «КАН-авто» Сергей Чернов (техцентр данного автосалона проводит ТО в Казани).

- Диагностическая карта, вероятнее всего, будет печататься в организациях, которые не обязательным образом будут соответствовать ГОСТУ, который устанавливает перечень оборудования для проведения техосмотра и выдачу заключения о техническом состоянии автомобиля, - поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» своим мнением Чернов. - Есть целый комплекс мер и средств, которые есть в ГИБДД на улице Тэцевской и в автосалоне "КАН-авто", которые позволяют провести полную диагностику и сказать, пригоден ли автомобиль для эксплуатации. Диагностическая карта, скорее, нужна для проекта выдачи страховых полисов. Если карты будут выдаваться, как это предполагалось год назад, любым сервисам, это будет не очень хорошо. В этом случае, мы просто не будем знать, что у нас ездит по дорогам, поставим безопасность под угрозу.

По его мнению, организации, проводящие техосмотр, должны проходить лицензирование, чтобы был контроль над оборудованием для ТО. «Наш автосалон проходил специальную комиссию ГИБДД перед тем, как устанавливать оборудование. Наша электронная программа соединена с базой ГИБДД РТ, что исключает возможность «сфабриковать» талон ТО. В конечном итоге, сама база ГИБДД дает право на выдачу печати талона. Если какая-то операция по техосмотру автомобиля не прошла, то талон просто не будет получен».

ПРОСТО НЕ БУДЕТ БУМАЖКИ, КОТОРУЮ НАДО ВОЗИТЬ С СОБОЙ

В Федерации автомобилистов России считают отмену талонов техосмотра хорошей инициативой.

- Мы давно боролись за то, чтобы отменить техосмотр для новых автомобилей младше 3-х лет. Для автомобилей старше все равно сохраняется процедура осмотра технического состояния, пусть при этом и не выдают талон. По большому счету, просто не будет бумажки, которую нужно было возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД. При наличии полиса ОСАГО уже становится понятно, что машина проходила осмотр, - говорит Рамиль Хайруллин - региональный представитель ФАР в Татарстане. По его словам, если талоны ТО раньше удавалось покупать, то с диагностической картой это провернуть не удастся.

- Думаю, пора переходить на некую электронную систему, чтобы не возить с собой множество различных документов, - добавляет Хайруллин.

С ним согласен Алексей Быстров - руководитель такси «Казань». «За границей нет техосмотра, не выдают талоны, и все отлично ездят, аварий намного меньше, чем у нас, - говорит он. - Думаю, диагностическая карта намного удобнее и практичнее, чем талон. Водитель будет осведомлен о неисправностях своего автомобиля».

Он напоминает, что техталон давали только на основании, если автомобиль прошел ремонтные работы, были устранены неисправности. А вот на каких основаниях будут выдавать карту - неизвестно.

При этом для страховщиков, по словам директора казанского филиала компании «Росгосстрах» Фарида Хамадеева, не имеет значения, что им принесет страхователь - диагностическую карту или талон технического осмотра. «Да, в диагностической карте указаны все неполадки автомобиля, но менеджеры, которые заключают договоры страхования, не являются экспертами, - сказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». - Главное, чтобы сам осмотр был пройден и срок его был действительным. Нам стало легче работать, когда отменили полугодовой срок. Раньше было требование, чтобы при страховании талон действовал еще минимум полгода, теперь этого правила нет».

Тем временем, по оценке экспертов, рынок техосмотра, который, по сути, отдали на откуп бизнесу, огромен. Согласно данным МВД по РТ, по состоянию на 1 января 2012 года в Татарстане было зарегистрировано 1,01 млн. транспортных средств. Прирост количества авто за прошлый год составил 72,8 тыс. единиц, в этом году темпы были сопоставимыми. Средний возраст автомобиля в республике составляет 8 лет. Таким образом, ежегодно техосмотр проходят, в среднем, полмиллиона татарстанских автовладельцев. При стоимости ТО в 400 рублей годовой объем этого рынка в Татарстане достигает, по оценкам экспертов, 200 млн. рублей.

Айгуль Хайретдинова - начальник юридического отдела ОАО «Таттехконтроль»:

- На сайте РСА есть реестр технического осмотра, где указаны все операторы, кто проводит техосмотр в каждом регионе России. На сегодняшний день в Татарстане «Таттехконтроль» - самая крупная компания. Мы занимаем порядка 90 процентов рынка всего техосмотра в республике. Мы работаем по договору МВД и автоматически вошли в реестр операторов технического осмотра.

В 2013 году произойдут несущественные изменения. Несколько изменится диагностическая карта, изменится регистрационный номер. Также карта будет переведена на английский язык. В связи с тем, что раньше был международные сертификат для тех, кто выезжал за границу, а теперь этот документ можно заменить диагностической картой, фактически она становится международным документом. Получив ее, можно смело выезжать за границу. Когда в июле был отменен талон технического осмотра, было несколько резонансных случаев, когда люди не могли выехать в страны СНГ, где талон необходим. Теперь подобных проблем не возникнет.

Автосалоны, в соответствии с законом, могут также проводить технический осмотр, но в случае аккредитации. Дополнительно к своим услугам, которые они оказывают, например техническое обслуживание, и плюс к этому они проводят технический осмотр, если у водителя есть желание. Поэтому в автосалонах идет цена выше, но только за счет дополнительных услуг. Сама предельная стоимость технического осмотра установлена тарифным комитетом и фиксирована для всех. Большую сумму за технический осмотр ни один автосалон не берет.