КАК БЫВШИЕ АДВОКАТЫ ПАНК-ГРУППЫ ОПОЛЧИЛИСЬ НА КАЗАНСКИХ ЗАЩИТНИКОВ

Участницы группы Pussy Riot вновь оказались в эпицентре скандала. На этот раз конфликт разгорелся между бывшими адвокатами панк-группы Марком Фейгиным, Виолеттой Волковой, Николаем Полозовым и казанским адвокатом Ириной Хруновой.

На прошлой неделе Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению жалобу участницы панк-группы Pussy Riot Екатерины Самуцевич о незаконном аресте, совершении пыток, несправедливом судебном разбирательстве и нарушении права на свободу слова. Об этом представители суда известили ее защитницу Хрунову.

На этом фоне ряд обвинений в адрес Хруновой выдвинули бывшие защитники Pussy Riot, благодаря громкому процессу ставшие не менее известными, чем сама панк-группа. В минувшую субботу в микроблоге Twitter адвокат Волкова выложила громкое сообщение «Адвокат Хрунова лжет». Волкова была возмущена тем, что казанский адвокат заявила ряду СМИ о том, что предыдущие адвокаты девушек не предоставили по просьбе ЕСПЧ дополнительные документы, подавая первую жалобу на незаконный арест панк-группы. Хрунова, общаясь с прессой, сделала вывод - жалобу Волкова и ее коллеги Фейгин и Полозов фактически даже не подали, а повторную жалобу на арест подать уже нельзя, так как все сроки по закону истекли.

В ответ Волкова опубликовала копии предварительной жалобы на аресты девушек, которые якобы доказывают, что никакой заминки с их стороны не было. Затем Волкова рассказала и о ситуации с Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной, которые сейчас отбывают наказание в колонии. По словам их бывшего адвоката, для нее стало полной неожиданностью, когда девушки через мужа Толоконниковой Петра Верзилова известили о том, что отказываются просить об отсрочке наказания (у двоих девушек есть малолетние дети) и просят передать все документы по ЕСПЧ Хруновой. Их письма, написанные от руки, Волкова продемонстрировала в своем блоге на сайте «Эхо Москвы».

Свою позицию приводит в микроблоге и адвокат Полозов. Он уже пытается втянуть в скандал вокруг защиты Pussy Riot председателя правозащитной ассоциации «Агора», штаб-квартира которой находится в Казани, Павла Чикова. В минувшую субботу Полозов пишет: «Чиков - муж Хруновой. Она лжет про ЕСПЧ, развивая конфликт. Он заседает в Кремле (речь идет о том, что Чиков вошел в президентский совет по правам человекаприм. ред.). Девочки сидят. Поможет ли им смена адвоката? Узнаем!» Затем Полозов отдельно пишет про Чикова: «Чиков предпочитает действовать чужими руками, вбрасывая нужные статьи, пользуясь знакомством с некоторыми журналистами».

Столь негативная реакция бывших защитников Pussy Riot отчасти объяснима – судебный процесс сделал их медийными лицами. Но сейчас, похоже, их пять минут славы подошли к концу, и место на пьедестале приходится уступать Хруновой и казанской «Агоре». Правда, справедливости ради надо сказать, что громкие процессы для той же Волковой еще впереди – она, к примеру, представляет интересы лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова в деле о массовых беспорядках, которое возбудили после показа фильма «Анатомия протеста-2».

- Ни у меня, ни у осужденных девушек, ни у их родственников нет ни первоначально поданной жалобы, ни поданной жалобы с приложениями от 16 августа, о которой мы узнали вчера, - объяснила Хрунова в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». - Единственный документ, который я и мои подзащитные получили от адвокатов в конце ноября, - это ответ ЕСПЧ от 21 июня на предварительно поданную 19 июня жалобу. Это единственный документ, который я когда-либо получала от бывших адвокатов, – одна страница ответа ЕСПЧ, в котором указано о присвоении номера досье. Комментировать выкладываемые в интернете скриншоты я не могу, так как у меня нет этих документов. Мне как юристу важно иметь документы на руках для того, чтобы оценить их. Решать, поданы ли документы в установленном порядке или нет, будет только Европейский суд.

tol.jpg

19 ноября Петр Верзилов прислал Виолетте Волковой по e-mail копии распоряжений Толоконниковой и Алехиной, в которых девушки простя передать документы ЕСПЧ адвокату Ирине Хруновой

ТОЛОКОННИКОВА И АЛЕХИНА ПОЙДУТ ПО СТОПАМ САМУЦЕВИЧ

Тем временем до сегодняшнего дня оставался открытым вопрос о судьбе жалоб в ЕСПЧ от имени Толоконниковой и Алехиной. Но, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», Хрунова вслед за жалобой Самуцевич готовится отправить в Страсбург и жалобы двух других участниц панк-группы.

6 декабря из Европейского суда Хрунова получила уведомление о получении предварительной жалобы Самуцевич. В нем суд попросил прислать дополнительную полную жалобу с приложением всех документов, а также спросил: «Прошу вас сообщить суду, намерены ли вы представлять в дальнейшем только г-жу Самуцевич или вы уполномочены действовать и от имени двух других участниц группы».

- Поскольку сейчас у меня есть на руках доверенности от Алехиной и Толоконниковой, я заканчиваю жалобу в Европейский суд от всех троих девушек, - рассказала Хрунова. - Я работаю не одна, вместе с адвокатом Йонко Грозевым, у которого также есть доверенности от всех девушек. Жалоба будет подана на английском языке. На сегодняшний день готово описание фактов на 30 страницах. Мы ожидаем, что жалоба будет подана до конца года, в крайнем случае в начале следующего. Согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, у нас есть 6 месяцев со дня вступления в силу приговора, то есть до 10 апреля 2013 года.

По словам Хруновой, процедура рассмотрения дела в ЕСПЧ следующая. ЕСПЧ регистрирует поданную жалобу, присваивает ей номер, и она встает в лист ожидания рассмотрения ее приемлемости. На данный момент в ЕСПЧ ожидают рассмотрения десятки тысяч дел. При этом жалобы, поданные с 2010 года, рассматриваются по упрощенной процедуре - оценивать их приемлемость может судья единолично.

Процесс рассмотрения жалобы Европейским судом может занять несколько лет. За это время суд устанавливает своеобразную связь между заявителем и правительством страны. Правительство может предложить заявителям мировое соглашение по досудебному урегулированию спора, что часто бывает в практике. Как правило, правительство предлагает компенсацию, обычно превышающую ту, что присудит суд, чтобы заявитель отказался от рассмотрения судом по существу.

После получения документов из ЕСПЧ правительство запрашивает документы, привлекая к подготовке ответа судебные и правоохранительные структуры, имеющие отношение к делу.

- В моей практике сбором документов для минюста занималось руководство областных и республиканских судов, - объяснила Хрунова. - Например, заместитель председателя Верховного суда Татарстана приглашал меня по одному из дел о пытках в милиции Татарстана - делу Жавдата Хайруллина, чтобы выяснить, при каких обстоятельствах мы были бы готовы отказаться от рассмотрения дела по существу.

56.jpg
Письмо Алехиной: "Я прошу написать заявление об отказе от распространения ходатайства по 82-й статье (если вы писали такое ходатайство в суд в Березняках). Передать Ирине Хруновой бумаги и письма, связанные с ЕСПЧ"

После получения ответа заявителя на позицию правительства в течение двух-трех лет ЕСПЧ рассматривает жалобу по существу. Иногда, правда, очень редко, заявителя и его представителя приглашают в суд.

- В моей практике такого не встречалось, но несколько раз было в практике моего коллеги Йонко Грозева, который выезжал в Страсбург для рассмотрения дел, - продолжает Хрунова. - О своем решении суд уведомляет заявителей и публикует решение на своем официальном сайте. Что касается приоритетного рассмотрения дела, то по некоторым жалобам ЕСПЧ действует быстрее, поднимая приоритет жалобы по тем или иным внутренним причинам. Например, когда речь идет о риске для жизни заявителя или об угрозе пыток. В любом случае самое быстрое рассмотрение, о котором мне известно, - 10 месяцев с момента обращения. Это дело «Киютин против России». В целом я работаю по линии ЕСПЧ с 2007 года. Мы с коллегами за пять лет отправили в суд около 100 жалоб на нарушения прав человека, из которых 15 коммуницированы на данный момент. Последнее дело, по которому принято решение, - «Дирдизов против России». Оно касается нарушения прав заключенного в следственном изоляторе и в больнице для осужденных Татарстана.

Сегодня Хрунова внесла ясность и касательно судьбы ходатайства Толоконниковой и Алехиной об отсрочке наказания (статья 82 УК РФ). К слову, рассчитывать на отсрочку девушки могут, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения их малолетних детей 14-летнего возраста.

- Ходатайство в порядке статьи 82 УК РФ будет подано обязательно, - заявила Хрунова. - Но это будут делать другие адвокаты, которые работают на месте. Я отвечаю за подачу жалобы в Европейский суд по правам человека и подачу надзорной жалобы.