Главным событием в музыкальной Казани на этой неделе стал III международный фестиваль "Классическая гитара в ХХI веке". А главным событием второго концертного дня - премьера нового сочинения Рашида Калимуллина. В сопровождении оркестра под управлением Рустема Абязова Концерт исполнил заслуженный артист Дагестана Айнур Бегутов.  

После теплого приема публики, традиционных поздравлений коллег и поклонников творчества, получив в подарок от спонсоров испанский инструмент, автор дал интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online».

- Вы признанный композитор симфонического направления. И вдруг гитара. Это был чей-то заказ или Концерт писался по зову сердца?

- Вы знаете, все как-то удачно совместилось. Правда, это не был заказ в его обычном понимании. Просто три года назад ко мне обратился Айнур Бегутов, которого я знал как яркого гитариста, и предложил провести в Казани международный фестиваль. После того как событие состоялось и было прослушано много интересной музыки, участники фестиваля обратились ко мне с просьбой написать что-нибудь для классической гитары. Непривычно? Да, но поиск новизны – это для меня. И вот спустя какое-то время я просто делал наброски и вдруг ощутил: это - гитарное. Так родилась инструментальная Соната. А нахождение в творческом тонусе и есть зов сердца, о котором вы говорите. Концерт был написан менее чем за месяц.

- Фернандо Сор и Хоакин Родриго – признанные мировые классики. Не исполняющий Аранхуэзский концерт последнего вряд ли может считаться полноценным гитаристом. Писали для гитары и советские композиторы. Как удается не повториться, найти присущее только себе?

- Если задумал написать произведение для какого-нибудь инструмента, не надо слушать предшественников. Принято считать, что не нужно изобретать велосипед. Для каких-то областей это, наверное, приемлемо. Для музыки – нет. Изобретать - надо. Иначе будешь простым эпигоном. И потом, когда жили названные авторы, мелодии которых с россыпью пассажей так услаждают душу? Мы живем совсем в другое, стремительное время…

- Поэтому ваш Концерт не состоит из традиционных трех частей?

- Ответ – в вашем вопросе. Сейчас даже Баха играют в других темпах. Единственная сложность – как вместить в одну часть все, чтобы не пострадала целостность произведения.

- Упомянутые мной композиторы – испанцы. Слушая их музыку, словно ощущаешь себя в Европе с ее многовековой культурой. В вашем Концерте много резких переходов. Коллеги в таких случаях используют толстовское: "Все смешалось в доме Облонских"…

- Хорошо, что это тоже ощущается. Мы живем не только в бурном жизненно-бытовом ритме, но и в определенном месте. И Татарстан уже давно называют центром взаимопроникновения культур двух континетов.

- Донес до слушателей исполнитель премьерного сочинения Айнур Бегутов, все, что вы хотели?

- А он и не мог не донести. Вы посмотрите, закончил нашу консерваторию у Виталия Харисова – все казанские гитаристы его ученики, стажировался в Гнесинке у выдающегося исполнителя и педагога профессора Николая Комолятова, а сейчас совершенствуется у профессора Антигони Гони в Королевской консерватории в Брюсселе. Добавьте сюда восточную генетику, и все станет ясно.

Евгений Макаров