В начале разговора замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин нарисовалобщую картину поддержки МСБ в республике. В деньгах это 1,7 млрд. рублей в год, причем около 700 млн. из них идет на создание Агропромпарка, остальные средства идут на субсидии, гранты и прочие виды поддержки. За 9 месяцев 2012 года оборот предприятий МСБ составил 402 млрд. рублей.

По его словам, всего в Татарстане сегодня более 163 тыс. субъектов МСБ, при этом около половины из них заняты торговлей. Среднесписочная численность работников в сфере МСБ – 332 тыс. человек.

«НЕПЛАТЕЖИ УЖЕ СТАНОВЯТСЯ ОЧЕНЬ БОЛЕЗНЕННОЙ СХЕМОЙ»

Далее с претензиями депутатам от имени предпринимателей выступил зампредседателя ТПП РТ Владимир Жуйков. В числе наболевших проблем он назвал неразумную тарифную политику, которая давит бизнес, занимающийся производством. «Или появляется желание перевести в соседнюю республику, или мы проигрываем конкуренцию», - с сожалением сообщил он. Крупный бизнес также ведет себя по отношению к малым и средним компаниям, как тот волк из басни Крылова по отношению к ягненку: срываются сроки поставок, цены скачут непредсказуемо.

- Когда для большого предприятия оказываются услуги или выполняются работы, неплатежи уже становятся очень болезненной схемой. Знаете, какая схема стала практиковаться? Переговорный процесс ведется от лица большого предприятия, а непосредственное заключение договора идет на рекомендуемую фирму - «дочку», «внучку», «племянницу». И когда доходит до расплаты, идет задержка. Судиться бесполезно, потому что за этим предприятием, как правило, нет ни имущества, ничего. Если подходят с предложением дисконтировать задолженность, а она, кстати, уже доходит до 50 процентов, то процесс ускоряется. Идет своеобразный шантаж малого бизнеса! – раскрыл Жуйков ноу-хау татарстанских «крупняков».

По его словам, это ведет к уходу компаний в «серые» схемы оплаты труда, уход от налогов, поскольку они просто вынуждены оптимизировать все прочие расходы. Также, по его словам, проблему составляет и предвзятое отношение контрольных органов.

- Если в результате проверки крупного предприятия найдут нарушения, с ним будет вестись переговорный процесс, а с малыми не церемонятся! – возмутился он.

«ДАВАЙТЕ ЗАПРЕТИМ ПО СТРАНЕ ЕЗДИТЬ ГРУЗОВИКАМ, И ВСЕ БУДЕТ НОРМАЛЬНО!»

С рядом риторических вопросов, а также с конкретным предложением выступил гендиректор ООО «Кама Тракс», президент НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Леонид Штейнберг. Он напомнил, что 80% всех грузов в России сегодня перевозится автомобильным транспортом. При этом перевозчики в последнее время слышат в свой адрес массу нареканий и даже конкретных «наездов». Вспомнил он и ограничение движения грузовиков в весенний период и ограничение на въезд в Казань с 15 декабря.

- Кто бы нас пригласил и спросил: «А где же машины должны стоять? Как будет организовываться перевозка?» Это крупное предприятие может позволить себе ночную разгрузку, подвоз людей, питание и прочее, а малый и средний бизнес? – задал Штейнберг риторический вопрос.

459.jpg
Леонид Штейнберг: "Дайте нам немножко денег, и мы «привезем» в три раза больше"

Сгустив краски, предприниматель объяснил к чему ведет.

- Мы пришли в «Лизинг-грант» с предложением частично финансировать приобретение подвижного состава, нам говорят, что мы не подходим, потому что мы оказываем услуги, а у нас непроизводственная деятельность! Как это так? Мы привезли оборудование или материал из Челябинска на КАМАЗ, через три дня запустили производство, они сделали деталь. У них это считается производственная деятельность, а у нас – услуги! – отметил он.

Штейнберг подсчитал: республике, чтобы нормально работать с учетом запуска и строительства новых крупных предприятий еще нужно 5 тыс. автопоездов.

- Мы просим 680 тысяч рублей, и мы привезем оборот налоговых отчислений более 6 миллионов. Один рубль господдержки междугородных и международных автоперевозчиков дополнительно принесет за 7 лет эксплуатации 9 рублей 91 копейку в бюджет РТ и в муниципальные бюджеты – 3 рубля 81 копейку. Давайте поделимся! Дайте нам немножко денег, и мы «привезем» в три раза больше! – пообещал он.

- Не могу понять, откуда это транспортная логистика не относится к производственной деятельности? Это даже марксисты признавали! - поддержал его Галеев.

Вдохновленный поддержкой предприниматель спросил о том, нельзя ли решить вопрос в течение ближайших 10 - 15 дней.

- Рождение закона - минимум - 6 месяцев, в среднем - 9 месяцев, - ответил Галеев.

- Ребенка родить можно! – удивился предприниматель.

- Рождение закона примерно в тех же сроках происходит. Но если это случится в будущем году, я уже считаю, что мы не зря сидим, - пояснил глава комитета.

44.jpg
Мария Горшунова (слева): "Сейчас бизнес очень страдает от штрафов, они просто огромные, а главное - они безусловные"

«МЫ ЖИВЕМ В ТАКОЙ СТРАНЕ, ГДЕ СНЕГ ИДЕТ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ»

С любопытным предложением выступила гендиректор ООО ПКФ «МАЙДАН» Мария Горшунова:

- Сейчас бизнес очень страдает от штрафов, они просто огромные, а главное - они безусловные, - поделилась печальным опытом она. – Например, стройки. Если контролирующий орган пришел на стройку, а там невымытые колеса у машин, мусор и еще какие-то нарушения – до полумиллиона сразу! Возникает коррупционная составляющая: деньги отдаются на карман.

Предпринимательница обратилась к законодателям с предложением внести в административный кодекс предупредительные меры по тем статьям, которые не затрагивают безопасность страны и благополучие и здоровье наших граждан (к примеру, неправильно написанный ценник).

- Пришел контролирующий орган, предупредил – пусть на два часа он предписание выдал, потом пришел, проверил – ничего не сделали, пеняйте на себя, - предложила она.

Галеев назвал предложение интересным, предложил ввести как некую антикоррупционную меру, но добавил: «А вы просто не нарушайте!»

- Ночью прошел снег, потом все растаяло и замерзло. Утром контролирующий орган приходит раньше, чем наши сотрудники! – привела свежий пример Горшунова.

- Мы живем в такой стране, где снег идет без предупреждения. И более гибкое реагирование должно быть. И когда выходишь утром пораньше, думаешь, как бы себе шею не свернуть, - ответил Галеев, видимо, также фактом из жизни. - В снежных странах северной Европы почему-то меньше боишься свернуть шею, когда попадаешь туда зимой, потому что там реакция бизнеса, которая отвечает за близлежащую территорию, не такая дремотная…