IMG_7348.jpg

СКРИПКА И ВИОЛОНЧЕЛЬ XVIII ВЕКА

Газета «БИЗНЕС Online» подробно рассказывала о громком противостоянии, в том числе на многочисленных судебных заседаниях, между художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра РТ Александром Сладковским и ныне экс-директором Государственного большого концертного зала (ГБКЗ) Ленаром Айкаевым, а также тремя бывшими музыкантами оркестра. Вообще-то раньше Александр Витальевич больше отмалчивался, не слишком стремился комментировать конфликт, за которым внимательно наблюдала вся культурная и политическая элита республики. Тем не менее недавно он согласился принять участие в традиционной интернет-конференции газеты «БИЗНЕС Online». И вот на минувшей неделе беседа состоялась и продолжалась более трех(!) часов. Гость редакции на все вопросы читателей и журналистов отвечал, может быть, не всегда охотно, но открыто и честно…

Одной из главных новостей для ГСО стало недавнее обновление инструментов. Когда Сладковский пришел в свой новый оркестр, то, как рассказал дирижер, он обнаружил, что износ инструментов составляет 100 (сто!) процентов

- Вчерашний день? - сочувственно поинтересовались журналисты.

- Я бы сказал - позавчерашний! - с горячностью возразил дирижер.

И с гордостью сообщил, что удалось заменить все инструменты. При этом уже первая закупленная партия - это были очень хорошие инструменты, правда, в основном все-таки новодел. Однако, что очень важно, инструменты делали на заказ. Так, полтора года мастера работали над четырьмя фаготами, причем даже снимали слепки с кистей казанских музыкантов, чтобы все было безупречно.

- А по-настоящему дорогие инструменты мы рискнули закупить только в этом году, - признался Сладковский.

И вот накануне нынешнего музыкального сезона была сделана совершенно сенсационная закупка в Италии… Туда Сладковский съездил еще весной, выбирал то, что нужно оркестру. И в августе новые инструменты прибыли в Казань. Это две скрипки - Паоло Тесторе (1740 - 1750 годы изготовления), и Антонио Гальяно (1830), виолончель Михаэля Платнера (1725 - 1735) и альт Себастьяна Бернарделя (1854). Фантастические инструменты! Два года тому назад музыканты оркестра Татарстана и представить бы не смогли, что будут играть на таких уникальных инструментах, на которых играют в лучших оркестрах мира.

Бесценные итальянские - теперь татарстанские, они в собственности республики, - инструменты хранятся в специальном сейфе. И вообще, это к слову, очень серьезно охраняются. Ну и, как положено, при хранении выдерживаются определенная влажность, температура…

IMG_7619.jpg
IMG_7640.jpg

Приобретение уникальных инструментов (на них, кстати, за два года, как следует из переданных редакции документов, потрачено примерно 50 млн. рублей) должно помочь Сладковскому решить ту самую, чрезвычайно трудную задачу: сделать Государственный симфонический оркестр Татарстана одним из лучших в Европе… и в мире. В ответ на вопрос: "Возможно ли, что наш оркестр все-таки будет играть в высшей лиге?" дирижер уверенно ответил: «Да!» Но сколько лет на это понадобится? Тут Александр Витальевич надолго задумался, а потом все-таки взял на себя ответственность за срок: «Реально в течение 10 лет можно очень сильно приблизиться к решению этой задачи. Но должно быть поступательное развитие»…

Александр Витальевич напомнил, что уже и сегодня оркестр совершенно другой, «музыканты оркестра - триумфаторы», зрители их награждают овациями… И «дисциплина очень высока». И уже никто не опаздывает на репетиции, и свои партии все знают, как «Отче наш»…

«Сегодня оркестр Республики Татарстан абсолютно соответствует европейским стандартам, с точки зрения музыкального оснащения, одежды, экипировки, репертуара… С точки зрения приглашенных солистов, приезжающих сюда», - говорил на интернет-конференции Сладковский… Так что не случайно задача попасть в «высшую лигу» мира представляется дирижеру реальной.

ЭТО ВООБЩЕ-ТО ЗАКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ…

В ходе общения с журналистами и читателями «БИЗНЕС Online» Сладковский раскрыл главную тайну любого крупного успешного учреждения - годовой бюджет оркестра. Правда, с некоторым сомнением оговорился: «Я тут в демократию играю, бюджет вам назвал. Это вообще-то как бы закрытая информация. Везде есть профессиональные какие-то секреты, многие никогда вам не скажут, какой у них бюджет»…

Однако, поскольку оркестр финансирует республика (и не просто финансирует, а оркестр два года подряд получает грант от президента РТ, который составляет порядка 120 млн. рублей в год), мы полагаем, что читатели, среди которых наверняка немало поклонников музыкантов РТ, имеют право знать, какие средства выделяются коллективу и как они используются.

Так, в 2011 году бюджет оркестра составил 154 млн. 300 тыс. рублей, в 2012-м - 158 млн. 624,5 тысяч. Это на коллектив, в котором сегодня работают 106 музыкантов и еще 19 человек - администрация. Сам оркестр заработал в прошлом году почти 7 млн. рублей, в нынешнем - уже 8,7 млн. Почти две трети бюджета, сообщил Сладковский, составляет зарплата. О ней разговор особый…

«И ЗАЧЕМ Я ПРИЕХАЛ В КАЗАНЬ?!»

Александр Витальевич подробно рассказал (читайте об этом в полной стенограмме интернет-конференции), кто, когда и почему пригласил его летом 2010-го в Казань, какую роль в этом сыграл президент РТ Рустам Минниханов. При этом Сладковский несколько раз специально подчеркнул, что очень ценит работу с оркестром прославленного дирижера Фуата Мансурова, который скончался в 2010 году: «Это гениальный дирижер!» Однако в последние годы он сильно болел, редко приезжал в Казань, и это не могло не сказаться на оркестре…

budget2012_.jpg
Бюджет оркестра за 2012 г. (для увеличения нажмите на картинку)

Сладковский напомнил, что президент РТ поставил перед ним очень непростую задачу - сделать оркестр Татарстана оркестром европейского класса. Понятно, насколько это важно для развивающейся республики, которая работает на международной арене, стремится привлечь солидных инвесторов… Тем более такая культурная «визитная карточка» нужна в преддверии Универсиады-2013…

Однако новый дирижер, придя в оркестр два года назад, обнаружил, что до европейского уровня ему очень и очень далеко. Про свою первую репетицию Александр Витальевич рассказывал на интернет-конференции с некоторым (ну, пусть чуточку наигранным - он же артист) ужасом. Даже дату помнит: 5 сентября 2010 года. В тот день он пригласил к себе в кабинет музыкантов, чтобы заходили по одному, и каждый сыграл свою партию. А когда сыграли, новый дирижер схватился за голову. Он честно признался во время беседы в редакции: «Я подумал, зачем приехал в Казань?!»

Дело в том, рассказал дирижер, что мало кто из музыкантов смог свои партии сыграть по памяти. Да и с нотами играли, спотыкаясь. Позднее новый руководитель оркестра обнаружил, что на репетиции, а это святое дело для музыкантов, многие опаздывают. Сладковский говорит: «Люди не понимали, почему они не могу где-то еще подхалтурить, если тут так мало зарабатывают? А они действительно ужасно мало зарабатывали… Когда я приехал в 2009 году в первый раз в Казань, я удивился: трубачи и тромбонисты с плаца прибегали на сцену все красные… А мы играем «Поэму экстаза». Ну, какой Скрябин тут может быть?!»

budget2011_.jpg
Бюджет оркестра за 2011г.

Александр Витальевич подробно (опять же, все будет в стенограмме) рассказал, какими методами пользовался, чтобы поднять уровень оркестра. При этом не надо было менять почти никого из музыкантов, как раз музыканты в Казани, считает Сладковский, превосходные, талантливые. Надо было менять обстановку и психологию целого коллектива. Новый руководитель начал довольно круто: «Первым делом я сказал: «Стоп! Никаких перебежек! Никаких работ в других оркестрах!»

Благодаря весомой финансовой поддержке республики, за что дирижер не раз во время беседы сказал спасибо главе РТ, музыкантам в три раза(!) подняли зарплату. Самая маленькая стала составлять 30 тыс. рублей чистыми. Но высокая зарплата - это был только первый шаг. Вообще, по словам Сладковского, главное, что «нам создали гениальные условия для нашей работы, для нашего творчества». И важную - важнейшую - роль в этом сыграло приобретение новых музыкальных инструментов.

И ЧТО ОРКЕСТР ПРЕДЛОЖИТ ГОСТЯМ УНИВЕРСИАДЫ?

…Не устарел ли лозунг «Культуру - в массы», нужно ли современным рабочим знакомство с великой музыкой? Каким будет репертуар оркестра, что он предложит гостям Универсиады? Можно ли уже купить билеты? Выйдет ли дополнительным тиражом - для простых любителей музыки - великолепный альбом из трех дисков, предназначенный пока исключительно гостям будущих студенческих Игр? Когда селянам РТ ждать оркестр на гастроли? И почему все-таки возникли острые разногласия между Сладковским и ныне уже экс-руководителем ГБКЗ («Меня пытались запустить в судебную центрифугу», - возмущался на интернет-конференции дирижер)?

Все подробности трехчасовой интернет-конференции читайте в стенограмме, которая будет опубликована на нашем сайте.

Справка

Александр Сладковский родился 20 октября 1965 года в Таганроге. Окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова. Заслуженный артист РФ. Посол Универсиады-2013.

1997 - 2003 - дирижер симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

2001 - 2003 - главный дирижер Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.

2004 - 2006 - главный дирижер симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

2006 - 2010 - дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

С августа 2010 года - художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.