СКРИПКА И ВИОЛОНЧЕЛЬ XVIII ВЕКА
Газета «БИЗНЕС Online» подробно рассказывала о громком противостоянии, в том числе на многочисленных судебных заседаниях, между художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра РТ Александром Сладковским и ныне экс-директором Государственного большого концертного зала (ГБКЗ) Ленаром Айкаевым, а также тремя бывшими музыкантами оркестра. Вообще-то раньше Александр Витальевич больше отмалчивался, не слишком стремился комментировать конфликт, за которым внимательно наблюдала вся культурная и политическая элита республики. Тем не менее недавно он согласился принять участие в традиционной интернет-конференции газеты «БИЗНЕС Online». И вот на минувшей неделе беседа состоялась и продолжалась более трех(!) часов. Гость редакции на все вопросы читателей и журналистов отвечал, может быть, не всегда охотно, но открыто и честно…
Одной из главных новостей для ГСО стало недавнее обновление инструментов. Когда Сладковский пришел в свой новый оркестр, то, как рассказал дирижер, он обнаружил, что износ инструментов составляет 100 (сто!) процентов
- Вчерашний день? - сочувственно поинтересовались журналисты.
- Я бы сказал - позавчерашний! - с горячностью возразил дирижер.
И с гордостью сообщил, что удалось заменить все инструменты. При этом уже первая закупленная партия - это были очень хорошие инструменты, правда, в основном все-таки новодел. Однако, что очень важно, инструменты делали на заказ. Так, полтора года мастера работали над четырьмя фаготами, причем даже снимали слепки с кистей казанских музыкантов, чтобы все было безупречно.
- А по-настоящему дорогие инструменты мы рискнули закупить только в этом году, - признался Сладковский.
И вот накануне нынешнего музыкального сезона была сделана совершенно сенсационная закупка в Италии… Туда Сладковский съездил еще весной, выбирал то, что нужно оркестру. И в августе новые инструменты прибыли в Казань. Это две скрипки - Паоло Тесторе (1740 - 1750 годы изготовления), и Антонио Гальяно (1830), виолончель Михаэля Платнера (1725 - 1735) и альт Себастьяна Бернарделя (1854). Фантастические инструменты! Два года тому назад музыканты оркестра Татарстана и представить бы не смогли, что будут играть на таких уникальных инструментах, на которых играют в лучших оркестрах мира.
Бесценные итальянские - теперь татарстанские, они в собственности республики, - инструменты хранятся в специальном сейфе. И вообще, это к слову, очень серьезно охраняются. Ну и, как положено, при хранении выдерживаются определенная влажность, температура…
Приобретение уникальных инструментов (на них, кстати, за два года, как следует из переданных редакции документов, потрачено примерно 50 млн. рублей) должно помочь Сладковскому решить ту самую, чрезвычайно трудную задачу: сделать Государственный симфонический оркестр Татарстана одним из лучших в Европе… и в мире. В ответ на вопрос: "Возможно ли, что наш оркестр все-таки будет играть в высшей лиге?" дирижер уверенно ответил: «Да!» Но сколько лет на это понадобится? Тут Александр Витальевич надолго задумался, а потом все-таки взял на себя ответственность за срок: «Реально в течение 10 лет можно очень сильно приблизиться к решению этой задачи. Но должно быть поступательное развитие»…
Александр Витальевич напомнил, что уже и сегодня оркестр совершенно другой, «музыканты оркестра - триумфаторы», зрители их награждают овациями… И «дисциплина очень высока». И уже никто не опаздывает на репетиции, и свои партии все знают, как «Отче наш»…
«Сегодня оркестр Республики Татарстан абсолютно соответствует европейским стандартам, с точки зрения музыкального оснащения, одежды, экипировки, репертуара… С точки зрения приглашенных солистов, приезжающих сюда», - говорил на интернет-конференции Сладковский… Так что не случайно задача попасть в «высшую лигу» мира представляется дирижеру реальной.
ЭТО ВООБЩЕ-ТО ЗАКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ…
В ходе общения с журналистами и читателями «БИЗНЕС Online» Сладковский раскрыл главную тайну любого крупного успешного учреждения - годовой бюджет оркестра. Правда, с некоторым сомнением оговорился: «Я тут в демократию играю, бюджет вам назвал. Это вообще-то как бы закрытая информация. Везде есть профессиональные какие-то секреты, многие никогда вам не скажут, какой у них бюджет»…
Однако, поскольку оркестр финансирует республика (и не просто финансирует, а оркестр два года подряд получает грант от президента РТ, который составляет порядка 120 млн. рублей в год), мы полагаем, что читатели, среди которых наверняка немало поклонников музыкантов РТ, имеют право знать, какие средства выделяются коллективу и как они используются.
Так, в 2011 году бюджет оркестра составил 154 млн. 300 тыс. рублей, в 2012-м - 158 млн. 624,5 тысяч. Это на коллектив, в котором сегодня работают 106 музыкантов и еще 19 человек - администрация. Сам оркестр заработал в прошлом году почти 7 млн. рублей, в нынешнем - уже 8,7 млн. Почти две трети бюджета, сообщил Сладковский, составляет зарплата. О ней разговор особый…
«И ЗАЧЕМ Я ПРИЕХАЛ В КАЗАНЬ?!»
Александр Витальевич подробно рассказал (читайте об этом в полной стенограмме интернет-конференции), кто, когда и почему пригласил его летом 2010-го в Казань, какую роль в этом сыграл президент РТ Рустам Минниханов. При этом Сладковский несколько раз специально подчеркнул, что очень ценит работу с оркестром прославленного дирижера Фуата Мансурова, который скончался в 2010 году: «Это гениальный дирижер!» Однако в последние годы он сильно болел, редко приезжал в Казань, и это не могло не сказаться на оркестре…
Бюджет оркестра за 2012 г. (для увеличения нажмите на картинку) |
Сладковский напомнил, что президент РТ поставил перед ним очень непростую задачу - сделать оркестр Татарстана оркестром европейского класса. Понятно, насколько это важно для развивающейся республики, которая работает на международной арене, стремится привлечь солидных инвесторов… Тем более такая культурная «визитная карточка» нужна в преддверии Универсиады-2013…
Однако новый дирижер, придя в оркестр два года назад, обнаружил, что до европейского уровня ему очень и очень далеко. Про свою первую репетицию Александр Витальевич рассказывал на интернет-конференции с некоторым (ну, пусть чуточку наигранным - он же артист) ужасом. Даже дату помнит: 5 сентября 2010 года. В тот день он пригласил к себе в кабинет музыкантов, чтобы заходили по одному, и каждый сыграл свою партию. А когда сыграли, новый дирижер схватился за голову. Он честно признался во время беседы в редакции: «Я подумал, зачем приехал в Казань?!»
Дело в том, рассказал дирижер, что мало кто из музыкантов смог свои партии сыграть по памяти. Да и с нотами играли, спотыкаясь. Позднее новый руководитель оркестра обнаружил, что на репетиции, а это святое дело для музыкантов, многие опаздывают. Сладковский говорит: «Люди не понимали, почему они не могу где-то еще подхалтурить, если тут так мало зарабатывают? А они действительно ужасно мало зарабатывали… Когда я приехал в 2009 году в первый раз в Казань, я удивился: трубачи и тромбонисты с плаца прибегали на сцену все красные… А мы играем «Поэму экстаза». Ну, какой Скрябин тут может быть?!»
Бюджет оркестра за 2011г. |
Александр Витальевич подробно (опять же, все будет в стенограмме) рассказал, какими методами пользовался, чтобы поднять уровень оркестра. При этом не надо было менять почти никого из музыкантов, как раз музыканты в Казани, считает Сладковский, превосходные, талантливые. Надо было менять обстановку и психологию целого коллектива. Новый руководитель начал довольно круто: «Первым делом я сказал: «Стоп! Никаких перебежек! Никаких работ в других оркестрах!»
Благодаря весомой финансовой поддержке республики, за что дирижер не раз во время беседы сказал спасибо главе РТ, музыкантам в три раза(!) подняли зарплату. Самая маленькая стала составлять 30 тыс. рублей чистыми. Но высокая зарплата - это был только первый шаг. Вообще, по словам Сладковского, главное, что «нам создали гениальные условия для нашей работы, для нашего творчества». И важную - важнейшую - роль в этом сыграло приобретение новых музыкальных инструментов.
И ЧТО ОРКЕСТР ПРЕДЛОЖИТ ГОСТЯМ УНИВЕРСИАДЫ?
…Не устарел ли лозунг «Культуру - в массы», нужно ли современным рабочим знакомство с великой музыкой? Каким будет репертуар оркестра, что он предложит гостям Универсиады? Можно ли уже купить билеты? Выйдет ли дополнительным тиражом - для простых любителей музыки - великолепный альбом из трех дисков, предназначенный пока исключительно гостям будущих студенческих Игр? Когда селянам РТ ждать оркестр на гастроли? И почему все-таки возникли острые разногласия между Сладковским и ныне уже экс-руководителем ГБКЗ («Меня пытались запустить в судебную центрифугу», - возмущался на интернет-конференции дирижер)?
Все подробности трехчасовой интернет-конференции читайте в стенограмме, которая будет опубликована на нашем сайте.
Справка Александр Сладковский родился 20 октября 1965 года в Таганроге. Окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова. Заслуженный артист РФ. Посол Универсиады-2013. 1997 - 2003 - дирижер симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. 2001 - 2003 - главный дирижер Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. 2004 - 2006 - главный дирижер симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. 2006 - 2010 - дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». С августа 2010 года - художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.