1а.-�льдар-Валеев---в-Англии-такие-могилы-вообще-трогать
Ильдар Валеев - в Англии такие могилы вообще трогать нельзя - воинские захоронения

В АНГЛИИ ТАКИЕ МЕСТА НЕПРИКОСНОВЕННЫ – ВОИНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ

Главное беспокойство вызывает место, где похоронен экипаж Людвига Немета. Это была первая в истории КАПО им. Горбунова катастрофа. В полдень 13 ноября 1941 года в испытательный полет ушел дальний бомбардировщик ТБ-7 (впоследствии название поменяли на Пе-8). Предстояло опробовать на маршруте новые дизели М-40. В районе Канаша, когда экипаж готовился к повороту домой, остановился один из четырех двигателей, начался пожар. Немет приказал всем прыгать, а сам попытался посадить машину, но бомбардировщик начал разваливаться. Спастись пилот уже не смог – видимо, пламя повредило парашют. Пятеро выпрыгнули благополучно, четверо - погибли. Интересно, что военпред В. Григоренко (увы, зачастую невозможно установить полные имена многих летчиков), понимая, что сквозь пламя ему не пройти, собрал брезентовые чехлы от двигателей, перебрался в самый хвост самолета, завернулся в них и так спасся.

Это был первый заводской летный экипаж, похороненный на Арском кладбище. Сегодня могила четверых летчиков может исчезнуть, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» краевед и историк казанского авиастроения Ильдар Валеев. В то время командиров хоронили отдельно, так что в этой ограде лежит Немет, а рядом – представитель ЦИАМ А. Лапко, борттехник И. Шевченко и бортмеханик С. Шарипов. «Памятник Немету – в нормальном состоянии, я за ним слежу, - говорит Валеев. - А вот обелиск троим его коллегам не сохранился. Мы с товарищами сделали табличку, что «здесь, в братской могиле похоронены…» Завод хотел памятник установить, но пока ничего не сделано. Между тем, нашу табличку вырвали, а в ограду недавно «подселили» покойника. Боюсь, что могила и вовсе исчезнет. Ведь родных у погибших нет, а переоформить ее я не могу – не родственник и не представитель КАПО. Надо собрать пакет документов. Заводу это не стоит ничего, я мог бы помочь… В Англии такие могилы вообще трогать нельзя – воинские захоронения… Так много могил затерялось… Одной не дало пропасть руководство КМПО. На заброшенном (жуткое, кстати, зрелище) кладбище в Кировском районе моторостроители поставили памятник разбившемуся на ТБ-7 экипажу: в его составе был один из руководителей предприятия – директор завода №83, военный инженер первого ранга Сергей Николаевич Жилин».

1б.-Первый-памятник-в-Уголке-летчиков---экипажу-Леонида-
Первый памятник в "Уголке летчиков" - экипажу Леонида Черкасова

В УДМУРТИИ КАЗАНЦАМ ПОСТАВИЛИ ПАМЯТНУЮ ТАБЛИЧКУ,
В КАЗАНИ – С ПАМЯТНИКА ОТОДРАЛИ БАРЕЛЬЕФЫ

Могила экипажа Немета находится среди старых могил Арского кладбища. Но не все в порядке и в той его части, которую казанцы называют «Уголком летчиков».

Это летное кладбище, как некий анклав, появилось, благодаря испытателю казанского авиазавода, Герою Советского Союза Николаю Аржанову. Он через друзей в татарском совнархозе документально «забил» этот участок в районе улицы Абжалилова, чтобы можно было без проволочек хоронить летчиков-испытателей – ведь новые самолеты - это, в том числе и новые аварии и катастрофы.

Первыми в «Уголке летчиков» похоронили летный экипаж Леонида Черкасова: помимо командира, второй летчик Мирьяф Чавкин, штурман-бомбардир Василий Аристов, штурман-оператор Борис Васильев, бортрадист-стрелок Михаил Клюкин, оператор стрелковых установок Геннадий Рыжкевич… Это был испытательный полет дальнего бомбардировщика Ту-16. Предстояло проверить работу радиолокационной и навигационной аппаратуры, радиосвязи, отбомбиться и отстреляться на полигоне Владимировка. Самолет взлетел в 09:04 18 января 1956 года, а через 36 минут на завод сообщили, что машина упала в районе села Кощаково Столбищенского района. Достоверно выяснить, что случилось, не удалось. Высказывались мнения о потере пространственного положения из-за плохой погоды, отказе части приборов, пожаре. На месте падения образовалась воронка – настоящее керосиновое озеро (на борту было 25 т топлива). От экипажа не осталось почти ничего. Сначала нашли кусок летной куртки Черкасова, а весной, когда начал сходить снег, - фрагменты костей, кожи… Сегодня памятник экипажу крошится от старости. Завод было начал подправлять, но не закончил работу, и еще на подновленном памятнике фотографии экипажа теперь расположены неправильно – имена не соответствуют лицам.

2б.-С-памятника-Юрию-Ребрику-и-Виктору-Кузьменко-вандал
С памятника Юрию Ребрику и Виктору Кузьменко вандалы отодрали стилизованный самолет; хорошо видны оставшиеся от него отверстия

20 июня 1961 года экипаж Анвара Каримова на ракетоносце Ту-16К-10 выполнял дозаправку от летающего танкера Ту-16. Сделали две попытки заправиться – не получилось. А на третьей шланг с танкера захлестнул элерон ракетоносца, и машина вошла в штопор. Катапультироваться успел только второй пилот Владимир Свиридов, но при этом ему оторвало ноги, он умер от болевого шока в воздухе. Вместе с Каримовым в машине остались Василий Демидов, Алексей Воробьев, Григорий Бадьянов, Игорь Столяров. «Тогда два Каримовых летели, - объясняет Валеев, - второй, Амир Каримов - командиром танкера. Один был гренадерского роста, другой – маленький. Один лежит со своим экипажем, а командир танкера – рядом, за деревом. Хотя он мог бы на татарском кладбище на главной аллее лечь, но, видимо, попросил здесь себя похоронить. В Удмуртии, на месте падения самолета, местные ребята недавно поставили памятную табличку. А у нас не так давно – сковырнули бронзовые барельефы летчиков. Сын одного из них привел памятник в порядок – установил фотографии».

ВОРОВ ПРИВЛЕКАЮТ СТИЛИЗОВАННЫЕ САМОЛЕТЫ

23 ноября 1973 года во время испытательного полета в районе Саратова потерпел катастрофу первый серийный бомбардировщик Ту-22М2. Не смогли катапультироваться и погибли в кабине правый пилот, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Борис Машковцев и штурман-испытатель Владимир Мещеряков. «В авиации не говорят «последний полет», говорят – «крайний», - рассказывает Валеев. - А для Машковцева это был именно последний - он уходил на большую должность в министерство авиационной промышленности. Они летели на полигон, в кабине появился дым, вырубилось управление. Успешно покинул самолет радист-испытатель Алексей Старостин, а командир Гарри Сасин катапультировался почти у земли и покалечился. На месте падения самолета образовалась огромная воронка. От летчиков нашли только каблук от летного ботинка и два лоскутка кожи». Братская могила испытателей была осквернена - вандалы похитили стилизованный самолет.

3а.-Так-изначально-выглядел-памятник-Борису-Машковцеву
Так изначально выглядел памятник Борису Машковцеву и Владимиру Мещерякову
3в.-Так-памятник-пилоту-и-штурману-первого-серийного-Ту
Так памятник пилоту и штурману первого серийного Ту-22М2 выглядит сегодня

16 июля 1976 года разбился молодой – 28 - 30 лет - экипаж Владимира Шевцова. Облетывавшийся перед поставкой в Ливию Ту-22 разбился прямо на заводском аэродроме. «Они заходили на посадку с неисправным двигателем - отказ центробежного насоса, - говорит Валеев. - То есть топливо пошло в фюзеляж, в крыло, нарушилась центровка. Летчики выровняли самолет, но потом, видимо, керосин начал из щелей вытекать и полыхнул. Они с огромным огненным хвостом садились. Руководитель полетов кричал в микрофон: «Ребята, держитесь! Вы сядете, сядете!» Но они коснулись полосы, подскочили, вновь ударились… Сгорели они, эти ребята. Командира похоронили в Чернигове (он так в завещании просил), а Юрия Ребрика и Виктора Кузьменко – здесь». Вандалы оторвали от памятника летчикам металлический самолет. Кстати, самолет вырвали и с могилы Аржанова.

Добавим, что пострадали не только могилы летчиков авиазавода, которых в «Уголке» большинство. Так, выдрали сделанные из нержавейки памятники вертолетчикам КВЗ – Александру Куроптеву и Владимиру Стародубцеву (сегодня надгробья восстановлены). Вырвали и унесли памятник испытателю казанского ОКБ «Сокол» Юрию Быкову, который погиб в Улан-Удэ на вертолете Ка-26 – его могила может исчезнуть.

По данным газеты «БИЗНЕС Online», на КАПО обо всем этом знают, но почему-то ничего не делают, и на соответствующие вопросы журналистов не отвечают. Если на заводе считают, что это не их дело, тогда, может, заинтересуется кто-то другой – городские, республиканские власти, бизнес. Наверное, этого достойны упомянутые выше и другие летчики той еще очень близкой нам героической эпохи.