22.jpg
Галина Мусина

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЕШЕВЛЕ ПРОДАВЦА

- Если говорить о ритейловых решениях, какой сейчас основной тренд на Западе?

- Мультиканальные продажи. Российские торговые сети смотрят в сторону киосков самооплаты, а для крупных европейских магазинов – это уже пройденный этап. Разумеется, и там преобладает торговля с использованием классических касс, но крупные ритейлеры практически повсеместно предлагают покупателям альтернативу в виде самообслуживания.

Экономическая целесообразность перехода на такой формат для западных ритейлеров очевидна: дешевле купить киоск самообслуживания, чем содержать кассира. В России труд гораздо дешевле. Поэтому киоски самообслуживания, считывающие RFID-метки, «умные» тележки и другие ноу-хау для нас еще экзотика.

Для западных сетей важно обеспечить мультиканальность продаж, когда товар можно купить не только в торговом зале. Европейские покупатели хотят минимизировать свои физические действия. Им хочется приобретать товары, не выходя из дома или офиса. В такой ситуации ставка делается в основном на интернет-магазины. В борьбе за покупателя ритейлеры выходят в сеть. А для этого в первую очередь нужен высокий уровень доверия между покупателем и продавцом, которого в нашей стране еще нет.

- Недавно в Европе прошла презентация нового решения для ритейла, разработанного казанскими программистами. Как отреагировали на него зарубежные заказчики?

- С интересом. В основном оно актуально для тех ритейлеров, которые сейчас используют такое решение как Fujitsu ISS400. А это более 30 торговых сетей Европы. Fujitsu ISS400 имеет историю в тысячи успешных инсталляций только за последние две декады, но оно основано на устаревающих технологиях, которые не соответствуют всем современным требованиям. Поэтому актуальным стал переход на новую техническую платформу.

11.jpg
Команда GDC 2

EuroSTORE удобен тем, что «вырос» из Fujitsu ISS400, но позволяет решать задачи, стоящие перед предприятиями розничной торговли сегодня. Если не увлекаться техническими терминами, то это полнофункциональное решение для управления торговыми процессами. Причем оно подходит как для гипермаркетов, так и для небольших магазинов. Продукт обеспечивает ритейлеру низкую стоимость владения и быстрый возврат инвестиций, что в условиях кризиса – большой плюс. Вдобавок EuroSTORE легко масштабируется и интегрируется с целым рядом систем - от систем самостоятельного сканирования и самостоятельной оплаты до систем лояльности, а также имеет готовую интеграцию с основным решением Fujitsu по системам самообслуживания USCAN.

КАЗАНЦЫ ПРЕДУСМОТРЕЛИ КАССИРА-ЛЕВШУ

- Давайте перейдем к конкретике. Решение установили, и оно недорого обходится. Что оно меняет в работе магазина?

- Во-первых, серверная часть решения (StoreCENTER) может использоваться в двух качествах - как сервер магазина и как система управления транзакциями на уровне сети (формат middle office). В последнем случае обмен информацией на всех уровнях происходит быстрее, и позволяет экономить на количестве лицензий, требуемых для подключения магазинов к полновесным ERP системам. Во-вторых, EuroSTORE облегчает работу и снижает стоимость обучения персонала. Во многом это связано со свойствами интерфейса. Он векторный и разворачивается на экранах любого разрешения. Причем экран может быть как сенсорный, так и со стандартной клавиатурой. Каждая экранная форма спроектирована таким образом, чтобы минимизировать возможные ошибки оператора. Например, EuroSTORE отображает вспомогательные подсказки при возникновении ошибок и нестандартных ситуаций. Помимо этого, интерфейс можно настроить и под нужды магазина в целом, и под конкретного кассира. Например, кассира-левшу.

44.jpg

- Можно ли сказать, что в Европе уже есть желающие воспользоваться этим решением в своей работе?

- Его уже используют крупная французская сеть гипермаркетов, представленная по всему миру, и бельгийская сеть розничных продаж. Кроме того, мы презентовали EuroSTORE в Мюнхене, на Fujitsu Forum 2012, который состоялся в ноябре. EuroSTORE вызвал интерес еще у пяти потенциальных заказчиков – крупных сетей розничных продаж продовольственных товаров. По итогам форума уже состоялись две поездки – в Данию и Финляндию, где презентация продукта прошла на территории заказчика. Сейчас мы прорабатываем детали дальнейшей работы.

ДЕТИ «АЙТИШНИЦАМ» НЕ ПОМЕХА

- В последнее время много говорится о гендерном факторе в IT. Кто, на ваш взгляд, мужчины или женщины, больше подходит для профессии «айтишника»?

- В Fujitsu Russia GDC я не замечаю такой проблемы, как и не замечаю ее в Fujitsu в целом. Более того, она представляется мне пережитком прошлого. Общаясь, мы оцениваем профессиональные и личные качества человека, хотя и у женщин, и у мужчин есть свои конкурентные преимущества, связанные с психологией. Женщина, на мой взгляд, более предрасположена к мультизадачности, легко совмещает несколько разных дел и делает их хорошо. Кроме того, она без усилий обрабатывает большой объем информации и стрессоустойчива, что (это я знаю по себе) особенно важно для руководителя. Мужчины предпочитают сосредоточиться на чем-то одном, им свойственен фундаментальный подход. Зато они будут погружаться в самые мелкие детали. На данный момент в нашей команде 25 - 30 процентов девушек, но их число продолжает увеличиваться.

33.jpg

- Может быть, женщинам еще мешают домашние обязанности, которых у них больше, чем у мужчин?

- Вряд ли это можно считать серьезной преградой, если есть желание чего-то добиться. Я уже говорила о склонности женщин к мультизадачности. В Fujitsu много руководителей-женщин. И большинство из них семейные дамы, у которых по три-пять детей. Например, у председателя совета директоров ICL-КПО ВС Нив Спелман трое детей, и как она утверждает, если научишься управлять этой домашней командой, потом любые задачи по зубам.