Новый министр МВД по РТ Артем Хохорин (слева) и вице-премьер РТ Асгат Сафаров |
БУРЛЯЩИЙ КОТЕЛ ПОЛИТИКИ
Газета «БИЗНЕС Online» – деловое издание, поэтому, выбирая персону года, мы сознательно не берем политиков и чиновников. Но небольшой обзор (как бы за скобками) все же напрашивается.
Безусловно, тут никак не обойтись без отправленной в чулан каракулевой шапки Асгата Сафарова. Отставной генерал вроде бы и оправился от неожиданного удара под дых в виде скандала с ОП «Дальний». Сбрил отпущенную было бороду, сел в вице-премьерское кресло, рассуждает о платных парковках… Однако прогнозы, сделанные «БИЗНЕС Online» в момент отставки, похоже, постепенно начинают оправдываться. Назначение министром «птенца сафаровского гнезда» стало, скорее, внешним компромиссом. На деле Артем Хохорин гораздо в большей степени ориентирован на Москву, чем на местную элиту, чего стоят заявления о «тринадцати годах необъявленной войны», которая идет в республике. Подтвердил высказанные нами опасения и трагический «фестиваль мусульманского кино», который вскоре после ухода Сафарова устроили в YouTube и на казанских улицах «муджахеды» Татарстана.
Ярко раскрылся в этом году и глава АИРа Линар Якупов. Результативность организуемых им бесчисленных форумов пока не стяжала ему лавров Клауса Шваба. Зато открытое письмо бизнесменов, с которыми в АИРе «обошлись по-хамски», привело к вполне конкретным выводам: передаче функций по поддержке предпринимательства в минэкономики.
Важна в этой истории, впрочем, не судьба конкретной программы «Лизинг-грант» (с ней как раз все ясно: распределять гранты предпринимателям из Агрыза и Бавлов через синклит мудрецов в Казани заранее смешно). Скорее, тут высветилось, как же все-таки далеко АИРу до прототипа – знаменитого сингапурского УЭР (управления экономического развития), решающего все проблемы инвесторов от и до. Вот как отзывается Ли Куан Ю о его первом руководителе: «Он сформировал особую культуру: энтузиазм, изобретательность, которую они проявляли, чтобы преодолевать препятствия, высокую мораль». Что ж, похоже, своего Хон Суй Сена у Рустама Минниханова пока не нашлось.
Нельзя не вспомнить и Александра Тимофеева - звезду одного из самых громких коррупционных скандалов в истории республики. Экс-глава Верхнеуслонского района, за перипетиями судьбы которого весь год пристально следила общественность, до последнего не верил, что сядет. Однако вот уже два месяца он честным трудом зарабатывает свои 130 рублей в день в ИК-5 (Нижние Вязовые).
Чем была эта история - просто попыткой припугнуть бояр или прологом к настоящей антикоррупционной опричнине, покажет время. Тимофеев же в любом случае останется единственным татарстанским чиновником, удостоенным сомнительной чести быть высмеянным в главном юмористическом шоу страны «Прожекторперисхилтон»: Гарик Мартиросян исполнил от его имени целую опереточную арию.
МЕЦЕНАТСТВУЮЩИЕ ОЛИГАРХИ
«Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло, пора переквалифицироваться в управдомы», - эта фраза бессмертного героя Ильфа и Петрова сразу всплывает в памяти, когда речь заходит о громком возвращении в Казань владельца группы ASG Алексея Семина. Впрочем, из него, в отличие от великого комбинатора, вышел и эффективный «управдом» для сотен тысяч квадратных метров недвижимости в Казани, и всамделишный «граф», живущий в средневековом замке Левевилль в окрестностях Парижа.
Собственно, попытку вернуться в публичное пространство Семин предпринял еще в прошлом году. Мы даже включили Семина в аналогичный обзор под рубрикой «привет из 90-х», немного пожурив за неуклюжий пиар.
Мэр Казани Ильсур Метшин и Алексей Семин (справа) решают проблему восстановления исторических зданий |
Что ж, прогресс, достигнутый за этот год, феноменален. Передать многодетным семьям 300 га земли (10% от владений ASG в Высокогорском районе) и одновременно взять на реставрацию два десятка исторических зданий в центре Казани – эти решения стали двойным выстрелом в яблочко. С одной стороны, обе проблемы были хорошо подогреты в СМИ и воспринимались как серьезная головная боль властей. Выступив «меценатом», Семин, безусловно, заработал массу очков и вновь стал вхож в любые кабинеты. С другой стороны, ясно, что своего «золотого теленка» талантливый бизнесмен не упустит. Он и сам, впрочем, признается, что уже ждет вала обвинений в «захвате исторического центра».
Компания Семина ведет реставрацию двух десятков исторических зданий в центре Казани |
Несомненно, в плюс Семину пошла и информационная открытость – в частности, в ходе онлайн-конференции в нашей газете он ответил на все самые острые вопросы по поводу происхождения своих капиталов.
В сущности, у Семина есть все шансы заработать репутацию видного благотворителя, став для республики этаким Нобелем, Рокфеллером или, на худой конец, Соросом. Но для этого придется не пожадничать и включить голову.
Глава АКИБАНКа Ильдар Галяутдинов (слева) принимает активное участие в работе по возрождению Болгара |
Активной меценатской деятельностью на ниве возрождения Болгара запомнился и глава АКИБАНКа Ильдар Галяутдинов. Публичный эффект, впрочем, был неоднозначным. История с самым большим в мире Кораном, отпечатанном в Ватикане, прошла сравнительно мирно (если не считать, что недолгое время спустя священную книгу еще большего формата издали в Афганистане). Но вот история со статуей «Хранительницы» по-настоящему взорвала информационное пространство. Под валом обвинений в «тенгрианстве» бессмертное творение Даши Намдакова вроде бы так и осталось лежать под брезентом (по крайне мере, публичного открытия не было).
Глядя со стороны, просто поражаешься, как добрые намерения и действительно большие безвозмездные вложения могут обернуться против самого благотворителя. Вместо того чтобы сказать спасибо, мусульманская общественность смакует тот факт, что святыни возрождают по большей части «ростовщики», производители свинины и спиртных напитков (это уже про Рустама Тарико). Кто знает, может, в том и промысел Аллаха.
ХАЛДЕЙСКАЯ НАУКА ТОРГОВЛИ
На звание проекта года может смело претендовать открывающийся скоро технополис «Новая тура», который непосредственно связан с именем бизнесмена родом из Днепропетровска Александра Халдея. Планы поражают воображение – 9 млрд. рублей инвестиций, 40 тыс. сотрудников, 200 тыс. посетителей в сутки. Пока, правда, готов лишь первый комплекс на 1280 торговых точек.
Александр Халдей ожидает в "Новой Туре" 200 тыс. посетителей в сутки |
Надо заметить, что власти оказали проекту медвежью услугу, вольно или невольно сведя его смысл к возможности «турнуть» куда подальше уличных торговцев. Мол, по закону с 1 января все некапитальные рынки мы должны закрыть. Но вот вам, господа, достойная альтернатива – где-то между Казанью и Зеленодольском. Сам Халдей во всех интервью старательно разъясняет, что, вообще-то, в основном его "Тура" рассчитана на опт, а сферой влияния будет все Поволжье. И вообще, главное преимущество - не столько близость к Казани, сколько к пересечению трассы Китай-Европа и M7.
Сам Халдей – фигура непростая. Изначально он выступал как гендиректор AFI Development - структуры израильского миллиардера Леви Леваева. Однако затем Халдей из AFI ушел, продав старшему партнеру свой миноритарный пакет. Но идея-то осталась! В результате «Новой турой» владеет уже Халдей лично через свою компанию FGN на пару с фондом Brack Capital Шимона Вейнтрауба.
Интересно, что по иронии судьбы изначально татарстанские власти заманивали в проект отнюдь не еврейские, а, наоборот, арабские деньги. Вначале «татарстанский аналог всемирного торгового центра» хотели создать через выпуск сукук (исламских облигаций), но этот проект Линара Якупова оказался мертворожденным. Затем Минниханов предлагал построить выставочно-торговый центр в Лаишевском районе близ аэропорта компании Dubai Pearl. Однако израильский вектор, как видим, оказался эффективнее.
НА КОНЬКАХ УНИВЕРСИАДЫ
Впрочем, для Казани год войдет в историю стройками Универсиады. В бизнес-плоскости их главный распорядитель и бенефициар – владелец ПСО «Казань» Равиль Зиганшин, который занимается основной частью развязок и пешеходных переходов, строит футбольный стадион и другие спорткомплексы. А с недавних пор ведет и внутреннюю отделку станций метро, а также благоустройство набережных Казанки.
В течение одного года ПСО «Казань» успела разобрать Ленинскую дамбу, возвести дорогу-дублер, потом разобрать ее, а между ними - пустить рабочее движение по половинке вновь возведенного моста |
Такой размах деятельности приводит к противоречивым результатам. С открытиями в этом году не так густо – центр гимнастики, развязка Оренбургский тракт-Фермское шоссе да первая половина Ленинского моста. С другой стороны, стадион «Рубин-арена», на строительство которого по разнарядке сгоняют рабочую силу со всей республики, идет с явным запозданием, да и Дворец водных видов спорта, вообще-то, планировалось открыть в этом году. Поджимают сроки и по развязке на Амирхана-Чистопольской, которая сидит в печенках у всех, кто ездит по "Миллениуму", и по трем развязкам на новой трассе Танковое кольцо – ул. Пушкина.
На этом фоне новые мегапроекты Зиганшина, вроде платной дороги по волжским островам от речного порта до Займища, вызывают раздражение не только у экологов.
Груз ответственности за строительство развязок, футбольного стадиона и других спорткомплексов к Универсиаде несет Равиль Зиганшин |
Ну а «конфузом года» стали, конечно, два рухнувших столба на Ленинской дамбе, один из которых упал прямо в день открытия рабочего движения – спасибо, что не на голову президенту. Тем не менее мы в Казани настолько привыкли к многочисленным мегастройкам и просто стройкам, что даже осознать не успеваем феноменальности происходящего. Например, в этом году структуры Зиганшина успели разобрать Ленинскую дамбу, возмести дорогу-дублер, потом разобрать ее, а между ними - пустить рабочее движение по половинке вновь возведенного моста.
ПАЛЕЦ В РОТ НЕ КЛАДИ
Еще в прошлом году мы выделили в отдельную категорию «предпринимателей-правдоискателей», не боящихся вступить в публичный конфликт с властями.
Депутат Госсовета РТ, генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев (справа) |
Яркий прошлогодний пример - Леонид Барышев, засудивший первого вице-премьера РТ Равиля Муратова. На сей раз глава «Эссена» руками депутатской группы «Инициатива Елабуги» бросил перчатку мэру города Геннадию Емельянову. Повод «потроллить» градоначальника беспроигрышный - предполагаемое строительство торгового центра на месте зеленой зоны.
Интересный комментарий к материалу «БИЗНЕС Online» на эту тему оставил один из елубужан. Он посоветовал приверженцам Барышева расширить поле зрения: «Если бы я не жил в 4-м микрорайоне, то, действительно, подумал бы, что «Инициатива Елабуги» так «печется» за народ. Но увы! Я живу по адресу г.Елабуга, Окружное шоссе, дом 47. И что же вы думаете? Напротив моего дома стоит во всей красе магазин «Эссен» высотой чуть меньше пятиэтажного дома. Расстояние от магазина до дома составляет 15 метров. Вот где законность надо проверять!»
Впрочем, была и масса других причин включить Барышева в обзор: тут и поглощение «Камиллы» - одной из крупнейших в Закамье торговых сетей, за 1 млрд. рублей, и выход на рынок конфет.
В целом Барышев – это уже не локальный феномен, а лицо и готовый лидер татарстанской контр-элиты. Раньше такой крупный бизнес по определению не мог вести себя столь вызывающе оппозиционно.
Денис Нитенко потребовал у мэра Набережных Челнов извинений |
История его конфликта с Муратовым в нынешнем году, кстати, зеркально отразилась в Челнах, когда предприниматель Денис Нитенко вступил в публичный конфликт с мэром Набережных Челнов Василем Шайхразиевым. Совладелец трех развлекательных заведений в Набережных Челнах - клубов "Батыр", Opera и BubbleGum – потребовал от градоначальника извинений за необоснованные обвинения в укрывательстве игорного бизнеса. В итоге обошлось без судов: чиновник вынужден был сквозь зубы признать ошибку.
Неукротимости не занимать и владельцу «Неон-Арта» Алексею Мамакову. Находясь в заведомо проигрышной с юридической точки зрения позиции, он тем не менее сумел поставить на уши казанскую мэрию. Щиты с высказываниями президента и мэра по поводу поддержки малого и среднего бизнеса стали ярким публичным ходом (ср. щиты с перепелиными яйцами, развешенные в свое время вдоль президентской трассы тем же Барышевым). Эффективным лоббистом в этой истории показала себя и ассоциация предприятий МСБ, сумевшая удачно конвертировать накопленный за 10 лет авторитет (по данным наших источников, разруливать ситуацию пришлось лично премьер-министру РТ Ильдару Халикову). И хотя выбить себе какие-либо преференции на аукционах Мамакову так и не удалось, ясно, что с такими талантами и энергией коммерсант не пропадет.
Владелец компании «Неон-Арт» Алексей Мамаков не согласен с новыми правилами игры на рекламном рынке Казани |
ЗАГОНЯЕМЫЕ В УГОЛ
Наконец, неудачником года можно назвать основателя агрохолдинга «ВАМИН» Вагиза Мингазова. Да, сенаторское кресло мягче скамьи подсудимых.
Но что чувствуешь, когда дело жизни, в самом названии которого зашифровано твое имя, терпит крах? Когда против его формальных руководителей возбуждают уголовное дело за вывод активов на 11 млрд. рублей?
Впрочем, все яркие разорения в чем-то похоже друг на друга. Через нечто подобное в кризис прошел Александр Сергеев, отдавший все и с трудом отсудивший у Сбербанка квартиру дочери. Отдал почти все свои активы "АК БАРС" Банку Ренат Губайдуллин. Сошел с арены Ильдар Зиннуров со своим «Сапсаном». Каждый из них бился до последнего, но… банкиры поневоле выступают как санитары леса. Хочется спросить: кто следующий?
Сенатор от Татарстана Вагиз Мингазов и главный прокурор РТ Кафиль Амиров (справа) |
Конечно, империя Мингазова в этом ряду самая крупная, самая тесно связанная с высшей элитой республики. К тому же принцип too big to fail (слишком большой, чтобы рухнуть) тоже никто не отменял – развал «ВАМИНа» больно ударит по всему сельскому хозяйству Татарстана. Так что многое зависит от того, сумеют ли власти найти новых эффективных собственников, которые поднимут упавшее знамя.
Еще одна фигура крупного калибра, для которой год не назовешь удачным и легким – это, конечно, экс-министр энергетики Ильшат Фардиев, который, как, кстати, и Мингазов, и Сафаров, считается очень близким к первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву.
Бывший министр энергетики РТ Ильшат Фардиев (слева) с 21 мая 2012 года занимает пост генерального директора ОАО «Сетевая компания» |
Его молниеносная отставка с ликвидацией министерства энергетики состоялась буквально в день оглашения нового состава правительства РФ (в котором, вопреки упорным слухам, не оказалось фамилии Минниханова). Все это выглядело как спецоперация.
Приземлился Фардиев в Сетевой компании и продолжил курировать энергетику. Но вскоре раздался второй выстрел. В октябре с потрясающими разоблачениями в сфере энергетики выступил шеф управления по борьбе с коррупцией Марс Бадрутдинов, который обвинил топ-менеджемент Генерирующей компании в личной нескромности по зарплатам, а главное - в неприкрытом выводе миллиардов через фирмы-присоски. Дальнейших последствий все это пока что, впрочем, не имело, но сигнал дан недвусмысленный.
***
Наш обзор, как обычно, носит подчеркнуто субъективный характер – это не рейтинг, четких критериев здесь нет. Главный вывод – 2012 год был крайне интересным, по крайней мере для нас, деловой прессы. Убеждены, что и в дальнейшем нам будет о чем рассказать. Так что оставайтесь с «БИЗНЕС Online» в Новом году!
Читайте также:
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.