3.jpg

ЧЕМ ТОЧНЕЕ ПРОГНОЗ, ТЕМ МЕНЬШЕ УБЫТКОВ

На днях в ОАО «Татэнергосбыт» состоялся семинар для журналистов республиканских изданий и телекомпаний. Как сообщил директор компании Рифнур Сулейманов, цель мероприятия – достичь профессионального взаимопонимания между энергетиками и масс-медиа.

Для начала журналистам продемонстрировали, каким образом в реальном времени происходит покупка электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Инженер отдела закупок компании Евгения Ефимова продемонстрировала в режиме online, как формируется заявка на почасовое потребление электроэнергии на сутки вперед. Здесь важно точно спрогнозировать оптимальное потребление республики, причем таких инструментов, как машина времени, в арсенале энергетиков не имеется. В прогнозных расчетах учитываются все малейшие нюансы: данные потребления за прошедшие сутки, прогнозы крупных промышленных компаний республики, метеосводки и даже планируемые крупные спортивные или культурные мероприятия. Например, хоккейные или футбольные матчи, поясняла инженер. Все эти факторы могут существенно повлиять на потребление следующего дня. Как рассказал Сулейманов, точность в прогнозах имеет существенное значение: «Если мы купим лишнюю электроэнергию, то ее придется продавать на балансирующем рынке, причем по более дешевой цене. А это убыток для компании и в результате для конечного потребителя». По словам Сулейманова, норматив отклонения между заявленной и фактически закупленной электроэнергией – 5 процентов. Однако люфт «Татэнергосбыта» не превышает 2 процентов, а это один из самых низких показателей по стране. «Мы делаем самые точные прогнозы в РФ», - с гордостью заключил директор компании.

4.jpg

ИЗ 1,2 МЛРД. ЗАТРАТ 600 МЛН. ПРИХОДИТСЯ НА НАСЕЛЕНИЕ

В ходе семинара журналистам было подробно рассказано и показано на слайдах, как формируются экономические отношения на оптовом и розничном рынке электроэнергии, почему российский рынок одновременно торгует и мощностью, и электроэнергией, в отличие, скажем, от западных рынков, а также о том, каким образом происходит формирование регулируемых и нерегулируемых цен на электроэнергию. В первом случае (для населения) стоимость электроэнергии формируется из цены покупки на оптовом рынке по индикативной цене, утвержденной федеральной службой по тарифам, цены за услуги по передаче (регулируется госкомитетом по тарифам РТ) и сбытовой надбавки. К слову, сбытовая надбавка, утвержденная регулятором во втором полугодии текущего года для "Татэнергосбыта", одна из наиболее низких среди аналогичных сбытовых компаний страны – 67,3 рубля за мВт/ час. К примеру, в Удмуртии это значение составляет 92 рубля, в Чувашии – 86,7 рублей, в Марий Эл – 242,54 рубля.

Для категории «прочие», то есть для юридических лиц, цена покупки на оптовом рынке формируется по результатам торгов и меняется каждый час на нерегулируемый объем, сетевая составляющая и сбытовая надбавка также устанавливаются государством.

Впрочем, основные постулаты рыночных отношений в отрасли не являются секретом даже для рядовых граждан. Гораздо интереснее было услышать из первых уст о новшествах, что ожидают клиентов сбытовой компании в следующем году.

Подробнее на этом вопросе остановился заместитель директора компании Марат Минибаев. Первое: сбытовая надбавка для населения увеличится во втором полугодии 2013 года в два раза и составит 13,46 копеек за кВт/час. По словам Минибаева, для гарантирующего поставщика, которым является «Татэнергосбыт», ­ самым затратным по обеспечению поставок электроэнергии является именно население, выручка от которого по сбытовой надбавке не покрывает расходов, что несет на обслуживание этой категории потребителей сбытовая компания. Напомним, что сбытовая надбавка предназначается для компенсации затрат сбытовой организации на содержание персонала и работу с потребителями.

2.jpg

– Для примера – из 1,2 миллиардов рублей наших общих затрат примерно половина приходится на население, – сообщил Минибаев и пояснил. - Потому что население – самый дорогой в обслуживании потребитель. По идее, эти почти 600 миллионов рублей мы должны перевести на население, но поскольку государство у нас социально ориентированное, оно нам это делать не позволяет. Единственное, что позволено, – максимальное увеличение надбавки до 13 копеек за киловатт-час. Это позволит компенсировать затраты на население на 300 миллионов рублей». При этом увеличение сбытовой надбавки на конечный тариф для населения не повлияет – он будет установлен в рамках, определенных федеральной службой по тарифам.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНА?

В новом году расчет сбытовой надбавки претерпевает существенные изменения – вводится методика дифференцированного расчета в зависимости от категории потребителя: население, сетевая организация и четыре категории прочих потребителей.

Наибольшее изменение коснулось потребителей - юридических лиц, для них сбытовая надбавка будет рассчитываться в зависимости от потребляемой мощности. Потребители разделены на четыре группы: до 150 кВт, от 150 до 670 кВт, от 670 до 10 Мвт и от 10 МВт. Сбытовая надбавка будет определяться в процентах от цены покупки электрической энергии на оптовом рынке (в первом полугодии от 1,83 до 4,9%). По словам Минибаева, новые правила игры поставят в более выгодную ситуацию те компании (в части размера сбытовой надбавки), которые больше потребляют. «И это правильно, – уверен Минибаев, – потому что схема, при которой крупный потребитель платил сбыту больше, чем мелкий, была в корне несправедливой».

Причина лежит на поверхности: обслуживание мелкого клиента, скажем, небольшой фабрики, выходит дороже, чем, к примеру, крупного завода.

«Чем потребитель меньше, тем реальные затраты на него больше, – объяснял замдиректора, - а если компания энергоемкая, она попадет в самую «дешевую» группу. Чем меньше потребитель, тем больше он переплачивает за товар, – это закон экономики». Впрочем, уверены энергетики, возможности снижения экономических потерь на затраты на электроэнергию есть у всех клиентов сбытовой компании - достаточно лишь проанализировать колебания стоимости электроэнергии на рынке и оптимизировать свои режимы потребления.

– Год будет непростым, усложняются расчеты с потребителями, в любом случае мы готовы оказать любое содействие нашим клиентам, чтобы они смогли наиболее эффективнее использовать разные схемы расчетов и режимов работы, - заключил Минибаев.