«ГОСДУМОЙ РАССМОТРЕНО 750 ЗАКОНОПРОЕКТОВ, ПРИНЯТО – 250»
- Альфия Гумаровна, в ваш адрес пришло много вопросов. Наших читателей интересует и состояние российской промышленности, и депутатская деятельность, и ваша личная жизнь…
- «Я все вопросы освещу сполна, дам любопытству удовлетворенье». Это слова Высоцкого. Мне кажется (позволю себе немного отвлечься), что поэты и народные избранники похожи в своем стремлении изменить жизнь, пользуясь, конечно, каждый своим инструментарием.
- В декабре исполняется ровно год, как вы работаете в Госдуме. Читатели просят подвести первые итоги: «Какие задачи вы поставили перед собой в плане поддержки промышленности республики, а конкретно КАМАЗа. Чего уже добились, а что пока не очень получается и что этому мешает?» (Гарайшин); «Что дало ваше депутатство тем, кто за вас голосовал? Кто-то получил реальную помощь?» (Александр Иванович)
- Согласно законодательству, депутат должен заниматься законотворческой деятельностью, рассматривать обращения граждан и поддерживать связь с избирателями. Если вы мне позволите, я коротко подведу итоги первого года работы Госдумы. Думаю, это будет интересно для наших уважаемых читателей.
На сегодняшний день Государственной Думой 6-го созыва рассмотрено порядка 750 законопроектов, принято - 250, есть большой блок законопроектов, принятых в первом и втором чтениях. Принят пакет законов, направленных на защиту детства, ведется системная законотворческая деятельность антикоррупционной направленности. Есть законы, которыми я занимаюсь вплотную.
К слову, в федеральный закон «О федеральной контрактной системе» я внесла 170 поправок, удалось отстоять 158, среди которых, например, введение института общественного контроля за государственными закупками, преференции отечественным производителям. Наиважнейшим, без преувеличения, событием 2012 года стало вступление России в ВТО. И большую часть времени в свой первый парламентский год я занималась вопросами формирования и принятия адаптационных мер, которые поддержат промышленность в нелегкий переходный период и позволят продолжить отраслевые программы развития.
«КОЛИЧЕСТВО ПОЛОЖИТЕЛЬНО РЕШЕННЫХ ВОПРОСОВ – 80 ПРОЦЕНТОВ»
- Часто ли вы лично ведете прием граждан – ваших избирателей? С какими проблемами чаще обращаются? Есть ли у вас возможность решать эти проблемы? (Нурия)
- За этот период ко мне обратились порядка 260 граждан и коллективов. Прием ведем я и мой помощник. Количество положительно решенных вопросов достигло 80-процентной доли. По оценкам моих коллег из парламента, это хороший показатель.
- Альфия Гумаровна, к вам, наверное, обращаются с разными вопросами, например, вот в сегодняшней нашей почте есть просьба к вам — построить два отрезка дороги в разных местах — в Зеленодольске и в Набережных Челнах. Потом есть такая просьба — помочь семье погибшего из Мензелинска. У вас есть возможности все эти вопросы решить? У вас же, наверное, нет при себе депутатского фонда, чтобы раз — и дорогу построить. Это же надо к кому-то обращаться, какие-то средства изыскивать.
- Обращения по поводу строительства дорог сводятся к просьбе проинформировать о возможностях бюджета и содействовать включению в республиканские и федеральные целевые программы конкретные населенные пункты. Такая помощь по силам любому депутату. Но чаще люди обращаются ко мне с личными просьбами.
- Какими, например?
- Примеров множество. Группа мамочек обратилась с жалобой на строительство гаражей около их детского садика и детской площадки. У них возникли сомнения в законности начатого строительства, так как представитель подрядной организации разрешающих документов им не показал и в контакт не вступал. Подписались под этим обращением более 30 человек. Я инициировала проверку со стороны прокуратуры, и уже прокуратура приостановила выпуск акта по землеотводу. Кстати, он не был подписан на тот момент, а значит, строительство и вправду было начато с нарушением законодательства. Родители обратились с благодарственным письмом ко мне, и мне очень приятно, что площадку удалось отстоять.
Другой пример - пришла заплаканная женщина, у которой сын и муж проигрывают все деньги в подпольном казино. Инициированная мной проверка выяснила, что, действительно, недалеко от их дома существуют три точки. В итоге они были закрыты. Или, например, молодой учитель на протяжении года с лишним не мог получить путевку в детский сад. После нашего запроса в управление образования путевку выделили.
- А вы информируете обратившихся о принятых мерах? Спрашиваю об этом, потому что сегодня есть такой вопрос: «Мы обратились к вам за помощью, и вы направили депутатский запрос. Сколько нам ждать ответа?» (Мила)
- Мила, если я вам на него до сих пор не ответила, значит, у этого вопроса есть шансы решиться положительно, и я пытаюсь получить тот ответ, который удовлетворил бы и меня, и вас. Прошу вас позвонить в мою приемную с уточнением вопроса.
Знаете, в практике работы с обращениями избирателей у меня произошел показательный случай. Четыре молодые семьи, три из них с КАМАЗа, обращались с одним вопросом: они несколько лет стояли в очереди на улучшение жилищных условий по молодежной программе и не могли добиться ответа на один вопрос: каков их номер в очереди? От этого ответа зависело их решение – продолжать участвовать в молодежной программе, перейти в соципотеку или в коммерческий банк. Мне 9 раз пришлось обращаться по их вопросу! В результате сегодня на сайте города и министерства по делам молодежи появился электронный список очередников.
Возможно, некоторым не нравится, но, адресовав вопрос министру и получив ответ-отписку от замначальника отдела, я отправляю эту отписку министру обратно и добиваюсь ответа по существу. Это требование федерального законодательства.
«В ЛЕГКОВОМ СЕГМЕНТЕ АВТОПРОМА ПОБИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАКСИМУМ!»
- Наши читатели, зная, что в Госдуме вы работаете в комитете по промышленности, прислали на тему промышленности, автопрома много вопросов. Вот есть такой вопрос: «Откровенно говоря, уже надоели постоянные разговоры о необходимости поддержки отечественного автопрома. Ну не можем мы... Почему вы так нападаете на китайцев? Сейчас весь мир - в товарах из Китая. Одежда, техника, продукты, игрушки. Даже автомобили. Так что в этом плохого? Неужели нет направлений, где выделяемые на КАМАЗы-ВАЗы-ГАЗы деньги пригодились бы больше?» (Елена)
- За последние 20 - 25 лет в нашей стране, Елена, многие отрасли фактически перестали существовать. К примеру, рыбная промышленность СССР была второй в мире, сегодня - в конце десятки. Аналогичная тенденция в сфере производства теле- и радиотехники. Утратила свои позиции фармацевтическая промышленность, практически перестала существовать легкая промышленность. К сожалению, последние 20 лет топталось на месте гражданское авиастроение. За последние пять лет у нас в России закуплено порядка 600 самолетов, из них лишь только 40 – отечественные.
Цифры, характеризующие отечественный автопром, кардинально противоположные. По итогам прошлого года в России произведено 2 миллиона автомобилей, в этом году ожидается рост более 10 процентов. В легковом сегменте мы уже побили исторический максимум! В СССР в лучшие годы производилось 1,6 миллиона автомобилей, в текущем - объем производства ожидается на уровне 2 миллионов автомобилей. Более 70 процентов продаваемых в стране машин производятся здесь, в России, хотя несколько лет тому назад более половины ввозилось из-за рубежа.
И это стало возможным благодаря государственной промышленной политике в области автопрома, которую вы критикуете. В автопроме сегодня заняты около 400 тысяч человек, а с учетом смежных отраслей, по разным экспертным оценкам, - от 2,5 миллиона до 4 миллионов. И спихнуть отрасль просто так с белой рученьки, как рукавицу, точно не удастся. И не нужно – это локомотив экономики!
«ИНОСТРАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ВЛОЖИЛИ В РОССИЮ БОЛЕЕ 200 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ»
- Складывается ощущение, что вы в Думе занимаетесь лоббированием отечественного автопрома. А не нарушаются ли при этом принципы конкуренции? (Ольга Бородина - супруга дальнобойщика)
- Давайте разберемся, что понимается под отечественным автопромом. Сегодня это не только традиционные российские бренды (ВАЗ, КАМАЗ, Урал, ГАЗ), но и мировые, создавшие в России свои производства, такие как Renault, Hyundai, Ford, Volkswagen, Toyota, Volvо, Scania и другие (всего более 30 проектов). Иностранные производители за последние годы вложили более 200 миллиардов рублей в создание рабочих мест и мощностей в России, и по международным правилам считаются российскими. Промышленная политика в сфере автопрома направлена на всех производителей.
Доказательством того, что российский рынок высококонкурентный, явилась недавняя церемония вручения «Золотых Пегасов» конкурса «Автомобиль года», проводимая журналом «За рулем». Я присутствовала там и вручала гран-при одному из производителей. Так вот из 16 моделей автомобилей, которые стали победителями гран-при в различных сегментах, 15 были иностранных производителей. В десятке самых продаваемых в России автомобилей - 6 иностранных брендов. Но есть отличительная черта – все они произведены здесь!
Причем замечу: рынок стал конкурентным до вступления России в ВТО. И это произошло по причине ввода режима промышленной сборки в России еще в 2005 году. По новым правилам промсборки, утвержденным министерством промышленности РФ в 2010 году, ужесточаются требования не только к локализации производства вообще (увеличена до 60 процентов), но и вводится требование к локализации производства двигателей и коробок передач, строительства инженерных центров, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Я считаю, государство должно поддерживать своих производителей. Например, в системе государственного, муниципального и оборонного заказа должен существовать запрет на приобретение продукции иностранного производства, если аналоги производятся в России. Все-таки деньги из государственного бюджета должны идти нашим производителям. Так поступает большинство стран, и данные меры не противоречат правилам ВТО.
СУБСИДИРУЕТСЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО КРЕДИТАМ, ВЗЯТЫМ НА НИОКР
- Честно говоря, есть большие сомнения, что мировые бренды будут строить в России свои инженерные центры. Зачем это им нужно? В любой мировой компании центр разработок единый, они не могут его распылять по всему миру. Потому что в центре инноваций - всегда прибыль…
- Можно сомневаться, но есть правила. И если производитель их выполняет - получает льготы, если не выполняет - не получает. Контролирующим органом является министерство промышленности и торговли РФ. Иностранные производители, подписавшие соглашения с минпромторгом, получали и продолжают получать льготы по беспошлинному ввозу комплектующих.
В осеннюю сессию Думой в первом чтении принят законопроект «О поддержке производителей автотранспортных средств». Этот закон устанавливает субсидирование расходов, возникающих у производителей уже после 1 июля 2018 года, когда будут повышены ввозимые пошлины на комплектующие изделия. Для бюджета это недополученные деньги, и они, конечно, должны вернуться в большем объеме в виде налогов, рабочих мест и развития промышленности. Поэтому вопрос, который мы с вами затронули, очень важен. Спасибо вам за него. И я, как депутат, заинтересована, чтобы взятые иностранными производителями обязательства выполнялись. И пока являюсь депутатом, буду осуществлять свои полномочия депутатского контроля.
- Можно ли Россию назвать страной с развитым автомобилестроением? Как вы считаете, для этого иметь собственные разработки обязательно? Какие у нас перспективы в этом плане? (Артур Аминов)
- Если мы с вами объективно сравним уровень развития автопрома, качество технологического оснащения, культуру производства сегодняшнего дня и 10 - 15-летней давности, то вынуждены будем признать, что автопром шагнул очень далеко. И государство намерено поддерживать дальнейшее развитие отрасли, научно-техническое развитие автопроизводителей. Например, в преддверии ВТО удалось реализовать решение, заключающееся в продолжении программ субсидирования процентной ставки по кредитам, которые взяты автопроизводителями на НИОКР. А перспектив множество: это и новый модельный ряд АвтоВАЗа, и разработки КАМАЗа.
«Я УЖЕ ПЕРЕСТАЛА МЫСЛИТЬ КАТЕГОРИЯМИ ОДНОГО КАМАЗА…»
- Альфия Гумаровна, ваша позиция и прогноз по поводу КАМАЗа? Контрольный пакет пока у России находится? В ближайшей перспективе уйдет к Daimler или нет? Кто будет владеть КАМАЗом? Вот по АвтоВАЗу принято решение отдать контрольный пакет французам. По сути, мы потеряли это производство для России. Интересно ваше мнение по этому поводу, ведь, честно говоря, общество вас воспринимает как лоббиста КАМАЗа прежде всего. И это очень хорошо, что КАМАЗ делегировал своего человека - грамотного, сильного. А кого вам еще лоббировать, не западных же производителей, которые здесь локализовались! Читатели хотят узнать, какую поддержку вы оказываете республике и КАМАЗу.
- Я приглашена на эту конференцию в качестве депутата Государственной Думы, а не как бывший работник КАМАЗа и, конечно, не как супруга генерального директора, поэтому посоветовала бы с этим вопросом обратиться к менеджменту завода, который ответит более профессионально. Меня больше интересуют вопросы всего автопрома, и я в этой системе вопросов одно единственное предприятие уже не выделяю. Вы знаете, прошел год, и я уже перестала мыслить категориями одного КАМАЗа.
Хотя я, бесспорно, рада, что меры поддержки автопрома направлены и на КАМАЗ. Это касается и защитных мер, и специальных. Например, благодаря выделению из федерального бюджета 3,5 миллиардов рублей на субсидирование субъектов федерации, обновляющих свой пассажирский парк автобусами на газомоторном топливе, дочернее предприятие КАМАЗа НЕФАЗ может получить заказов примерно на 4 миллиарда рублей. И это прямая причинно-следственная связь с моей деятельностью в комитете по промышленности. Это очень большой заказ и большой объем производства. Но ведь этот заказ получили и другие производители, например, «Русские автобусы», троллейбусные предприятия.
Другой пример: нормы, устанавливающие преференции отечественным производителям в системе госзаказа, были поддержаны как КАМАЗом, ВАЗом, ГАЗом, так и Mercedes, Renault, Hyundai, Toyota, KIA и др. Как и недопущение бесконтрольного открытия границ для автохлама из-за рубежа, и целенаправленная работа по пресечению недобросовестного импорта техники из Китая, и мероприятия по стимулированию развития экспорта. Это в интересах именно всего автомобильного сообщества. А иначе нас будут обвинять в уничтожении конкуренции. И все-таки мы с вами, думаю, понимаем, что конкуренция в каком-то смысле — это благо.
«ВОПРОС О РАЗВИТИИ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ПОДНЯТ НА САМЫЙ ВЕРХ»
- А другие предприятия Татарстана? Вы считаете, что им тоже не надо помогать? Вот, например, КАПО. Мы хотим, чтобы у нас тут было самолетостроение. К примеру, проект Ту-334. А кто-то пролоббировал другой проект, а наш прикрыли... Вы не интересовались, какие-то подвижки есть, на что-то можно надеяться? Что говорят в Госдуме? Или все уже утрачено? Ветераны КАПО прислали вам вопрос – беспокоятся за судьбу родного предприятия.
- Впервые за последние 20 лет вопрос о развитии авиации общего назначения поднят на самый верх. Создана комиссия при первом лице государства. Значит, она будет заниматься системными вопросами развития отрасли, начиная от разработок, заканчивая подготовкой пилотов и управленческих кадров.
Кстати, в комиссии при президенте формируются рабочие группы из экспертов авиастроения, и я обращаюсь к вам с предложением: обратиться через ваше издание к ветеранам, руководству и высококвалифицированным работникам КАПО, которые могли бы профессионально работать в одной из рабочих групп комиссии. Тогда мы с вами уже перейдем от разговора к конкретным делам. Вот сейчас есть возможность свои мысли, свои желания реализовать в программных документах.
- А разве в России авиапром остался? Как вы считаете? Автопром еще существует благодаря КАМАЗу и МАЗу. А вот авиапром?
- Я такую замечательную речь «толкнула» по поводу нашего замечательного автопрома! А вы мне в ответ: «Автопром еще существует…» Вообще-то, вклад российского автопрома в мировой – три процента. Это очень неплохо, если смотреть по населению: у России – только два процента.
Что касается конкретно КАПО, по имеющимся у меня данным, на стабилизацию и развитие предприятия уже выделяются немалые средства. Обещаю с этим вопросом детально разобраться.
- Вы сказали, что по оборонзаказу какие-то подвижки есть. Вот что касается татарстанского «ПОЗиСа», по производству боеприпасов. Говорят, писали письмо Путину по этому вопросу. Дошло письмо – не дошло, доходит ли оно вообще, читают ли его где-то?.. Может ли комитет по промышленности как-то помочь нашему предприятию?
- Знаю, что 12 декабря прошлого года такое письмо было направлено президенту. Но обращения ни в нашем комитете, ни в комитете по обороне нет, и я этим вопросом не занималась. Если руководство «ПОЗиСа» посчитает, что этот вопрос по-прежнему актуален, то я могу этим заняться.
- То есть можно порекомендовать руководству «ПОЗиСа», чтобы они к вам обратились?
- Да. Мне кажется, это хорошая рекомендация. Во всяком случае, на следующей интернет-конференции я уже смогу отчитаться перед вами.
- Хорошо.
- Это я такой «мостик» делаю, чтобы наши конференции стали постоянными, а не раз в три года…
В 2016 ГОДУ КАМАЗ НАЧНЕТ СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО СОБСТВЕННОЙ КАБИНЫ
- Мы-то с удовольствием! Но разрешите все-таки задать вопрос нашего читателя о продукции КАМАЗа: «Почему ОАО «КАМАЗ» выпускает большегрузные автомобили («КАМАЗ 6520»), если они не проходят по весовому контролю: ни по осям, ни по общему тоннажу? (Рамиль)
- Что значит «почему выпускают»? Ответ на этот вопрос очевиден: «КАМАЗ 6520» - специализированный автомобиль, ездить он должен по специальным дорогам в условиях карьера, а не по дорогам общего назначения. На него есть спрос, поэтому есть предложение. Этот автомобиль востребован, он приносит достаточную доходность, и предприятие при таком раскладе должно его производить.
- То есть просто надо выбрать из линейки КАМАЗа подходящий для него автомобиль?
- Например, «КАМАЗ 65115». Он соответствует всем правилам перевозки грузов по дорогам общего назначения.
- Альфия Гумаровна, когда у КАМАЗа новая кабина появится?
- Я могу сказать только то, что знаю: в 2013 году выйдет в серию кабина, которая сделана совместно с Damler на основе кабины Axor, а в 2016 году будет начато серийное производство собственной кабины, которая мне лично нравится гораздо больше, чем кабина Damler...
- На дорогах, к сожалению, мы видим много старых "КАМАЗов", и это большая проблема!
- Вы затронули правильную тему. Более половины автомобилей в отечественном автопарке старше 10 лет, а коэффициент обновления – лишь 3 - 4 процента. Нужно ставить задачу кардинального обновления парка параллельно с созданием качественной утилизационной отрасли. Думаю, что коммерческий грузовой автомобиль и тем более автобус с 20-летним стажем создают большую опасность на дорогах.
Считаю, что, с одной стороны, возможно ограничение эксплуатации общественного и коммерческого транспорта старше 15 - 20 лет, с другой стороны, необходимо стимулировать обновление автопарка через субсидирование, льготное кредитование, реализацию программы развития газомоторного топлива. В данный момент совместно с коллегами из профильного комитета обсуждаем эти вопросы.
- Кстати, в Казани, вообще-то, нет такого, чтобы по 20 лет общественному транспорту было. Пять лет – максимум…
- Казань по многим параметрам впереди России всей, а не только по транспорту.
РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ НОВАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА
- Как вы считаете, введение утилизационного сбора – это действительно необходимый шаг или очередной способ поддержки нашего автопрома под маской заботы об экологии? (Михаил Ямбург)
- Конечно, необходимая мера. Это короткий ответ. Если хотите, то могу его развернуть, назвать вам несколько цифр. Вообще-то, проблема экологии звучит в России сегодня настолько громко, что мы не можем не заниматься ею. Вот две цифры: в крупных и средних городах ежегодно умирают от заболеваний, связанных с плохим качеством воздуха, 80 тысяч человек! Это больше, чем в автокатастрофах и от туберкулеза. Дальше: 60 - 80 процентов загрязнения воздуха, особенно в таких мегаполисах, как Казань, Москва, Санкт-Петербург, дает старый авторанспорт с низкими экологическими характеристиками.
Минэкономики подсчитано, что на создание утилизационной отрасли необходимо ежегодно 20 - 30 миллиардов рублей. Это сотни тысяч рабочих мест в малых и средних предприятиях на территории всей страны. Я считаю, что создание утилизационной отрасли – это один из механизмов обновления парка и улучшения экологической ситуации.
- Какова была ваша позиция при ратификации закона по ВТО? Вы «за» или «против» голосовали?
- Я голосовала «за». И объясню почему. Не только потому, что у нас есть внутрифракционная дисциплина. ВТО дает нам большие возможности, а конкуренция и открытость – это благо. Я голосовала за ВТО потому, что была готова к этому голосованию, так как мы, эксперты отрасли, парламентарии и правительство РФ, смогли загодя до вступления в ВТО спрогнозировать риски и выработать пакет мер, которые позволили автопрому вступить в ВТО практически без потерь.
- Каковы потери КАМАЗа от вступления ВТО? Подсчитано? Или потерь не будет?
- Потери не должны быть большими. Я говорила, что принята программа адаптации. Но потери могли бы быть на уровне 30 - 35 процентов. С 23 августа по 1 сентября мы были в ВТО без утилизационного сбора при «бесконтрольно открытых» границах. За это время подержаных грузовых автомобилей ввезено в четыре раза больше, чем обычно! Утилизационный сбор стал реальной преградой для автохлама. Но мы от одних трудностей избавляемся, тут же рождаются другие, например, «серый» китайский импорт с нарушением законодательства.
Этим тоже приходится заниматься. Мне кажется, сегодня нужно сосредоточиться на развитии инновационных проектов и поддержке экспорта. Существующая поддержка экспорта после вступления России в ВТО не годится. И сейчас мы вместе с минэкономразвития занимаемся разработкой новой программы поддержки экспорта. Без ориентира на экспорт современной промышленности не получится.
- Ваш коллега по Думе Айрат Хайруллин говорит, что сельское хозяйство с вступлением в ВТО будет испытыватьсерьезные проблемы. Вы с ним на эти темы не беседовали? Да, автопром защищен, но другие-то отрасли пострадали…
- Айрат Хайруллин по-настоящему болеет за сельское хозяйство. Уже после вступления в ВТО в течение первой недели осенней сессии мы приняли пять законов по поддержке сельского хозяйства.
- Компания «Камский бекон» в Челнах уже плачет: в страну хлынула свинина, и у них очень серьезные проблемы…
- Да, свиноводство наиболее пострадало из-за того, что ввозные пошлины упали до 5 процентов. Могу сказать, что депутаты, занимающиеся вопросами сельского хозяйства, разрабатывают и обсуждают с правительством различные инициативы, которые должны улучшить положение отрасли. Например, рассматривается необходимость субсидирования 1 килограмма живого веса.
ДИСЦИПЛИНА В ГОСДУМЕ УЖЕСТОЧАЕТСЯ
- Внутрипартийная дисциплина жесткая в «Единой России», в Думе?
- Жесткая и ужесточается.
- Часто приходится против себя идти, повинуясь этой дисциплине?
- У каждого есть право защищать свое мнение и высказывать свою позицию. Но если решение принято, то фракция должна голосовать консолидированно. Мне уже не раз приходилось защищать свое мнение, в том числе внутри собственной фракции. Защищать и побеждать. Это касалось и вопросов поддержки автопрома, и вопросов ВТО.
- Грызлов сказал, что Дума – не место для дискуссий. У него, конечно, случайно вырвалось, но тем не менее он точно сказал. Сейчас изменилось что-то? Мы по телевизору видим, что ничего особо не изменилось. А ваше мнение? И вообще, что вас больше всего удивило в Думе?
- Грызлов не так сказал, это слова, выдернутые журналистами из контекста, а мы с вами их повторяем. Председатель парламента говорил, что Дума — это не та площадка, где надо проводить политические баталии, а место, где нужно заниматься конструктивной, эффективной законодательной деятельностью. И основная дискуссия разворачивается не в зале заседаний, а в комитетах при обсуждении того или иного законопроекта.
- Среди депутатов от Татарстана кто сегодня главный после ухода из Госдумы Олега Морозова?
- Руководитель татарстанской депутации - бывший мэр Альметьевска Ришат Абубакиров.
- Отставка Сердюкова с поста министра обороны и приход Шойгу как-то повлияют на заказы КАМАЗу? Какое ваше мнение по этим коррупционным скандалам? Что за этим стоит?
- Я считаю, что ситуация для автопрома не ухудшится, и эта ситуация связана не с назначением нового министра, а с принятием закона о гособоронзаказе.
Что касается отношения к коррупции, коррупционным скандалам… Коррупция — безобразное явление! Нужны свободная пресса, общественный контроль, всеобщее порицание этого явления. Сейчас в Думе идет работа над законопроектами «О парламентском контроле», «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» (новая редакция)», принят закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Все они имеют четкую антикоррупционную направленность.
«ПОЛИТИК ДУМАЕТ О СЛЕДУЮЩИХ ВЫБОРАХ,
А ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ – О СЛЕДУЮЩЕМ ПОКОЛЕНИИ»
- Как вы относитесь к участию депутатов Госдумы РФ в различных развлекательных шоу на телевидении? Вас приглашают? (Анастасия)
- Приглашают. Только не хожу - времени нет.
- Но пошли бы?
- На сегодня я была приглашена для участия в ток-шоу «Право голоса». Но я предпочла нашу с вами конференцию. Я с улыбкой отношусь к тому, что некоторые коллеги слишком явно демонстрируют свое желание пропиариться. Мне кажется, депутаты, бесспорно, народ начитанный и, конечно же, знакомы со словами Черчиля, который говорил, что любое упоминание в прессе, кроме некролога, - это хорошая реклама. Но мне все-таки больше нравится другое высказывание этого видного человека: «Государственный деятель отличается от политика тем, что политик думает о следующих выборах, а государственный деятель – о следующем поколении». Вот я бы хотела, чтобы мы старались быть государственными деятелями, а не людьми, озабоченными собственным пиаром.
- Как вы считаете, назначение многих видных татарстанцев на различные ключевые посты в России и в регионах - это определенный кредит доверия татарстанской команде, лоббистские способности Рустама Минниханова, или каждый из этих персон самостоятельно был замечен людьми из Московского Кремля? (Борис)
- И первое, и второе, и третье. На самом деле Казань и Татарстан по многим показателям - и по экономическому развитию, и по социальному уровню, и по межличностным взаимоотношениям, и по работе в государственных институтах, да и вообще просто по инвестиционному климату - находится на лидирующих позициях, за что спасибо каждому жителю Татарстана.
«ОДН – ЭТО ШИРМА, ЗА КОТОРОЙ ПРЯЧЕТСЯ ВОРОВСТВО С ОБЕИХ СТОРОН»
- Скажите, пожалуйста, когда отменят пресловутое постановление правительства, позволяющее управляющим компаниям ЖКХ втихомолку начислять так называемое ОДН? Почему является закрытой информация о расходе энергоносителей по каждой квартире и заселенным учреждениям? Это ведь тоже источник информации для принятия конкретных мер к бестолковым квартиросъемщикам. Предлагаю следующее: перед подписанием таких животрепещущих документов проводить открытые опросы населения, с обязательными комментариями по отклоненным предложениям. Интернет везде уже есть. (ИМ60)
- Моя позиция следующая: ОДН – это ширма, за которой прячется непрофессионализм УК, низкий уровень технологичности приборов управления и учета, воровство с обеих сторон, безразличие и беспомощность жильцов многоквартирных домов.
Сегодня средний уровень показателей ОДН по городу Набережные Челны – 20 процентов от общего потребления многоквартирного дома, для некоторых жильцов платежи за ОДН сопоставимы с расходами семьи. Это неприемлемо! Люди не должны оплачивать некомпетентность и алчность менеджмента управляющих компаний! Есть документированные свидетельства тому, что показатели ОДН не превышают по электроэнергии 2 процента, по водоснабжению - 8 процентов. Это пример УК «Махалля» по дому 39/19. И это практически в 10 раз меньше того, что предлагается оплачивать жильцам! Данный пример показывает, что платежи ОДН могут сократиться в разы, не вызывать раздражение жильцов и не дискредитировать руководство УК и города.
- На собственном опыте знаю, что существует большая разница между вузовским образованием и требованиями к молодому специалисту на производстве. Когда уже, наконец, нас начнут учить непосредственно тому, что с нас требует работодатель? (Эфенди)
- Вы правы, разрыв между потребностями рынка труда и системой образования огромен. К примеру, на «вхождение в профессию» молодые специалисты в России затрачивают год-полтора, тогда как в Европе – месяц-два. Но ситуация меняется, и в этих переменах большая заслуга работодателя.
Если брать пример автомпрома, то за последние два года автопроизводители разработали 21 профессиональный стандарт, где описаны квалификационные требования работодателя к специалисту. Далее минсоцразвития и минобрнауки необходимо обеспечить перевод профстандартов в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и основные образовательные программы (ООП), разработать типовые образовательные программы подготовки специалистов. Нужно не забыть о переподготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, ссузов. Эта актуальная тема обсуждалась на круглом столе в Думе. Я начала заниматься ею и буду информировать вас о результатах.
«УВЕРЕНА В УЛУЧШЕНИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГОВ»
- Я работаю в школе, и у нас сейчас только и разговоров, что о новом законе «Об образовании». Говорят, что надеяться на увеличение зарплат в обозримом будущем нам не стоит. Не могли бы вы подробнее рассказать про этот закон? (Любовь Михайловна)
- Очень даже стоит! Наоборот, впервые в законе «Об образовании» появляются нормы, которые обязывают работодателя выплачивать заработную плату педагогам не ниже средней по экономике региона. Я разделяю оптимизм республиканских властей о возможностях увеличения средней зарплаты по экономике республики в 2013 - 2014 годах, поэтому уверена в улучшении благосостояния педагогов.
- Каким образом можно заставить исполнять закон в Республике Татарстан? Практика показала, что путевку в санаторий ребенку-инвалиду нужно получить после решения суда, путевку в садик можно получить только после решения суда, справку о признании ребенка инвалидом можно получить только после оперативного эксперимента в бюро МСЭ, врачи поликлиники клинико-экспертную работу вообще не ведут. Кто и как требует в Госдуме соблюдения принятых ими законов? (Людмила)
- К сожалению, именно заставить чиновников исполнять закон поможет только их собственный страх быть уволенным после придания огласки какого-либо нарушения с их стороны. Людмила, мои рекомендации для получения путевки: первое - необходимо получить справку на получение путевки у своего участкового педиатра; второе - обратиться с заявлением в местное отделение фонда социального страхования и приложить эту справку, удостоверение инвалида и справку МСЭ; третье - в течение двух недель фонд сообщит о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Если третий пункт не выполняется, то обращайтесь ко мне, я постараюсь помочь.
- Как вам удается при такой большой ответственности и занятости уделять время своей семье, воспитывать троих детей, при этом никогда не повышать голос на подчиненных и прекрасно выглядеть? (Азизов Ирек)
- Если честно, то своим совмещением на сегодня я не очень довольна. Хочу в новом году дать себе задание - больше времени уделять семье, особенно маленькому ребенку. Кому-кому, а вот Максиму, которому будет четыре года только в январе, очень не хватает мамы. Пока, я думаю, у него есть ко мне свои детские претензии.
«ЕДИНСТВЕННАЯ ТАТАРСТАНСКАЯ ГАЗЕТА, КОТОРУЮ Я ЧИТАЮ,
ЭТО «БИЗНЕС ONLINE»
- Читаете ли вы газету «БИЗНЕС Online»? Как часто? Что думаете о ней?
- Вам понравится мой ответ, так что даже боюсь его произносить… Единственная татарстанская газета, которую я читаю, это «БИЗНЕС Online». Все остальное - издания федерального уровня. Есть у меня перечень, так сказать, must have.
- А как часто удается читать?
- Каждый день.
- У вас, как у читателя, есть претензии или пожелания к редакции?
- Если бы были претензии, я бы их высказала. А пожелания есть. Мне очень понравилось, что вы сегодня продемонстрировали знание тех вопросов, которые задаете. То есть вы не для галочки сюда пришли, чтобы с депутатом провести конференцию. Вы эти вопросы изучали, они для вас важны. Мне бы хотелось, чтобы все вопросы, которые связаны с жизнедеятельностью республики, с нашим мироустройством, вас волновали. Это профессиональные пожелания.
- Если журналистов перестанут волновать вопросы, то умрет газета… Альфия Гумаровна, мы договорились, что минимум через полгода встречаемся у нас в редакции и говорим предметно о тех законопроектах, которые удалось пустить в жизнь?
- Это хорошо. Но у меня есть предложение. Я уверена, что качество нашей дискуссии будет совершенно на другом уровне, если мы, депутаты, придем вместе. Тогда мы с вами сможем обсудить всю палитру волнующих вопросов. И тогда это будет профессиональный диалог по всем вопросам жизнедеятельности. И не будет отраслевого перекоса. Если вы концепт сформируете, я готова вам помочь в его реализации.
- Конечно, нам интересно ваше предложение. Спасибо за интересный разговор. Вы очень хорошо говорите – с аппетитом, вас приятно слушать.
- Скажу по секрету - я с аппетитом живу! Я люблю жизнь и тех, кто находится рядом. Спасибо вам! Мне было интересно, и я с удовольствием провела эти два часа с вами в нашей виртуальной студии. До новых встреч!
- Успехов вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.