МАСТЕР-ПЛАН НА СМЕНУ ГЕНПЛАНУ

Мэр Москвы Сергей Собянин на днях своим распоряжением создал новый проектный институт – институт Градплан Москвы. Его основной задачей станет способствование «повышению эффективности градостроительного планирования развития столицы», разработка мастер-плана столицы.

Газета РБК Daily со ссылкой на свои источники указывает, что новое учреждение будет координировать градостроительную деятельность, заниматься формированием и распределением горзаказа в проектной сфере, а также ему могут делегировать «полномочия Москомархитектуры как госзаказчика — распорядителя бюджетных средств». В то же время Градплан сможет выполнять эти подряды, получая госзаказ без конкурса. Оставаясь под ведомством Москомархитектуры (последнюю, как известно, также недавно постигли преобразования: была разделена административная должность главы Москомархитектуры и должность главного архитектора Москвы, которые ранее были совмещеныприм. ред.), новый институт может стать влиятельной структурой. Организационно на создание института может уйти несколько месяцев.

Столичные эксперты считают, что появление Градплана может привести к ликвидации его предшественника – Научно-исследовательского и проектного института генплана Москвы, который был постоянно в зоне критики после смены городской власти Москвы. От лужковского наследия столицу должна была освободить приглашенная команда варягов во главе с татарстанским экс-министром строительства РТ Маратом Хуснуллиным. Рецепт Собянин увидел в так называемом мастер-плане, который станет расширенной версией генплана. Об этом было заявлено в декабре прошлого года на II Московском урбанистическом форуме. И вот сразу за обсуждением появляется документ за подписью Собянина о создании нового НИИ Градплан. Планируется, что в новый институт будут приглашены иностранные специалисты в области мастер-планирования. Настоящей сенсацией стало имя нового руководителя Градплана – 28-летней Каримы Нигматуллиной, первого заместителя Эрнста Мавлютова.

ПОХВАЛА ГЕЙТСА

Появление Нигматуллиной в апреле 2011 года в институте генплана Москвы, где ей сразу дали разрабатывать тему Новой Москвы, также стало предметом скрытого недовольства специалистов. В частности, возмущение вызывало отсутствие у Нигматуллиной градостроительного образования.

Карима является дочерью академика Роберта Нигматуллина. Последнего прекрасно знают в Татарстане – он, например, выступал на национальные темы на проходившем в конце минувшего года V съезде Всемирного конгресса татар. Нигматуллин - академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, директор Института Океанологии РАН. Ранее почти 10 лет был президентом академии наук Башкортостана, а также депутатом Госсобрания Республики Башкортостан, в 1999 году был избран депутатом Госдумы.

Журнал Forbes рассказал о Нигматуллиной как об одном из примеров успешной социализации женщин в американской науке. «Такие люди, как она, восхищают меня. Они могли бы заниматься бизнесом и зарабатывать огромные состояния, но выбирают науку и в результате делают нечто очень значительное и полезное для человечества», - охарактеризовал Нигматуллину основатель «Майкрософт» Билл Гейтс.

В США Карима попала вместе с семьей, когда ее отца, советского академика, пригласили в Штаты вести научный проект совместно с американскими коллегами. Здесь Карима поступила в школу Albany Academy for Girls, престижное учебное заведение для девочек. Параллельно она экстерном училась в российской гимназии. Затем она поступает на бюджетной основе в Принстонский университет, который заканчивает за три года вместо положенных четырех. После Принстона — аспирантура MIT (Массачусетский институт технологии), где Карима защитила докторскую по прикладной математике. Тема ее диссертации - математическое моделирование распространения инфекционных заболеваний. Одновременно с этим Нигматуллина работала в консалтинговой фирме в Бостоне, в российской инвестиционной компании, в Лос-Аламосовской национальной лаборатории, разрабатывала видеолекции для MIT Blossoms и преподавала в MIT. После аспирантуры MIT Кариму пригласили в Intellectual Ventures, где она курировала один из проектов, который из личных средств финансировал Гейтс.

В 2011 году Нигматуллина говорит журналистам Forbes, что не исключает возможности возвращения в Россию. В апреле она становится заместителем директора ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт генплана Москвы», руководителем НПО «Экономического и математического моделирования Московской агломерации». А уже с 24 августа 2012 года – первый заместитель директора института генплана Москвы. Сам Мавлютов считал своим удачным кадровым приобретением появление ученицы Гейтса в московском НИИ.

«УХОД МАВЛЮТОВА – ЭТО СЛУХИ»

Отметим, что в конце прошлого года в отраслевой федеральной прессе появилась информация о возможном уходе Мавлютова с поста директора Научно-исследовательского и проектного института генплана Москвы. Его сменщицей называлась как раз Нигматуллина.

В самом институте газете «БИЗНЕС Online» заявили, что Мавлютов до 21 января в отпуске. Застать на месте Нигматуллину также не удалось. Но корреспонденту нашего издания удалось найти первого заместителя Мавлютова - Олега Григорьева (кстати, также выходец из Казани, достаточно долго проработавший в структурах Госкомархстроя РТ).

- Нигматуллина остается в нашем институте до времени создания нового ГАУ. Принято решение, подписаны соответствующие документы, но формально он еще не создан. Должен пройти нормативный срок, чтобы получить все положенные регалии – счет в банке, регистрацию в налоговой службе и так далее, - рассказал Григорьев. - В дальнейшем создаваемый и наш институт будут работать в плотном контакте. Ажиотаж, который поднимается вокруг всего этого, не совсем уместен. То, что говорится об уходе со своего поста Эрнста Мавлютова, - пока это все слухи.

Напомним, что Мавлютов, который с февраля 2005 года по сентябрь 2009 года был главным архитектором Казани, но ушел в отставку после серии градостроительных ошибок, возглавил Научно-исследовательский и проектный институт генплана Москвы в феврале 2011 года.

«ЧЕМУ В США УЧИЛАСЬ НИГМАТУЛЛИНА? КРОЙКЕ И ШИТЬЮ?»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила мнение экспертов о создании нового института и назначении Нигматуллиной на должность директора Градплана.

Александр Дембич - завкафедрой градостроительства, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:

- Последний раз я видел Мавлютова осенью, и тогда он был доволен жизнью и не собирался никуда уходить. Он не так много проработал на этой должности. Москва – не простой объект для проектирования. Чтобы серьезно осуществлять работу по руководству такого специализированного института, который занимается развитием Москвы, надо не просто хорошо себе представлять, что такое градостроительная документация, но и представлять, какие тенденции ощущаются в развитии столицы. За время, которое он находится на этой должности, это невозможно. Я знаю многих сотрудников этого института, которые работают там десятилетиями, и мало кто из них может похвастаться глубоким знанием предмета. За такой короткий срок мало кто сможет охарактеризовать Мавлютова как градостроителя по подготовке материалов для Москвы.

В Казани ему было попроще, он жил и работал здесь много лет. Градостроительство – очень специфическая сфера деятельности. Все, кто думают, что архитектура и градостроительство – близкие виды работ, очень ошибаются. Это разные виды деятельности. На самом деле, главный архитектор без специальной подготовки не может себя реализовать как серьезный градостроитель. Это не каждому дано. Вряд ли Мавлютов мог себя проявить как серьезный градостроитель. Организационно он, вероятно, что-то смог там сделать, но не более.

Я очень сильно сомневаюсь, что нужен новый институт. Это показывает, что власти Москвы не доверяют «НИ и ПИ Генплана Москвы» и пытаются создать некую новую структуру. Нигматуллину приглашают на эту работу как руководителя, что тоже для меня странно. У нее нет глубоких знаний по Москве, чтобы содержательно руководить этой работой. Администратором может быть, но, насколько мне известно, она не такой уж замечательный администратор. Москва имеет хорошие кадры, те же Юсин (Георгий Юсин - директор центра развития нормативной базы градостроительстваприм. ред.), Баевский (Олег Баевский - заместитель директора, руководитель Научно-проектного объединения «Территориального планирования» Института генплана Москвы - прим. ред.), которые работают достаточно долго и могут сделать все, что нужно городу. Надо умело использовать кадры, а не создавать институт, который будет долго собирать кадры и проводить другую подобную работу.

Виктор Токарев - генеральный директор "Ас-Ком":

- Я не хочу давать личностные оценки Мавлютову, могу дать профессиональную оценку, однако сейчас не могу вспомнить какие-либо его объекты.

В силу недостатка информации меня удивляет ситуация с созданием нового института. Это солидный институт с историей, я его знаю, у него богатые научные наработки, мощный кадровый и научный потенциал. Поэтому создание новой структуры очень удивляет. Возникает вопрос: неужели в таком случае прекращает существование институт генплана? Зачем создавать институт, если институт уже есть?

Я вообще не знаю такого градостроителя с фамилией Нигматуллина. Она училась в Америке, но непонятно чему: экономике, градостроительству или кройке и шитью? Единственное: я знаю, что у нее нет практики по урбанистике. Как можно возглавить институт, который должен заниматься урбанистикой и градостроительством, не имея знаний и опыта в этой области? Это странно. Меня такие события не радуют, и складывается ощущение, что они носят не профессиональный, а конъюнктурный характер. Логичнее было бы, если бы институт возглавил Блинкин – известный транспортник. Отношусь к созданию нового института отрицательно.