- Рустем, премия, которою учредили в рамках академической выставки «Красные ворота», оказалась намного меньше обещанной. Что за история с ней произошла?
- История следующая. Образовался новый союз – творческий союз художников России, это как бы альтернатива старому союзу. Председатель этого союза Ильгизар Самакаев объявил нам, что будет проводиться выставка «Красные ворота», это академическая выставка, попасть в число ее участников очень сложно, но нам, новым членам, дают своего рода бонус – мы можем в ней поучаствовать. Надо отправить фотографии работ комиссии, и возможно, кто-то даже сможет получить премию.
- Вы фотографии отправили, как я понимаю.
- Отправил, о премии даже не думал. Отправил потому, что я был одним из участников этого нового творческого союза. На одном из следующих собраний этого союза я узнал, что буду участником выставки и даже получаю награду в номинации «Лучший художник-педагог». Причем первую премию. Конечно, мне было приятно, потому что, сколько я живу в Татарстане, никогда никаких премий не получал и внимания со стороны министерства культуры не чувствовал. А тут вдруг – такая премия.
- И какая сумма была обещана?
- 150 тысяч, я даже позже зашел на сайт этого союза и убедился, что не ошибался – на сайте стоит именно эта цифра.
- А сколько вы получили в реальности?
- 65 тысяч. Премии вручали в галерее «Марс» в Москве, нас туда вызвали. Премии за педагогическую работу получила еще и художник-педагог из Казани Вера Карасева, она график. В «Марсе» в это время отмечалось завершение передвижной выставки «Красные ворота», которая проходила в нескольких городах и заезжала в Казань.
- Вы получили деньги в конвертах?
- В конвертах. Мы нигде не расписывались, когда я открыл конверт, то увидел там всего 65 тысяч рублей. У Веры была такая же сумма. Честно говоря, мы были изумлены, подвоха со стороны устроителей мы не ожидали.
«СКАЗАЛИ, ЧТО СПОНСОРСКИЕ ДЕНЬГИ НЕ ПРИШЛИ»
- Вы как-то объяснились с организаторами «Красных ворот»?
- Когда шок прошел, я подошел к директору музея ИЗО РТ Розалие Нургалеевой, она была одним из членов комиссии, но она ничего не знала. Остальные члены комиссии были заняты, так что Москве мне узнать ничего не удалось. Уже в Казани я спросил у Самакаева, он сам был расстроен и сказал, что деньги от спонсоров не дошли, плюс налоги, но это объяснение меня мало утешило. Разочарование было большое, потому что такие вещи дискредитируют и саму премию, и ее организаторов. Еще одно разочарование – на выставку взяли не самые лучшие работы. Это было мое впечатление и от выставки в Казани, и от завершающей части в Москве.
- Что вы вообще можете сказать об уровне работ на этой академической выставке?
- Конечно, мне могут сказать, что искусство – вещь субъективная, и на вкус и цвет товарища нет. Но я живописью занимаюсь 22 года, 15 лет я только учился – в художественной школе, в училище, в академии живописи, зодчества и ваяния. Я хорошо знаю историю искусства, мы ее постоянно штудировали, мы изучали и современное искусство. Хотя меня интересовало всегда реалистическое направление.
- Вы ученик Ильи Сергеевича Глазунова, это понятно.
- К Глазунову я попал случайно. Хотел поступать в Суриковский институт, но мне понравилась дисциплина, которая есть в академии у Ильи Сергеевича. В академии идеальный порядок. И я не пожалел, в академии учатся очень одаренные ребята, так что обучают не только педагоги, но и однокурсники. Так вот, я считаю, что наиболее близко стоящее к народу искусство – это реалистическое. Цель и задача художника, она и познавательная, и просветительская. Ты не сможешь воспитать тот или иной взгляд в обществе, если твой почерк будет непонятен. Реалистическое искусство дает возможность абсолютно неподготовленным людям увидеть красоту в круглом яблоке, в увядающей листве, в закате… Если все это в неискаженном виде изображено на твоей картине, у зрителя пробуждаются положительные эмоции.
- А какова, на ваш взгляд, задача художника-реалиста?
- Самоустраниться. Твоего эго между красотой, которую ты транслируешь, и зрителем не должно быть. На этом принципе строятся все великие достижения в реалистическом искусстве. На одной из выставок, о которых мы с вами говорим, я слушал, как искусствоведы говорили о том, как провинция обделена новаторскими поисками поп-арта, что провинции не хватает свежего воздуха, она застоялась. Моему возмущению не было предела, потому что я смотрю на эти вещи по-другому.
«В ИСКУССТВЕ ЕСТЬ ДВА ПУТИ»
- А как?
- В искусстве, которое является одним из самых сильных средств познания мира, есть два пути. Не надо путать сознание людей разного рода измами. Это все неважно. Есть два пути, повторюсь. Первый путь – это путь самозабвения и самоустранения. Это путь воспитания души человека. Помните у Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться…» Душа действительно обязана трудиться. В этом смысле творчество – это путь борьбы с самим собой. Так как мир обновляется Всевышним постоянно, возобновляется энергия солнца и ветра, многообразие этому пути гарантировано. У этого пути есть начало и нет конца. Это путь равновесия и упорядочения. На этом пути у человека роль архитектора вселенной. А это невозможно без внутренней дисциплины и порядка. Главную роль я в этом отвожу религии, устанавливающей критерии человеческой жизни. Отношения человека и создателя – это одна из основных тем в искусстве. Их всего три – это отношения человека и Всевышнего, человека и человека, человека и вселенной. На основе этих тем выстраиваются все темы в искусстве.
- А второй путь?
- Это самоутверждение. Возвеличение себя. Это путь раздора и хаоса. Хаос выплескивается, и человек живет по принципу «чем хуже – тем лучше». Здесь нет морали, мораль и традиции воспринимаются как препятствие к развитию таланта. У этого пути нет созидательной цели, констатируется темная сторона жизни. Да, есть два пути, и выбор за человеком. Ни один нормальный человек не предпочтет грязную воду чистой родниковой или генномодифицированные огурцы огурцам с огорода бабушки Ани. Нельзя недооценивать роль искусства в нашей жизни. О состоянии общества можно судить по состоянию современного искусства.
«Я ВЫХОЖУ ИЗ ЭТОГО СОЮЗА»
- Как сейчас будут складываться ваши отношения с этим творческим союзом?
- Я принял для себя решение: я из него выхожу. Потому что, возвращаясь к той выставке, скажу, что художник должен быть ответственным за то, что он выплескивает на холст. У нас есть ответственность и перед зрителями, и перед Всевышним. А на этой выставке я не увидел этого. Там было огромное количество работ, которые загоняют человека в тупик. Наш мир и так тяжел, мы должны нести людям позитив, открывать двери, давать перспективу. Зачем человека заземлять, насаждать бездуховность?
- За это небольшое количество денег, что вы получили, перед вами не извинились?
- Нет. Недавно я опять говорил с Ильгизаром Самакаевым, и он уже сказал, что эти премии просто поделили одну на двоих.
- Что-то все равно в цифрах не сходится и в первоначальных объяснениях тоже.
- Главное, что мы эту премию не просили.
- Какова ваша версия событий: не рассчитали деньги, изначально был обман?
- Когда я просмотрел выставку, послушал искусствоведов, посмотрел, как все было организовано в Москве, у меня сложилось впечатление, что людей там, кроме фуршета, ничего не интересовало. Мы стояли в толпе, где раздавались премии, регалии, звания, но настоящего искусства не было.
- В этом новом творческом союзе в Татарстане много художников?
- Наверное, около 60. Тем, кого я привлек, я уже позвонил и сказал, что их вступительные взносы, если они выйдут, я верну им из своих денег. Это нонсенс: в одном союзе не могут состоять волки и ягнята. Союз декларирует, что поддерживает академическое искусство, но все его выставки свидетельствуют о другом. Та выставка, что прошла в Казани, показала, что отношение к реалистам было как к бедным родственникам. Выставили не самые лучшие наши работы и дали нам не самое лучшее место в экспозиции. Лучшие места были отданы огромным концептуальным полотнам. Это и не удивительно, делать концепцию выставки было поручено представителю поп-арта. При организации таких выставок все должно быть справедливо, все должны быть в равных условиях. Зрители сам должны выбирать, что им ближе. На выставке, которая была привезена в Казань, была очень сильная энергия разрушения. Какая-то свалка искалеченных человеческих душ. Но ведь «Хазинэ» - это не свалка. Но мне все-таки хочется надеяться, что настоящему успеху в искусстве способствуют не премии и звания, а творчество. И служба истине.
Справка Рустем Хузин родился в Уфе в 1975 году, закончил художественную школу, затем художественное училище в Пензе. Выпускник академии живописи, зодчества и ваяния, три года стажировался у народного художника Хариса Якупова. Преподавал в Казанском художественном училище, сейчас – свободный художник. «Красные ворота» дважды побывали в Татарстане. Принцип работы этой передвижной выставки такой: участвуют все федеральные округа, выставка проводится в каждом отдельном округе своя. Она переезжает из города в город, при этом прирастая работами местных авторов. Плюс к ним в качестве константы добавляются работы академиков. Выставка включена в организационно-финансовый план мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)». Для поднятия статуса волжских городов как крупных культурных центров в трех регионах Приволжья были учреждены премии имени выдающихся художников-просветителей: Кузьмы Петрова-Водкина в Саратове - за инновации в академическом искусстве, Ильи Репина в Тольятти - за актуальность в академическом искусстве, Николая Фешина в Казани - за пластические достоинства в академическом искусстве. Премия имени Павла Чистякова за достижения в художественном образовании вручалась в Москве. Генеральный спонсор конкурса – президент банка «ГЛОБЭКС» Виталий Вавилин. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.