460-4.jpg
Скоро парковка на Театральной может стать платной

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ВЫРАСТЕТ НА 8%

Напомним, что с идеей создания платных парковок вдоль дорог на последнем заседании Казгордумы выступил вице-премьер Асгат Сафаров. По его мнению, это необходимо не только для увеличения пропускной способности дорог, но и в антитеррористических целях.

При этом был упомянут опыт Москвы, где подобный проект реализуется с 1 ноября 2012 года и официально признан успешным. За первые три месяца власти собрали в городскую казну 5,5 млн. рублей, направив их на благоустройство территории и ремонт подъездов. Но главное – скорость движения на прилегающих улицах выросла на 8%. Сегодня парковки действуют в некоторых районах Бульварного кольца, но в следующем году власти намерены распространить его на кольцо полностью. Тариф за пользование городскими стоянками, которые можно оплатить через паркоматы и SMS-сообщение, составляет 50 рублей в час, при этом местные жители и инвалиды могут парковаться бесплатно с 20:00 до 8:00, в остальное время для них введен годовой абонемент на парковку стоимостью 3 тыс. рублей в год.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АВТОМОБИЛИ НЕ НЕСЕМ

Теперь бюрократическая машина по созданию таких паркингов завертелась и в Казани. В опубликованном постановлении расписан порядок создания, использования, функционирования парковки, права и обязанности работников и водителей и т.п.

Судя по документу, парковку нужно будет оплачивать авансом на выбранный срок, размещая полученный чек на лобовом стекле для контроля. Способ оплаты пока не ясен, он будет зависеть от возможностей паркомата: либо наличные, либо одноразовые смарт-карты, либо пластик, либо мобильник. 10% мест, в соответствии с законом, будет зарезервировано для инвалидов, вдобавок они смогут пользоваться стоянкой бесплатно.

За порядком будет следить специальный работник - инспектор. Если оплаченное время истекло, он вправе заблокировать машину и не выпускать со стоянки.

460-3.jpg
Разработчики постановления уверены, что скорость движения на дорогах возрастет, так как не будут мешать кое-как припаркованные машины

Помимо паркомата на парковке обязательно должен быть установлен информационный щит и опционально – система видеонаблюдения. При этом в положении особо оговаривается, что никакой ответственности за сохранность автомобиля и вещей в нем парковка не несет. Работать муниципальные паркинги будут почти круглые сутки с перерывами в 4 - 6 часов на техническое обслуживание, например уборку снега.

Заниматься проектом будет специальная комиссия, состав которой также утвержден постановлением. Возглавил ее Рустам Нигматуллин - первый заместитель руководителя исполкома по экономике, транспорту, земельным и имущественным вопросам.

Интересно, что непосредственными операторами парковок теоретически может стать и частный бизнес – дорожные участки обещают выставляться на открытый конкурс согласно закону №94-ФЗ.

10 ТЫСЯЧ ЗА МАШИНО-МЕСТО

Впрочем, от появления бумаги до появления первой платной дороги – целый путь. Некоторые детали проекта газете «БИЗНЕС Online» сегодня прокомментировал Марат Хисамутдинов - зампредседателя комитета по транспорту исполкома Казани.

Скорее всего, первым испытательным полигоном станет ул. Театральная. Прорабатываются также варианты по ул. Дзержинского со стороны минстроя, по ул. Университетская, Салимжанова, но окончательного решения пока нет.

460-2.jpg
Стоимость парковки пока не определена, но речь идет о средних для Казани цифрах в 20 - 50 рублей в час

Кейс с ул. Театральная пока выглядит не слишком вдохновляюще. На обустройство 22 машино-мест общей площадью 412 кв. м нужно 2,7 млн. рублей. При этом ежемесячные расходы составят 213 тыс. рублей, то есть почти 10 тыс. рублей на одно место в месяц. В расходную часть входят выплаты за оборудование, зарплата сотрудников и обслуживание. Если обойтись без столбиков, на обустройство хватит 730 тыс. рублей, расходы снизятся до 183 тыс. в месяц. Но возникает проблема учета и контроля за самим инспектором.

Стоимость парковки пока не определена, но речь идет о средних для Казани цифрах в 20 - 50 рублей в час. Не смог Хисамутдинов назвать и точные сроки запуска проекта, сославшись на то, что все будет зависеть от выделения бюджетных средств. С уверенностью можно сказать, что это произойдет до Универсиады.

В КАЗАНИ НАСТАЛ ЧАС ИКС

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online», многие из которых знакомы с зарубежным опытом, поддерживают стремление упорядочить парковку, но сомневаются в том, что в Казани проект будет успешен.

Марат Бикмуллин - директор ООО «Информационные системы»:

- Я поддерживаю это решение нашей гордумы. Более того, будучи депутатом, я неоднократно предлагал сделать подобные парковки в городе. Это существенно сможет пополнить бюджет города и будет мерой естественного регулирования для большого количества транспорта в городе. Цена, считаю, должна быть 50 рублей в час. Автомобиль - вообще, это недешевое удовольствие. Мне знаком опыт Москвы и Европы - там люди привыкли к платной парковке вдоль дорог и не жалуются на это.

Также считаю, что въезд в центр города должен быть платным. Но вместе с тем необходимо улучшить общественный транспорт, чтобы пассажирские перевозки смогли осуществлять те, кто сможет пройти лицензирование по своему транспорту. Те автобусы, которые сейчас в городе, не слишком комфортны для пассажиров. Есть бизнес, который готов вкладывать деньги, но он не хочет быть зависимым от чиновников. Если общественный транспорт будет как в Европе, то очень многие пересели бы на автобусы. Очень многие приобретают автомобиль, потому что добираться с окраин города очень проблематично на общественном транспорте. Отсюда и большое количество пробок в городе, и невозможность припарковаться. Ситуация с парковками - это только часть системных мероприятий.

Сергей Чернов - заместитель генерального директора «КАН Авто»:

- Как платная парковка вдоль дорог сможет привести к разгрузке транспортного потока? Люди как не хотели платить за парковку, так и не будут. Если сейчас проехать по казанским дорогам, легко заметить, что снег не убирается. Вдоль проезжей части – сугробы. Как туда еще автомобили припарковать? К тому же все дороги имеют автобусную полосу. За счет чего выделят места под парковку? Получается, автобусную полосу придется смещать, что приведет к сужению дороги для частного транспорта.

Фактически на сегодня все нововведения ущемляют права автовладельцев. Делайте платные парковки как раньше, где убирается территория и есть охрана. Раньше месячный абонемент стоил 1,2 тысячи рублей в месяц. Это оптимальная цена за парковку, на которой не боишься, что днище авто будет цепляться за ледяные торосы. Что касается центра города, то вопрос очень сложный. Многоуровневые паркинги – это выход. Однако стоимость земли в центре Казани не позволит окупить застройщику затраты на строительство.

Неоднократно бывал в Нью-Йорке. Там в карманах вдоль дороги построены многоярусные подъемники. Если стоянка длительная, ставишь на верхний ярус. Отдаешь ключи парковщику, он авто отгоняет. Нежелание казанцев платить за парковки объяснимо. За что платить? За парковки, расположенные в неудобных местах в центре города? За эту плату автовладелец должен получить охрану и убранную территорию.

460.jpg
Непосредственными операторами парковок теоретически может стать и частный бизнес – дорожные участки обещают выставляться на открытый конкурс

Ильдус Янышев - депутат Казгордумы:

- Я очень часто пользуюсь за рубежом автомобилями и являюсь свидетелем того, что практически в каждом городе их центральные части являются недоступными для парковки автомобилей или парковка на этих участках платная. Считаю, что в Казани настал тот час икс, когда необходимо ограничить хаотическую парковку автомобилей и сделать ее организованной. Для этого есть только два регулятора - либо полный запрет парковки, либо платная парковка. Парковка автомобилей в центре города, я считаю, - привилегия, за которую нужно платить. Пора уже отказаться от этого коммунистического подхода, что все общее и можно пользоваться природными ресурсами и землей бесплатно. Считаю, что результат этого положения будет. Это подтверждено практикой многих городов Европы.

Если говорить о цене, то здесь нужно будет сформировать категории дорог. Есть дорогие места, в исторической части города, например. Думаю, если в Европе плата составляет евро в час, то с учетом наших зарплат цена должна быть в два раза меньше. Думаю, на менее загруженных участках парковка должна стоить 10 рублей в час, на более затрудненных - рублей 20. Собранные средства пойдут в бюджет, надеюсь, что депутаты смогут достойно распорядиться этими деньгами, чтобы улучшить инфраструктуру города. Это абсолютно ненормально, когда в городе-миллионнике вообще нет организованных парковок в центре города, пора эту проблему решать. За комфорт нужно платить.

Рамиль Хайруллин - региональный представитель ФАР в РТ:

- Эти меры разгрузят дороги. Мы высылали предложение мэрии Казани о нарезке дополнительных карманов в центре города для парковки вдоль дорог, где это позволяет сделать ширина тротуара. Однако мы просили, чтобы тарификация такой парковки была поминутной. Понятно, человеку, приехавшему на 10 минут по делам, мало удовольствия платить за целый час или искать парковочную площадку в округе. Установка паркоматов – процесс постепенный, сейчас их попросту будут портить и выворачивать. Конечно, их можно начинать монтировать, но за ними должен кто-то следить. Сейчас важно прививать культуру парковки, и высокие тарифы этому не способствуют. Сейчас тарифы должны быть щадящими.

Мы уже видим негативную сторону тарифной политики – паркинг у станции метро "Проспект Победы" признан неэффективным. Люди туда не едут: цены задрали и думают, что водители за 30 - 40 рублей в час поставят свои автомобили. Сейчас важно приучить к платной парковке, сделать тариф пять рублей в час, а потом постепенно повышать стоимость.

К тому же информация о парковочных площадках не размещена на улицах города. Должны быть указатели с адресами парковок, с минимумом информации: адрес ближайших парковок, количество мест.

Никаких приоритетов в вопросе, выгодны эти парковки городу или не выгодны, автомобилистам быть не должно. От автомобилизации сейчас никуда не деться. Необходимо решать проблему в комплексе. Недавно мы сделали приоритетным общественный транспорт – стали возникать только заторы из-за сужения проезжей части. Необходимо, чтобы хорошо было всем, пусть по чуть-чуть, а не так, что одному хорошо, а всем плохо.

Сергей Пасечник – генеральный директор "Компаньон СП":

- Во всех мировых туристических столицах проблема с парковками в центре города решена. Самый жесткий вариант - в Лондоне. Там автомобили с четными номерами могут парковаться в четные дни, с нечетными номерами, соответственно, в нечетные. Также продаются абонементы на весь год с правом парковаться в каком-то определенном районе.

Я не против того, чтобы в центре были платные парковки вдоль дорог, чтобы стояли аппараты, с помощью которых можно было бы арендовать парковочное место. Прежде всего, такие парковки нужны там, где есть исторические памятники, зоны променада и большие магазины. Хотя, мне кажется, автобусные полосы и без того лишили права оставлять машины вдоль дорог.

Адекватной ценой может стать 100 рублей в день за парковку. Думаю, это положение уже в ближайшее время будет реализовано, потому что ГИББДД всегда удается быстро ввести те меры, которые позволяют получать средства с автомобилистов.

На самом деле, я не считаю, что Казань очень сильно перегружена сейчас. Проблему это можно решить, прежде всего, строительством новых развязок и светофорным урегулированием.

Петр Шкуматов - лидер автомобильного общества «Синие ведерки»:

- Власти Москвы рапортуют о том, что опыт по созданию платных парковочных мест успешный, но в автомобильном сообществе эта инициатива московских властей воспринимается крайне неоднозначно. Людям продают автомобили по цене в два раза дороже, чем они стоят в тех же самых США, но дорожной инфраструктуры не появляется. Поэтому такие меры воспринимаются исключительно как дискриминационные. Среди автомобилистов зреет протест. Думаю, что максимум, к чему привели эти меры, - больше автомобилей появилось с грязными, нечитаемыми номерами… Грубо говоря, люди в Москве как минимум не восприняли эти инициативы как легитимные.

Что касается дорожной сети, я несколько дней назад проезжал в зоне платной парковки - там ничего не изменилось. Все как было, так и осталось, ну, может быть, чуть-чуть получше.

Сергей Удод - генеральный директор автодрома Kazanring:

- Платная парковка вдоль дорог, скорее всего, не приживется. Это, скорее, политический ход. Не приживется из-за организационно-финансовых обстоятельств. Любая парковка требует содержания. Мое мнение, что доходы подобных парковок не будут покрывать расходы на их обслуживание. Я разговариваю с вами, находясь на неорганизованной парковке в центре города, и вижу, что такие территории требуется очищать от мусора и снега. Расходы на персонал, уборку, постоянный контроль будут выше доходов.

О ценах паркинга однозначного мнения нет. С одной стороны, в торговых центрах эта сумма оправдана. Например, в ТЦ «Кольцо» 50 рублей за четыре часа - это не так дорого.

Вообще, я человек иногородний, поэтому могу сказать, что по сравнению с другими городами проблема паркинга в Казани, действительно, острая. Но она решается. Могу сравнивать с Омском - моим родным городом, Астаной, Москвой.

В Москве также есть платная парковка вдоль дорог, но там это больше политики, чем реальной отдачи. В Астане город строится в чистом поле, и там гораздо больше возможностей для организации парковки вдоль дорог, но там по сравнению с Казанью паркингов значительно меньше. В Омске проблема парковки вообще не решается. Историческая часть города меньше, чем в Казани, и проблема с паркингом в центре не такая острая, как здесь. Многоуровневых парковок в Омске нет.

Илья Лежава - заведующий кафедрой градостроительства Государственной академии «Московский архитектурный институт»:

- Платные парковки, безусловно, нужны. Ограниченный или платный въезд в центр города для машин, не имеющих соответствующего разрешения, - это довольно распространенная практика во многих странах. Еще необходима более активная работа органов власти и ГИБДД - на улице достаточно поставить одного инспектора, чтобы в центре не ставили машины в три ряда. Необходимо убрать весь транзитный транспорт через центр. Даже переезд чиновников ничего не изменит, поскольку основной трафик машин в Москве - это магазины и рестораны.

Справка

Состав комиссии по вопросам создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Казани:

Р.К.Нигматуллин - председатель комиссии, первый заместитель руководителя исполнительного комитета г.Казани;
А.К.Абдулхаков - заместитель председателя комиссии, председатель комитета по транспорту исполнительного комитета г.Казани;
М.Н.Хисамутдинов - секретарь комиссии, заместитель председателя комитета по транспорту исполнительного комитета г.Казани.

Члены комиссии:

В.И.Яковлев - заместитель руководителя аппарата исполнительного комитета г.Казани - начальник правового управления;
В.М.Фомин - начальник управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г.Казани;
С.В.Ватанин - председатель комитета экономического развития аппарата исполнительного комитета г.Казани;
И.В.Куляжев - председатель комитета внешнего благоустройства исполнительного комитета г.Казани;
Р.А.Ибрагимов - начальник ОГИБДД управления МВД РФ по г.Казани (по согласованию);
И.Н.Сабиров - начальник центрального территориального управления министерства экологии и природных ресурсов РТ.