ПРИЧИНА ПЕРВАЯ: ГЕРГИЕВ СНОВА С НАМИ

Похоже, что приезд знаменитого дирижера Валерия Гергиева в Казань на фестиваль им. Шаляпина - вещь уже традиционная. Фестиваль поменял свою модель и стал теперь не только «фестивалем голосов», но и фестивалем спектаклей. В прошлом году ажиотаж был вокруг «Очарованного странника» Алексея Степанюка, в этом году Гергиев привозит премьеру оперы Жоржа Массне «Дон Кихот». Это один из самых последних спектаклей Мариинского театра, в Петербурге его играли всего дважды перед Новым годом, и третий премьерный спектакль состоится как раз в Казани. Кстати, опера писалась специально для Федора Шаляпина, и партия Дон Кихота стала одной из лучших в его репертуаре. За дирижерским пультом, естественно, мы сможем увидеть самого маэстро Гергиева.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ: ВПЕРВЫЕ В КАЗАНИ АКАДЕМИЯ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

Впервые в истории фестиваля им. Шаляпина весь гала-концерт отдан академии при Мариинском театре. Эта академия – «кузница кадров» для российской и мировой оперных сцен. Два гала-концерта должны стать украшением фестиваля им. Шаляпина. Приезд академии можно рассматривать как бонус от Гергиева, ведь руководит академией его старшая сестра Лариса Абисаловна. Весь вечер на сцене будет оркестр нашего оперного театра, а дирижеры за пультом будут сменять один другого. Вести гала-концерт доверено вести Святославу Бэлзе, что само по себе говорит о высоком уровне представления.

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ: ЕГИПЕТСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК В ПОСТАНОВКЕ «МАСОЧНОГО» РЕЖИССЕРА

Фестиваль откроется премьерой, что также уже стало традицией. На сей раз это опера Джузеппе Верди «Аида». В любовном треугольнике Радамес - Аида - Амнерис разбирается один из самых титулованных режиссеров страны Юрий Александров. Четверть века он прослужил в Мариинском театре, сейчас руководит собственной труппой, но ставит и по всему миру – в "Ла Скала", в "Метрополитен-опера", в "Арена ди Верона" и так далее. Александров – обладатель бессчетного количества «Золотых масок» и иных театральных премий.

ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ: ВСТРЕЧА С КИТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССОЙ

Последней премьерой прошлого года стала «Принцесса Турандот» Джакомо Пуччини. Первые два спектакля прошли в сентябре, затем спектакль уехал на длительные европейские гастроли, так что далеко не все казанцы смогли его видеть. В фестивальной афише «Турандот» в постановке Михаила Панджавидзе – одна из фишек. Небанальное режиссерское решение, талантливая работа музыкального руководителя спектакля Рената Салаватова - главного дирижера нашего театра оперы и балета, сделали из «Турандот» тот спектакль, который непременно нужно посмотреть. Еще одно замечание: «Турандот» в Казани заканчивается именно в том месте, где умирающий Пуччини отложил перо, то есть в казанской версии более уместный трагический финал.

ПРИЧИНА ПЯТАЯ: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТМЕТИМ ПО-ЦАРСКИ

13 февраля, в день рождения Федора Ивановича, традиционно дают «Бориса Годунова». В партии царя Бориса выступит Владимир Огновенко. Некогда солист Мариинского театра, который последние годы поет в "Метрополитен-опера". Американцы любят его за многие партии, но особенно прославился этот бас именно партией Бориса Годунова. В этом году Федору Шаляпину исполняется 140 лет, так что приезд солиста уровня Огновенко – прекрасный подарок к юбилею.

ПРИЧИНА ШЕСТАЯ: АУТЕНТИЧНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА

В партии мадам Баттерфляй на этом фестивале можно будет слышать замечательную певицу Сишенг И. Правда, она китаянка, но передать характер мятущейся Чио-Чио-сан ей все-таки проще, чем европейской певице. То же самое можно сказать и о пластике. Когда смотришь и слушаешь Сишенг И, не покидает ощущение, что ты в Японии, где происходит действие оперы.

ПРИЧИНА СЕДЬМАЯ: ЛУЧШАЯ КАРМЕН НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Еще одна из фестивальных удач – в партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе выступит Анжелина Швачка. Чувственная, страстная, темпераментная Швачка, пожалуй, одна из лучших Кармен на постсоветском пространстве. Когда слушаешь ее, в памяти невольно всплывает цикл «Кармен» Александра Блока, посвященный оперной певице Любови Андреевой-Дельмас, считавшейся в начале прошлого века одной из лучших Кармен. Швачка действительно «сама себе закон». А что еще нужно для исполнения этой партии?

ПРИЧИНА ВОСЬМАЯ: ЛЮБОВЬ ТУКАЯ, ВОПЛОЩЕННАЯ В МУЗЫКЕ

Отрадно, что в Татарстане есть такая опера, которую не стыдно поставить в афише рядом с именами столпов жанра. «Любовь поэта» Резеды Ахияровой – одна из несомненных удач этого композитора. В главной партии на фестивале мы услышим Ахмета Агади, а вот партию Фатиха впервые исполнит Евгений Уланов из Мариинского театра. Стоит поддержать эту национальную оперу, получившую госпремию РТ, аплодисментами.

ПРИЧИНА ДЕВЯТАЯ: ЛУЧШИЙ ШУТ У ТРОНА КОРОЛЯ

«Риголетто» в постановке Панджавидзе – несомненно, тот спектакль, что любит и ждет публика. На этом фестивале на «Риголетто» стоит обратить особое внимание – в образе шута выступит один из лучших исполнителей этой партии Борис Стаценко. Его «теплый» баритон, играющий самыми разными красками, и артистизм, достойный самого лучшего драматического театра, снискали этому певцу заслуженную славу. Стаценко пел Риголетто на лучших сценах Европы и мира.

ПРИЧИНА ДЕСЯТАЯ: ЛУЧШИЕ ГОЛОСА СТРАНЫ И МИРА

В спектаклях фестиваля выступят 35 певцов и дирижеров, представляющих 10 оперных держав мира: Россию, Италию, Германию, Украину, США, Канаду, Польшу, Румынию, Казахстан и Беларусь. По сути, в каждом фестивальном спектакле будут открытия. Главное сейчас – это попасть в театр, где хронически нет билетов.