В зале разместились турецкие делегаты и специалисты КАМАЗа |
$65 МЛРД. ВРП К 2016 ГОДУ
Вчера в Доме культуры «КАМАЗ» в Набережных Челнах состоялось официальное открытие татарстано-турецкого форума производителей автокомпонентов. Форум был совместно организован ОАО «КАМАЗ» и ассоциацией экспортеров автомобильной промышленности Турции. Собственно делегация представителей 51 турецкой компании приехала в автоград накануне, успев в день размещения посетить производства КАМАЗа. Вчера же в ДК прошло пленарное заседание с участием министра торговли и промышленности РТ Равиля Зарипова и замдиректора управления экспорта министерства экономики Турецкой республики Явуза Озутку. Компанию им в президиуме составили мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев, директор по развитию ОАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров, член правления ассоциации экспортеров автомобильной промышленности Турции Шукру Тетик и консул Турции в Казани Сабри Тунч Ангылы.
Форум было бы корректнее назвать «камазо-турецким», поскольку татарстанскую сторону представляли только начальники отделов КАМАЗа, в основном научно-технического центра, и несколько помощников министра. Открывал пленарную часть сам министр.
– Сегодня в республике Татарстан насчитывается более 70 совместных предприятий с участием турецкого бизнеса, – с ходу обозначил уровень сотрудничества Зарипов. – Совместный товарооборот Татарстана и Турции по итогам 2012 года, пока по прогнозам, составил около 900 миллионов долларов. Значительный вклад в эту сумму привнесли отрасли машиностроения, химии и нефтехимии.
Равиль Зарипов: "Мы доведем объем машиностроительной продукции до 25 процентов от ВРП" |
Валовой региональный продукт республики по итогам года составил $46 миллиардов. Президентом республики поставлена задача довести этот показатель к 2016 году до $65 миллиардов. И это не просто желаемая цифра – это расчеты по разработанной программе развития, в которой особое внимание уделяется машиностроению. Предположительно объем машиностроительной продукции составит около 25% ВРП. Условия для развития отрасли есть – это и технопарки, и ОЭЗ «Алабуга», и крупные автопроизводители в радиусе 400 км: АвтоВАЗ, ГАЗ, ульяновский и ижевский заводы, и конечно, КАМАЗ, Ford Sollers, ЕлАЗ, КИП «Мастер».
Также министр отметил, что на выставке продуктов турецких производителей – она разместилась в холле дома культуры – обращает на себя внимание использование многими турецкими компаниями полимерных материалов в производстве автокомпонентов. Зарипов предложил потенциальным партнерам покупать полимеры в Татарстане.
– Республика производит около 30 миллионов тонн нефти в год, – сказал он. – Из них перерабатывает порядка 14 миллионов тонн. Мы осваиваем новые для себя виды полимеров: АБС-пластик, полипропилены, полиэтилены, полиуретаны. Их можно использовать, например, для обшивки салона, производства бамперов и других компонентов.
Члены президиума обошли выставку до начала пленума |
КАМАЗ НУЖДАЕТСЯ В ИНЖЕНЕРНЫХ РАЗРАБОТКАХ
После министра слово взял Шайхразиев, вкратце обрисовав преимущества инвестиций в Набережные Челны с их энергетическим и человеческим резервом. Вскоре после своего выступления Шайхразиев покинул мероприятие.
– Думаю, что в ближайшее время объем турецких инвестиций в экономику Татарстана достигнет планки в полтора миллиарда долларов, – поделился выступивший далее господин Озутку, – Уверен, что эти инвестиции укрепят наше чувство взаимного доверия, а также безопасность вложений турецких компаний в Татарстан.
Напомним, одно из последних предложений инвестировать в промышленность Татарстана сделал туркам президент РТ Рустам Минниханов. На встрече с руководителями турецких компаний 2 октября 2012 года Минниханов также сделал акцент на реализации партнерам местных полимеров. В частности, турецкой компании «Ренессанс» было предложено даже участвовать в строительстве производств этилена и полистирола на «Нижнекамскнефтехиме».
Номенклатура выставки оказалась обширной |
Интересы же КАМАЗа в Турции, судя по выступлению Гумерова, заключаются в интеллектуальном капитале. Топ-менеджер, закрепив с трибуны вес представляемой им компании с ее 34-процентной долей российского рынка, сообщил потенциальным партнерам, что КАМАЗ не хочет больше быть просто покупателем автокомпонентов. Автогиганту интересна кооперация в инженерных разработках.
Взаимность в этом вопросе подтвердил и координатор российского направления ассоциации турецких экспортеров автопрома Тетик, сказав, что Турция хочет предложить России «молодую и образованную рабочую силу, а также динамичных предпринимателей».
– Турецкий автопром доказал свою состоятельность за последние 30 лет, – предложил и Тетик визитную карточку своей стороны. – 70 процентов своей продукции мы продаем в Евросоюзе, и наоборот, 70 процентов продукции, используемой в Турции, произведено в европейских странах. Наш автомобильный кластер имеет преимущество, которого нет у России, – это географический центр, вокруг которого сосредоточено много европейских производителей. Сегодня Турция выпускает силами 13 производителей 1,6 миллиона единиц транспорта в год и занимает по этому показателю 17 место в мире. У нас более четырех тысяч экспортеров автокомпонентов в 180 странах, 200 тысяч сотрудников. Объем экспорта за 2012 год составил 19 миллиардов долларов. В течение трех лет мы хотим разместить в Татарстане около 20 своих компаний-производителей.
Начальники отделов КАМАЗа пришли знакомиться |
В завершение пленума Зарипов заговорщицки рекомендовал договариваться с турками, поскольку «качество у них европейское, а цены подоступнее». Не совсем, впрочем, ясно, кому были обращены эти рекомендации, поскольку кроме самих турков в зале сидели разве что камазовцы, которые и так пришли сюда не без инструкций.
ТУРКАМИ ИНВЕСТИЦИИ ЗАПЛАНИРОВАНЫ
Выставку турецких производителей представительная группа встречающей стороны во главе с Зариповым обошла еще до пленума. У некоторых стендов министр задержался – пообщался, в частности, с делегацией компании HP Pelzer Pimsa, производящей кабины для грузовиков Mercedes. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель делегации, главный менеджер и технолог компании Мехмет Тенер Онер, разговор с министром шел о татарстанских полимерах.
51 компания из Турции представила свою продукцию |
– Мы используем химические полимеры в большом объеме, – сказал господин Онер/ – Часть импортируем из Германии. Ваш министр сказал, что часть мы можем покупать и здесь. Покупка сырья в Татарстане – это хорошая новость для нас: во-первых, цены интереснее тех, что мы платим сейчас. Во-вторых, мы планируем крупные инвестиции в работу с КАМАЗом. Речь идет о кабинах для Mercedes, которые мы производим в Турции и поставляем в Германию. У нас в планах и сотрудничество с АвтоВАЗом, но инвестиции в обе компании будут зависеть от объемов заказа с их стороны.
Специалисты же КАМАЗа так далеко не загадывали, а интересовались насущным: пробовали на излом продукцию, задавали технические вопросы. К примеру, после министра у того же стенда HP Pelzer Pimsa начальник конструкторского отдела кабин НТЦ КАМАЗа Павел Вайнбергер, как он пояснилкорреспонденту «БИЗНЕС Online», интересовался обивками интерьера кабины и попросил себе в отдел противосолнечный козырек в качестве образца. Получив козырек, начальник отдела кабин обещал связаться с поставщиком и обменялся координатами.
Номенклатура выставки оказалась весьма обширной – от дождевиков и фильтров до готовых кресел, от резиновых изделий до металла, как кованого, так и литого.
Вот для чего нужны турецкие компоненты |
– Мы еще только знакомиться пришли, – сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела комплектующих изделий НТЦ КАМАЗ Виктор Батаев. - Моя задача – обзор предложений, я донесу их до своих специалистов, и мы решим, что нас интересует. А уж потом я свяжу своих специалистов с турецкими поставщиками. У меня есть перечень фирм, с которыми я планирую поближе познакомиться в рамках своей тематики. Моя специализация по отделу – неметаллические изделия и материалы: манжеты, пластмассовые элементы, резинотехнические. У моего отдела нет массовых закупок из Турции, поэтому говорить о приоритетах пока нечего – продукция нам не знакома.
ТОВАРООБОРОТ УТРОИМ
Министр торговли на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о предполагаемых компаниях-фаворитах также не назвал конкретных имен среди потенциальных партнеров, лишь подтвердил связь между созданием совместных с турками предприятий и реализацией татарстанской нефтехимии.
– Мы открыты для всех, но в первую очередь нам, конечно, любопытны компании, которые смогут еще и использовать наши ресурсы, продукцию химии и нефтехимии. Что из предложенного интересно нам? Например, требуется определенное развитие в области гидравлики, электроники, других наукоемких отраслей, в том числе и для КАМАЗа. Мы приблизились к объему товарооборота в миллиард долларов, и в ближайшие годы эту цифру хотелось бы как минимум утроить, - рассказал Зарипов. - Среди существующих партнеров я бы назвал фаворитом компанию Tirsan Kardan, которая благодаря КАМАЗу уже выходит полностью на российский рынок. Большая работа с крупными предприятиями ведется также в деревообрабатывающей промышленности. Сегодня они уже инвестируют в Татарстан около миллиарда.
Должен сказать, что на выставку все пришли подготовленными, со своими образцами, и хотелось бы обратить внимание на такие уникальные изделия, как аккумуляторы, системы охлаждения и тормозные системы, а также светодиодные элементы, которые можно было бы использовать для автомобилей КАМАЗ.
Сегодня турецкие бизнесмены посетят КИП «Мастер» и ОЭЗ «Алабуга». В этом году, по словам Зарипова, ожидается приезд в Челны министра экономики Турции и губернатора города Бурса. Напомним, что в Бурсе прошел предыдущий аналогичный форум 5 октября 2012 года с участием 20 татарстанских предприятий, на котором гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, по словам Тетика, и настоял на проведении текущей встречи в Челнах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.