460-4.jpg
Николай Черных отметил, что сейчас 25% краж хорошо подготовлены и спланированы. Злоумышленники заранее отслеживают дорогостоящие иномарки, организуют наблюдение за офисами банков и крупных компаний

ПРЕСТУПНИКИ ВООРУЖИЛИСЬ И СООРГАНИЗОВАЛИСЬ

Вчера в министерстве внутренних дел по РТ начальник отдела по раскрытию краж управления уголовного розыска министерства Николай Черных рассказал о новой напасти, превратившейся в минувшем году в бич для автовладельцев республики. В Татарстане по итогам 2012 года резко выросло число краж из машин. В прошлом году таковых было зарегистрировано более 4 тыс. случаев, что на 24% больше, чем по итогам 2011 года (тогда было зафиксировано лишь 3,2 тыс. краж). Наибольший всплеск активности автомобильных воров произошел в Казани – на 36%. Причем на столицу РТ приходится больше половины всех случаев, зарегистрированных в РТ, - 2,4 тысячи. А по итогам 2011 года их в столице было лишь 1,7 тысяч.

Общая сумма причиненного ущерба по уголовным делам составила 15 млн. рублей. По словам Черных, это достаточно много, если учесть, что тащат из салонов автомобилей чаще всего небольшие суммы наличными и предметы стоимостью до 10 тыс. рублей.

- Если в 90-е годы наиболее доступным и оттого распространенным преступлением была кража норковой шапки с прохожих, когда их срывали в день по 20 - 30 штук, то сейчас то же самое происходит с авторадарами и видеорегистраторами, - привел сравнение Черных. - Практически каждая автомашина оборудована данными устройствами, они имеют широкий спрос. А раз есть предложение, значит будет и сбыт...

Впрочем, крадут из машин в Татарстане не только автоустройства. Настоящую охоту преступники устраивают за портфелями, сумками, ценными вещами, оставленными в салоне. Черных акцентировал внимание на том, что раньше преступники совершали в большинстве случаев спонтанные преступления. Сейчас же 25% краж, судя по почерку преступников, хорошо подготовлены и спланированы. Злоумышленники заранее отслеживают дорогостоящую иномарку, организуют наблюдение за офисами банков, страховых и инвестиционных компаний, крупных предприятий. И «улов» у них сейчас совсем другой.

460-2.jpg
Рост преступлений, по мнению Черных, связан с доступностью техустройств для вскрытия машин, хотя они дорого стоят - от 100 тыс. до 1 млн. рублей

Так, в апреле прошлого года на подземной стоянке на ул. Островского из автомашины Mitsubishi ASX, принадлежащей сотруднику одной строительной компании, было похищено 1,5 млн. рублей наличными. В том же месяце из салона Renault Koleos на ул. Фучика украли 1,3 млн. рублей. В октябре неизвестные, разбив боковое стекло, похитили из припаркованного на охраняемой (!) стоянке на проспекте Ямашева автомобиля Lexus RX 350 деньги в сумме 1,4 млн. рублей. В январе личных вещей на 34 тыс. рублей не досчитался директор одной из нижнекамских компаний, к автомобилю которого неизвестные у ТЦ «Мегастрой» подобрали ключи.

ОБВОРОВАТЬ ЗА 6 СЕКУНД

Другая особенность - если в 90-е кражи из автомобилей совершали в основном выходцы из республик Кавказа, то сейчас действуют жители Татарстана.

Из общего числа краж в республике кражи из автомобилей приблизились к 8%. Между тем раскрывать их достаточно сложно – исполнителя удается найти лишь в 20% случаев.

Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Черных, рост таких преступлений связан с несколькими факторами, в том числе с доступностью технических устройств для вскрытия машин - прежде всего так называемых кодграбберов. Речь идет об устройствах, которые перехватывают закодированный сигнал брелка автосигнализации в момент, когда автовладелец закрывает или открывает свою машину. Впоследствии с этим кодом можно также беспрепятственно попасть в салон любой машины. Кодграбберы доступны в продаже, хотя и дорого стоят - от 100 тыс. до 1 млн. рублей. Из-за высокой стоимости ими вооружаются не одиночки, а именно преступные группы.

Полицейские Татарстана в минувшем году раскрыли ряд преступлений, совершенных такими группами. Так, за совершение краж в Казани в прошлом году были задержаны представители так называемой «кавказской» группы воров-«барсеточников». А в январе текущего года в Набережных Челнах была поймана группа молодых людей, которые приобрели сканирующее устройство и совершали кражи из автомашин, припаркованных возле торговых центров автограда.

Среди других причин роста автокраж сотрудники полиции называют беспечность самих автовладельцев. Зачастую они оставляют магнитолы, видеорегистраторы, а иногда и крупные суммы денег и драгоценности в машинах, «тем самым провоцируют преступников».

ЕСЛИ ФИКСИРОВАТЬ ВСЕ СЛУЧАИ, ТО КОЛИЧЕСТВО КРАЖ УВЕЛИЧИТСЯ В РАЗЫ

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» подтверждают, что водители ведут себя порой слишком беспечно.

Рамиль Хайруллин - региональный представитель ФАР (федерация автомобилистов России):

- Обратите внимание, если раньше основными предметами для кражи были автомагнитола и антирадар, то сейчас количество приятных для вора гаджетов увеличилось. Думаю, что значительная часть пострадавших автовладельцев просто не обращается в полицию – разбили ему стекло, он и махнет рукой, понимая, что найти преступника будет сложно. Поэтому если фиксировать все случаи, то количество краж увеличится в разы. Это шпилька в сторону МВД - не верят люди, что воров найдут.

Каждый второй из моих знакомых столкнулся с кражами из машин. Сейчас фактически идет охота на видеорегистраторы. Водители просто оставляют их на стекле, не снимают.

Если говорить о платных паркингах и парковочных местах, то помнится, мэрия заявила, что паркинги находятся под видеонаблюдением, но их администрации не несут ответственности за сохранность автомобиля. То есть они сняли с себя полную ответственность. И таким шагом отбили желание ставить авто на платные стоянки. Зачем мне платить, если за мою машину никто не отвечает? Так и на улице можно оставить.

Михаил Савин - заместитель командира полка ДПС госавтоинспекции Казани:

- Люди очень часто оставляют в машинах навигаторы, телевизоры, аудио- и видеотехнику, различные ценные вещи. Оставляют и идут отдыхать. Тогда можно было бы посоветовать ставить машины на стоянки, паркинги, которые появились в центре города и сейчас стоят наполовину пустые. Платная стоянка указывает на то, что личная собственность, в том числе и автомобиль, будет не тронута. Но для этого водителю необходимо заплатить определенные финансовые средства.