"ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" МЕДВЕДЕВА РАЗРАБОТАЛИ ИМИДЖМЕЙКЕРЫ КАДДАФИ

К разработке концепции «Открытого правительства» под патронажем Дмитрия Медведева причастны американские консультанты из The Monitor Group Company. В 2006 - 2007-х годах, накануне повстанческого восстания, их клиентом была Ливийская Джамахирия и Муамар Каддафи. Причем это сотрудничество шло в обход американских законов, пишет сегодня газета «Известия». Уточним, что данная газета близка к Кремлю и в последнее время фрондирует с правительством Медведева. Вероятно, данная утечка тоже предполагала некий скандальный оттенок.

Напомним, что рабочая группа по формированию системы «Открытое правительство» была сформирована указом президента РФ 8 февраля 2012 года. Весной прошлого года представители The Monitor Group Company действительно сотрудничали с рабочей группой, отметила в беседе с «Известиями» пресс-секретарь министра по вопросам Открытого правительства Алена Жукова.

В России Monitor Group (MGC) открыла офис в 1996 году. С 2007 по 2011 годы один из основателей MGC Майкл Фуллер состоял в международном попечительском совете «Сколково». Фуллер ушел из MGC в мае 2011 года, когда стало известно о сотрудничестве американских консультантов с Каддафи. Другой представитель компании — управляющий партнер Monitor Group в России Александр Толкачев — официально находится в экспертном совете при Открытом правительстве. Он рассказал про участие Monitor Group в разработке концепции «Открытого правительства».

«В феврале 2012 года мы в составе рабочей группы, которая готовила Дмитрию Медведеву доклад по концепции «Открытого правительства», модерировали подгруппу по иновационному развитию, — говорит Толкачев. — По результатам работ с подгруппами сформировалось много материала, и монитор-группа занялась интеграцией всех наработок и компоновки в доклад рабочей группы. Компоновка производилась с марта по 4 мая, когда доклад был представлен президенту».

С конца июня до ноября-декабря 2012 года Monitor Group помогала минздраву и минобразованию внедрить концепцию «Открытого правительства».

В Ливии же The Monitor занималась лоббированием интересов Ливии в США до переворота в стране. В 2005 году старший сын ливийского лидера Муамара Каддафи Сейф аль-Ислам Каддафи заказал компании исследование по модернизации Ливии. В 200-страничном труде консультанты предложили ливийской элите провести реформы нефтяного сектора, благодаря чему стране к 2019 году обещали уникальные темпы роста бизнеса и конкурентоспособности на мировом рынке при сохранении «неповторимого характера Ливийской Джамахирии». Позже Monitor Group выступила с работой «Предложения по расширению диалога вокруг идей Муамара Каддафи». В этом документе Каддафи охарактеризовали «человеком действия и идей, заслуживающих обсуждения».

THE MONITOR GROUP COMPANY ЗА «ЖИЗНЬ ПОСЛЕ НЕФТИ» ЗАПЛАТИЛИ ОКОЛО $700 ТЫСЯЧ

А теперь о том, что не знают в Москве, но помнят в Казани. Эксперты The Monitor Group Company причастны также к разработке татарстанской стратегии «Жизнь после нефти». Напомним, что это неофициальное название госпрограммы экономического и социального прогресса РТ, которую разрабатывали в 1995 - 1996 годы. Ее разработкой занималась правительственная комиссия из 17 человек под председательством первого вице-премьера Равиля Муратова.

Программа предусматривала несколько сценариев развития республики, в том числе два альтернативных сценария - «Маленький Кувейт» и «Республика высоких технологий». На тот момент все разработчики программы прекрасно понимали две аксиомы. Первая – Татарстан может сделать что-либо только за счет доходов от нефти. Вторая – вечно жить на доходы от нефти Татарстан не может. Наиболее емко это сформулировал первый президент РТ Минтимер Шаймиев: «Нефть нас всех утопит».

Помимо республиканских чиновников и экспертов, правительство привлекло к разработке аналитиков The Monitor Group Company. Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал экономист, один из авторов программы «Жизнь после нефти» Рустам Курчаков.

«Каким образом пригласили американцев? Видимо, кто-то из правительства РТ, - отметил Курчаков. – Изучив ситуацию, The Monitor сделали что-то вроде международной визитной карты РТ. Они общались с различными фокус-группами в бизнесе, властных структурах и в итоге сделали ряд обобщений и рекомендаций». Затем, как вспоминает Курчаков, был подготовлен визит Шаймиева в Гарвард, где был представлен доклад о «модели Татарстана» на фоне российских реформ.

Говоря о результатах работы, эксперт оценил их довольно скромно. Эта работа помогла продвинуть образ Татарстана на международной арене. «По пути в Гарвард делегация РТ побывала в Париже, где группа экономиста Жака Аттали готовила альтернативный документ, - продолжает Курчаков. – Однако Гарвард в итоге победил, став таким вот опекуном, пиарщиком Татарстана на международной арене… С тех пор республика, видимо, не может остановиться в своем пиаре».

По словам эксперта, альтернативные варианты в 90-е годы разрабатывались постоянно – группы аналитиков работали параллельно, у властей всегда был выбор из двух-пяти вариантов развития.

Сумма гонораров, выплаченных американцам, по выражению Курчакова, «будоражила воображение», хотя по нынешним меркам те примерно $700 тыс. – весьма скромная сумма. Теперь за подобные «бумажные» стратегии спокойно выкладывают миллионы.

КЛАСТЕРНОЕ ВИДЕНИЕ

По отзывам очевидцев, стратегия, разработанная для Татарстана, была слабовата, поэтому быстро перекочевала «под сукно». Общий набор рассуждений, освященных именем одного из совладельцев The Monitor Group Company (MGC), знаменитого гуру теории конкуренции Майкла Портера, изложенный в том документе, не дал ничего конкретного. О конкретных результатах проекта, если они и были, ничего не известно. Однако в книге Портера «Конкуренция» Татарстан приводится в качестве примера развития кластеров – и почему-то в графе «страны».

Ответ на неудачу консультантов содержится в самой книге Портера «Конкуренция». «Из исследования многих частных случаев видно, что для развития вглубь и достижения реальных конкурентных преимуществ кластерам требуется 10 и более лет – это одна из причин, почему правительственные попытки создать кластер обычно не имеют успеха».

Но, несомненно, плюсом данного документа стало внедрившееся в сознание нашего республиканского стратегического истиблишмента «кластерное видение», которое живо и до сих пор.

Сами зарубежные стратеги к кластерному анализу охладели давным-давно - считается, что именно зыбкая долгосрочность и непредсказуемость результатов имеют малое отношение к практике. Основная претензия к модели в том, что Портер утверждает: «Суть стратегии пяти конкурентных сил состоит в борьбе с конкуренцией». В то время как основатель современной школы управления Питер Друкер утверждал, что «у бизнеса есть только одна настоящая ценность – создание потребителя». Компания Monitor Group не сумела предложить заказчикам то, что ее клиенты готовы покупать. Monitor был разгромлен единственной доминирующей силой на современном рынке — заказчиком.

В итоге в ноябре прошлого года международная консалтинговая компания Monitor Group подала в американский суд заявление о защите от кредиторов (банкротстве). Процедура банкротства понадобилась компании, чтобы упростить продажу своих активов одному из представителей «большой четверки» — аудиторско-консалтинговой компании Deloitte.

СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ – БЕЗ НЕФТИ

Эксперты и участники событий, к которым газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями, оценивают работу американцев по-разному. Главное, полагают они, что благодаря международному авторитету The Monitor Group власти РТ поняли опасность зависимости от «нефтяной иглы», разворачивая экономику республики по пути развития промышленности, развития малого бизнеса и высоких технологий.

Рафаэль Хакимов - директор института истории академии наук РТ:

- Я участвовал в проекте «Жизнь после нефти» в силу плотной работы с Гарвардским университетом. Компания Monitor прежде всего связана с именем Майкла Портера. Это на сегодняшний день самый авторитетный ученый в области конкурентоспособности. По большому счету, вся идеология конкурентоспособности в мире сейчас опирается на его труды. Компания Monitor превращает эту идеологию в жизнь. У нее множество филиалов по всем странам, и многим она помогла выйти на уровень конкурентоспособности.

В чем этот эффект был в Татарстане? Конечно, мы думали, что построим некую стратегию конкурентоспособности. И преимущество концепции Портера доказывает, что конкурентоспособным может быть даже отдельный регион, несмотря на общую ситуацию во всей стране. Это для нас было наиболее привлекательным. По большому счету, они нам дали не только концепцию того, как нам двигаться дальше, но и идею, что сырьевая зависимость очень опасна для Татарстана. Это понял Шаймиев, посмотрел все графики и разработки, и стало понятно, что нужно уходить от нефтяной зависимости. Иначе нефть нас утопит. Нужно уходить в переработку и в высокие технологии. Второе, что было существенным, но не реализованным, - это опора на малый бизнес. Сколько лет прошло, и вся страна сейчас возвращается к этой идее. Мы тогда сразу предложили - в частности, Равиль Муратов - принцип «в одно окно». Но это очень трудно оказалось воплотить в жизнь из-за российских законов.

Все крупные компании, такие как ТАНЕКО, химическое производство, основанное на нефтехимии и IТ-технологии, – последствия того, что дало нам сотрудничество с The Monitor. Эта компания была выбрана из-за тесного сотрудничества с Гарвардом. Это политический вопрос, Шаймиев выступал там, на форуме, где впервые представил термин «модель Татарстана». Поскольку это было успехом на международном уровне, The Monitor, как компания Гарварда, предложила свои услуги. Тогда все были в растерянности, не знали, куда двигаться. В России – «шоковая терапия», а у нас - выработка своей экономической идеологии. Тогда нам нужен был опыт компаний, которые работают на международном уровне.

Наталья Таркаева – помощник министра экономики РТ:

- Помню, в те годы к нам приезжали очень много иностранных экспертов, которые не только работали над программой «Жизнь после нефти», но и над самой стратегией развития республики. Запомнился главный эксперт - Брюс Аллен. Это была одна из первых серьезных работ для Татарстана с приглашением крупных зарубежных компаний. На тот период это была самая серьезная компания, которую можно было привлечь для работы по отработке стратегии республики. Это гарвардская бизнес-школа и совершенно другие, не совсем привычные для нас подходы.

На тот период мой отец уделял этому все свое время. Аллена и сотрудников The Monitor я видела практически каждый день, приходя к отцу в офис. Очень многие ребята, с которыми мне потом приходилось работать, начинали с этого проекта. Для 94-го года те навыки и принципы работы, которые республика переняла, были совершенно новые и незнакомые для нас. Школа была потрясающая.

Рашид Галямов – генеральный директор ИД «Парадигма»:

- В те годы я работал экономическим обозревателем в республиканских изданиях. Американцы приглашали меня в отель «Регина» и выспрашивали мнение по ключевым темам Татарстана. Таких экспертных бесед, как я понимаю, они провели десятки. Вообще, в нашем истеблишменте считалось, что американцы выведывают у наших все секреты по оборонке, коей напичкан Татарстан, и экономике. Инициатором приглашения, как помню, The Monitor был Равиль Муратов, всесильный визирь и экономический стратег на тот момент Шаймиева… А в итоге, я точно знаю, 40-страничная программа была написана всего примерно 7 людьми. Американец был среди них – незабвенный Брюс Аллен, действительно умница. Другие авторы - наши экономисты: Айрат Бахтияров, Рустам Курчаков, Александр Таркаев, Георгий Семенов, Дамир Бикбов и т. д. Так что если это тот же The Monitor, то понятно, почему не работает Открытое правительство Медведева. На помощь Никифорову нужно срочно вызывать наших оставшихся «яйцеголовых» экономистов…

Справка

The Monitor Group Company – ведущая мировая консалтинговая компания, занимающаяся развитием конкурентоспособности стран. Она создана в 1983 году шестью предпринимателями, включая профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, и призвана решать проблемы с целью достижения устойчивого роста. Ее штаб-квартира находится в Кембридже, штат Массачусетс. В компании работают более 1500 сотрудников в 22 странах. Майкл Портер известен также как советник администрации Рональда Рейгана и кандидата в президенты Митта Ромни.

«Открытое правительство» - проект, анонсированный Дмитрием Медведевым осенью 2011 года после того, как стало известно о его уходе с поста президента РФ. Открытое правительство как орган взаимодействия экспертного сообщества и власти дополняет официальный кабинет министров РФ.

В 1996 году группа американских консультантов из The Monitor Group Company (MGC) разработала для правительства РТ стратегию развития.