460-2.jpg
По мнению Хамзы Багманова, острая ситуация в энергетике сложилась в том числе и из-за неправильных управленческих решений руководства страны

КОМПАНИИ СВЯЖУТ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

Вчера в здании министерства культуры РТ состоялась коллегия государственного комитета по тарифам Татарстана. Едва ли не главное место в отчетном мероприятии госкомитета заняло обсуждение состояния дел в энергетической отрасли. Премьер-министр РТ Ильдар Халиков покритиковал энергетические компании за то, что они слишком часто сетуют на износ оборудования, хотя, по мнению Халикова, можно было обратить свои взоры на более эффективное управление и оптимизацию расходов. Напомним, что премьер является председателем совета директоров трех крупнейших энергетических компаний: Генерирующей, Сетевой и «Татэнергосбыта».

Однако вышедший на трибуну замминистра промышленности и торговли РТ Хамза Багманов (известный до прошлого года как экс-глава ТАНЕКО) не согласился с критикой премьера: «Я вынужден на вашу критику сказать, что сегодня состояние энергетики республики характеризуется высоким износом оборудования. Так, в Генерирующей компании износ составляет до 60 процентов, в Сетевой компании – до 75, теплосетевого хозяйства – до 73 процентов. Вторая проблема – энергодефицит Казанского энергорайона, который достигает в летнее время до 700 мегаватт».

По мнению Багманова, острая ситуация в отрасли сложилась в том числе и из-за неправильных управленческих решений руководства страны.

«В последние годы проведена реформа энергетики в рамках законодательства. Так, в целях развития конкуренции энергетика была разделена на генерацию, сети и сбыт. То есть на самостоятельные бизнес-единицы. Однако в реальности это привело к увеличению управленческих расходов, рассогласованности работ источников генерации, теплосетевых компаний и коммунальных источников тепла. Понизилась эффективность оперативного взаимодействия источников тепловой энергии и теплосетей, рассогласованы ремонтные схемы, - перечислял результаты чубайсовских реформ Багманов. – Сейчас мы имеем потерю интереса к централизованному теплоснабжению и переход потребителей к созданию собственных источников тепловой энергии, что приведет к еще большей разбалансированности системы и росту тарифов для оставшихся потребителей, среди которых основные – население, ЖКХ, малый бизнес, соцсфера, - подвел неутешительный итог существующему положению дел замминистра и добавил. - Необходимо учитывать что теплоснабжение – это базовая человеческая потребность».

460-3.jpg
Ильдар Халиков: "Интересно получается, сначала в тариф на инвестиции деньги закладываются, а потом эти средства уходят на неизвестные цели"

По словам Багманова, решение проблемы лежит на поверхности – вернуть систему в прежнее русло, но с поправкой на современные реалии. «Необходимо разработать схемы теплоснабжения городов и населенных пунктов с целью создания единой теплоснабжающей организации, которая должна взять на себя всю полноту ответственности за процесс теплоснабжения».

Багманов сообщил, что минпромторг курирует разработку схем теплоснабжения городов с населением более 500 тыс. человек и с комбинированной выработкой электроэнергии. В настоящее время проходят общественные слушания схемы в Набережных Челнах, Нижнекамске, в стадии разработки находится схема Казани.

- Руководством республики принято решение о реформировании предприятий теплоснабжающей отрасли. "Таттеплосбыт" перешел под управление Генерирующей компании, это позволит последней принять активное участие в увеличении объема отпуска тепловой энергии и даст возможность конкурировать на рынке электрической энергии, - сообщил Багманов.

Напомним, что в декабре прошло года на энергетическом форуме в Казани президент РТ Рустам Минниханов заявил: «Пора уже решить вопрос с созданием единой теплоснабжающей организации, а то слишком много посредников развелось». Чуть позже глава Генерирующей компании Раузил Хазиев сообщил газете «БИЗНЕС Online», что правительство уже сделало первый шаг в этом направлении, передав ГК в управление компанию «Таттеплосбыт».

Но это, как выяснилось на коллегии, только первый этап в создании единой теплосетевой компании. На втором этапе до конца года предполагается интеграция Казанской теплосетевой компании, Набережночелнинской теплосетевой компании, Заинского предприятия тепловых сетей с Генерирующей компанией. Изменение должно привести к снижению коммутационных издержек между компаниями, увеличению отпуска тепловой энергии, увеличению выработки электрической энергии в остродефицитном Казанском энергорайоне.

460.jpg
В РТ создается новая мощная теплосетевая компания под крылом Генерирующей компании: до конца года в ГК интегрируются три крупных сетевых организации

- Таким образом, в 2013 году планируется создать единую цепочку от производителя к потребителю – услуги новой единой теплоснабжающей компании, - заключил Багманов.

КАК «ОТЩИПНУТЬ» ОТ 15 МЛРД. РУБЛЕЙ?

В рамках мероприятия, помимо основного доклада главы ведомства – Марата Зарипова, значились и другие выступающие. Так, заместитель министра архитектуры, строительства и ЖКХ Алексей Фролов сообщил, что прежние инвестиции в рамках реформы ЖКХ (а это 33 млрд. рублей) позволили снизить износ основных фондов. К примеру, износ систем водоснабжения и водоотведения снизился на 49%, тепловых сетей – на 48%. Однако, как бы оптимистично ни звучали эти данные, говорить о том, что в ЖКХ все так радужно, как минимум преждевременно. По словам Фролова, в 2012 году уровень убыточных предприятий в РТ составил 25%. Причем, по оценке экспертов, среднесрочная потребность на модернизацию коммунального хозяйства оценивается порядка… 100 млрд. рублей. Замминистра также сообщил, что в 2012 году в коммуналку было инвестировано всего 2,7 млрд. рублей.

- Те инвестиционные программы, которые у нас принимаются, осваиваются на треть. Это вопрос эффективности управления, – честно признался Фролов и обратился к сидящему в президиуме премьер-министру РТ Ильдару Халикову. – При тех объемах инвестиций срок ликвидации недоремонта составит 30 лет…

– Интересно получается, - сразу же отреагировал глава правительства. - Сначала в тариф на инвестиции деньги закладываются, а потом эти средства уходят на неизвестные цели. А у нас, надо сказать, собираемость очень высокая. Контроль за денежными средствами населения, предусмотренными в тарифе на инвестиционные цели, на ремонт, обязательно должен быть.

Впрочем, кто и как должен контролировать расходы по каждой отдельной строке тарифа, неизвестно.

В свою очередь, Фролов заявил, что модернизация инженерной инфраструктуры является коммерчески привлекательным бизнесом, но при условии стабильности в области тарифного регулирования. Он предложил рассмотреть возможность перехода на долгосрочное регулирование минимум на три года. А вот для модернизации коммуналки в малых городах и селах найти инвестора вряд ли возможно, поэтому здесь требуется государственная поддержка. Кое-какую поддержку обещают новые изменения в ФЗ-185 «О фонде содействия реформирования ЖКХ». Изменения, в частности, коснулись коммунальной сферы – к условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда предлагается отнести реализацию региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры. «Бюджетом РФ предусматриваются на три года 15 миллиардов рублей, и наша задача - максимально побороться за эти деньги», - обозначил Фролов перспективы вливания федеральных средств в татарстанскую коммуналку.