— Какими еще методами вы боретесь с кризисом?

— Мы очень гибко ориентируемся, у нас есть различные направления, — я думаю, нам это очень будет помогать. Если на сегодняшний день многие поставщики, которые занимаются только одним направлением, уже закрываются, то мы продолжаем работать, и я надеюсь, что этот кризис мы переживём. Свою подготовку к выходу из кризиса мы начали вести уже сегодня. Если мы сейчас рассчитываем нашу экономику так, чтобы сохранить силы, избавиться от всего лишнего, то после кризиса уже можно будет расширяться. Мы к этому уже начинаем готовиться: разрабатываем программу обучения наших кадров, используем кризисное время, чтобы пересмотреть то, что мы создавали, убрать лишнее, освободиться от ненужного, чтобы далее можно было бы развиваться более энергично. Любое падение должно заканчиваться подъёмом. Я был бы плохой предприниматель, если бы только и думал о том, как бы не упасть, или упасть и лежать. Если даже я упаду, то я должен думать, как подниматься.

МЕЧТА

— Ваша карьера началась с инженерной работы на "Радиоприборе". Каким образом вы пришли к мебельному бизнесу?

— На "Радиоприборе" я довольно быстро сделал карьеру — до заместителя главного технолога. Я был самым молодым начальником отдела в истории завода. Это как раз было время перестройки. Мне предлагали должность главного технолога объединения, но я был не готов — слишком серьёзный завод. Я отказался. Потом началась перестройка, и мы создали научно-производственное объединение, которое занималось разработкой товаров народного потребления. Делали, в частности, джойстики для компьютеров. Самые первые джойстики в стране — это наши. Тогда это был дефицит, их привозили из-за рубежа в небольших количествах. Мы сами производили магнитофонные кассеты — их не хватало, да ещё на них в то время записывали программы для компьютеров. У нас с самого начала был всероссийский охват, мы также поставляли нашу продукцию в Азербайджан, Армению, другие республики. На этом мы и заработали первоначальный капитал.

Потом, когда открыли границы, зарубежная техника заполнила наш рынок, и наша продукция оказалась не нужна. Мы сменили профиль. Выпускали тапочки, электроводонагреватели — их не было, а во многих домах имелись проблемы с горячей водой. Поскольку рынок заполнялся, и жизнь налаживалась, мы меняли профиль бизнеса. Одно время занимались строительством.

Затем мы арендовали помещение у Горбыткомбината. У них были тогда очень сложные времена, огромные долги — они залезли в кредиты, но не могли рассчитаться. Проценты тогда были бешеные — 100 и более годовых. Зарплату по полгода не выплачивали. Тогда как раз начиналась приватизация — в первую очередь предприятий бытового обслуживания, торговли, и мне предложили это предприятие возглавить.

Я взял этот комбинат. Пустующие площади мы заполнили товарами народного потребления — обувью, мебелью, посудой — всем, чего не хватало. Поддерживали и ателье, которые тогда работали. Ремонтировали обувь, зонты, открыли парикмахерскую. Я выплатил все долги, зарплату людям. В итоге мы стали заниматься мебелью, потому что бытовой техникой много кто торговал, а мебели не хватало. Наши мебельторги не обеспечивали потребность населения в хорошей, интересной мебели. Мы заключили прямые договоры с российскими поставщиками, организовали свой участок по производству мягкой мебели и это направление начали развивать. С тех пор у нас главное направление — это мебель. У нас есть ещё кое-что — например, свой небольшой продуктовый магазин, для разнообразия, так сказать. На сегодняшний день мы являемся официальными представителями крупнейших производителей России и Белоруссии. Очень плотно работаем с Калининградом. Есть прямые поставки из Китая.

— А у вас дома какая мебель стоит? Из ваших же магазинов?

— Я меняю мебель довольно часто. Совсем недавно я поменял мебель на итальянскую, купленную в нашем салоне, естественно. Все мои друзья и я сам — все мы покупаем только нашу мебель, потому что абсолютно в ней уверены. Мы продаём только то, что сами хотели бы купить. Если на выставке мы видим интересную модель — мы её забираем к себе в магазин, и если её никто не купит — я её сам себе заберу. И бывает, что такая модель начинает пользоваться спросом, и мы начинаем возить эту мебель большими партиями.

— А у нас в Татарстане осталось мебельное производство?

— К сожалению, крупных производителей у нас нет. Есть небольшие производители, но такой гигант, как "Татмебель", вообще распался. Они немного производят, часть их продукции мы у них берём, но в малых объёмах. Они не сумели перестроиться и производить конкурентоспособную продукцию. Хотя у "Татмебели" было хорошее оборудование. Они могли, например, пойти по пути копирования, как делают китайцы. Я был недавно на итальянской выставке — так китайцы там первые, кто внимательно за всем смотрит. Они ходят, фотографируют, иногда и подпольно, записывают, рисуют, и через полгода, когда я поехал на мебельную выставку в Китай, те образцы, что я видел в Италии, уже были выставлены как китайское производство. Мы давали "Татмебели" те модели, которые пользуются повышенным спросом. А они говорят: "Мы можем повторить, но это будет стоить в полтора раза дороже". Понятно, в чью пользу сделает выбор покупатель. Наши производители не готовы пока запустить поточную линию. Они могут сделать что-то отдельное, но к массовому производству не готовы.

— А вы не пытались купить "Татмебель"?

— Я в своё время выходил с предложением, чтобы нам отдали "Татмебель". Это было в середине 90-х годов. Но нам сказали "нет, там уже есть другие покупатели". Которые в итоге всё и развалили.

— У вас нет планов восстановить производство мебели в Татарстане? Во время кризиса, может быть, это удастся.

— Мы об этом думаем. Это наша мечта, можно сказать, иметь своё производство, которое бы гибко реагировало на запросы покупателей, чтобы нам не приходилось где-то заказывать и ждать, пока сделают.

УНИКАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ САФИНА

— Как бы вы охарактеризовали уникальное торговое предложение вашей компании?

— Пожалуй, это наш сервисный центр, который занимается послепродажным и гарантийным обслуживанием, вообще всеми вопросами, которые могут возникнуть у покупателя. У нас есть специалисты, которые выезжают на дом, есть реставраторы, есть сборщики. Таких сервисных центров у других мебельщиков нет.

— Какие качества нужны современному руководителю в бизнесе?

— Терпение, мудрость и справедливость. Я бываю иногда, если нужно, жёсткий, строгий, даже безжалостный. Но первое, что я для себя устанавливаю, — я должен быть справедливым. И если приходится наказывать, то не ради наказания, а для того, чтобы какие-то нарушения больше не повторялись. Некоторые считают, что есть такие сотрудники, на которых надо кричать, чтобы они работали. Но в основном это показуха. Я стараюсь, чтобы люди, которые меня слушают, которые мне подчиняются, понимали то, что я хочу от них добиться. Мудрость заключается в том, чтобы предвидеть какие-то события и сделать максимально возможное, чтобы эти события не отразились на работе предприятия. По поговорке: чем отличается умный от мудрого? Умный всегда найдёт выход из создавшегося положения, а мудрый в него не попадёт.

Владимир Марченко

Фарид Сафин

Родился 4 ноября 1958 года в Казани в семье рабочих.
Образование: школа №131 (1976), автомобильный факультет КАИ (1982). Активный спортсмен.
С 1982 г . по 1989 г . работал на ТПО "Радиоприбор", прошёл путь от инженера до заместителя главного технолога объединения.
1989-1993 гг. — главный инженер НПО "Гамма".
1993-1994 гг. — директор строительного предприятия АО "Фобос"
1994-1996 гг. — директор коммунального предприятия "Салон Услуг" Казгорбыткомбината.
С 1996 г . — генеральный директор ОАО "Ваш быт".
Заслуженный работник торговли Республики Татарстан ( 2005 г .)