«ПРОБЛЕМА ОДНОДНЕВОК СИЛЬНО БЬЕТ И ПО ДОБРОСОВЕСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ»
В конце минувшей недели в Казани прошел круглый стол предпринимателей и управления федеральной налоговой службы по РТ, в ходе которого обсуждалась парадоксальная ситуация. В войне с фирмами-однодневками, которая началась в республике в середине прошлого года под руководством вице-премьера Асгата Сафарова, жертвами оказались не только злостные уклонисты от уплаты налогов, но чуть ли не вообще весь малый бизнес. Главная причина – негласный, но фактически действующий запрет на регистрацию новых компаний по 22 адресам так называемой «массовой регистрации», в список которых попали многие крупнейшие бизнес-центры. Это вызвало недовольство предпринимателей, привыкших указывать при регистрации своих новых фирм именно их адреса, поскольку раньше это было самым простым решением.
Впрочем, модератор круглого стола, сопредседатель ТРО "ОПОРА России" Артем Наумов сразу напомнил участникам, что они собрались не с целью очередных взаимных «ругачек», а для конструктива. В доказательство такой направленности встречи перед каждым лежал проект соглашения, предлагаемого к подписанию между некоммерческим партнерством «Участники рынка юридических услуг» и управлением налоговой службы РФ по РТ «по вопросам организации информационного обмена в сфере осуществления процедуры регистрации (…) юридическими лицами». Заручившись соглашением, предприниматели намеревались оказать помощь налоговой службе, а заодно и самим себе – в войне с фирмами-однодневками.
Наумов заявил, что фирмы-однодневки, хотя в российском законодательстве нет даже такого термина, являются головной болью обеих сторон.
- Мы бы хотели предложить посильную помощь в решении этой проблемы. Потому что она также сильно бьет и по добросовестным предпринимателям, - заявил Наумов.
Ольга Агафетова: "Если я регистрирую компанию по адресу Казань, Сибирский тракт, 34, то завтра я ее там не найду, там в каждом корпусе тьма офисов!" |
«ТАМ В КАЖДОМ КОРПУСЕ ТЬМА ОФИСОВ…»
Начальник отдела учета и регистрации налогоплательщиков управления ФНС России по РТ Ольга Агафетова акцентировала внимание участников дискуссии на том, что налоговая служба не имеет права отказать юрлицу в регистрации. Тем более что «гражданское законодательство очень демократичное, очень мало требований, чтобы положительно решить вопрос о регистрации». А вот уже после этого вступают в силу контрольные функции государства…
- Если я регистрирую предприятие сегодня, но завтра я должна с ним работать, то в первую очередь я должна его найти по конкретному адресу. Если я регистрирую компанию по адресу Казань, Сибирский тракт, 34, то завтра я ее там не найду, там в каждом корпусе тьма офисов! И я не найду ни собственника, ни само регистрирующееся юрлицо, – пояснила осторожность налоговой Агафетова.
К слову, по адресу Казань, Сибирский тракт, 34 действительно располагается офисный центр с (многочисленными) арендаторами, и находится этот центр в собственности татарстанского олигарха, главы ASG Group Алексея Семина.
По словам представителя УФНС России по РТ, налоговой службой при регистрации желательно располагать не только адресом типа «вот эта улица, вот этот дом»:
- При регистрации мы хотим видеть как минимум полный адрес, - сообщила Агафетова и в ответ на просьбу Наумова уточнила. - Хотя это не оговорено в законодательстве, действует постановление правительства о формах для регистрации, и там под полным адресом понимаемся, помимо улицы и номера дома, номер корпуса, если он есть, и номер офиса, если он есть.
Кроме того, представитель налоговой пояснила, что, поскольку идет централизованная борьба с адресами массовой регистрации в рамках противодействия фирмам-однодневкам (в частности, именно для этого была создана межведомственная рабочая группа под руководством Сафарова – ред.), налоговики в каждом конкретном случае знают, стоит ли им требовать номер корпуса и офиса. При этом, по данным УФНС по РТ, приведенным Агафетовой, количество адресов массовой регистрации практически неизменно: 1800 по республике, из них львиная доля - в Казани.
В то же время Агафетова в ходе обсуждения неоднократно подчеркивала, что уж кому-кому, а новым компаниям налоговики препон в регистрации не чинят, за что порой им, налоговикам, бывает «неудобно» перед органами финконтроля, упрекающими за регистрацию по массовым адресам. «В основном все отказы идут при смене регистрации по известной причине, - отметила налоговый эксперт и эмоционально добавила. - Все госорганы, которые не могут найти юрлицо по заявленному адресу, обращаются к нам с претензией: как так, вы зарегистрировали такое?! Конечно, я пишу, что у меня нет надзорных функций в части регистрации, но, откровенно говоря, я чувствую себя очень плохо, когда не могу объяснить, как это я зарегистрировала организацию, и она не знамо где находится в первые дни своей жизни!»
Несмотря на то что регистрация фирм по массовым адресам не является нарушением закона, деловое сообщество готово сотрудничать с налоговой инспекцией, если последняя сама пойдет с ними на контакт |
«ТАК У НАС ЧЕРЕЗ ГОД-ДВА НЕ ОСТАНЕТСЯ АДРЕСОВ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ БИЗНЕСА!»
Однако представители юркомпаний, признавая парадоксальность ситуации (она в том, что у налоговой нет законных оснований для отказа в регистрации по массовому адресу, но фактически, по словам юристов, она отказывает – ред.), просили налоговую службу хотя бы согласовать критерии отнесения юрадреса к категории «массовых». Как выяснилось, нормальных, «легитимных» адресов для регистрации в Казани катастрофически не хватает. Более того, по словам представителей НП «Участники рынка юридических услуг», офисные центры, которые по определению представляют собой арендную площадку для нескольких юрлиц, по факту автоматически рассматриваются регистрирующим органом как адрес массовой регистрации. Как рассказали юристы корреспонденту «БИЗНЕС Online», примерно четверть от всех заявок на регистрацию получает отказ именно из-за «массовых» адресов.
- Через год-два у нас в Казани просто не останется «немассовых» адресов для регистрации бизнеса! - заявил генеральный директор ЗАО «Аудит-Информ» Фанис Биляев.
Фанис Биляев (слева): "Если посмотреть на адреса массовой регистрации с позиции мирового опыта, то это, наоборот, благо" |
- Количество регистраций ежегодно увеличивается, а количество адресов в такой пропорции не возрастает, - констатировала директор НП «Участники рынка юридических услуг» Ульяна Брендюрева. По ее словам, предприниматели могут отстоять свои права в суде, но у них просто нет времени судиться.
В свою очередь, Наумов заявил, что ситуация с нехваткой адресов ставит под угрозу реализацию программы «Лизинг-грант» (программа минэкономразвития по поддержке малого и среднего производственного и сельского бизнеса, в РТ оператором является минэкономики РТ – ред.). По его словам, скоро должна стартовать «пятая очередь» программы, затем, осенью, запустят шестую. Как ожидает Наумов, претенденты на грант ринутся в последний момент собирать документы и регистрировать, согласно требованиям, новое юрлицо.
- Мы ожидаем полторы-две тысячи новых фирм, зарегистрированных именно под программу, - сообщил Наумов и пояснил, что «на самом деле в этом нет ничего плохого», создание нового бизнеса в том числе предусмотрено положением о программе.
В такой ситуации очень привлекательным выглядит именно адрес массовой регистрации (Сибирский тракт, 34, Тукая 91, Восстания, 100 – адреса эти стали притчей во языцех - авт.), и факт такой регистрации, по мнению юристов, не говорит об обязательной недобросовестности бизнеса.
– Если ключевым для налоговой является выехать на место и увидеть (есть ли там по факту зарегистрированное юрлицо – ред.), то эта проблема будет только возрастать. По адресу Сибирский тракт, 34 много организаций, и не факт, что вы их там увидите, но это не значит, что они ведут незаконную деятельность, - подчеркнула Брендюрева. По ее словам, регистрация по массовым адресам – один из основных критериев отказа в регистрации со стороны налогового ведомства. «У нас часто иногородние регистрируют сети и не могут этого сделать на основании того, что директор не проживает на территории Казани, либо потому, что фирма уже стопятым юрлицом регистрируется по этому адресу. Хотя это действующая сеть, и это право фирмы – регистрироваться по данному адресу», - прокомментировала юрист.
Тем не менее у налоговой службы есть право «зачистки» подобных «злачных мест».
- У регистрирующего органа есть такое право, как ликвидация недействующих юрлиц, - напомнила Агафетова. - За свою историю наличия такого права мы ликвидировалии 33 тысячи с небольшим юрлиц, при этом в прошлом году эта цифра была 26,6 тысячи, а на начало 2013-го - уже 33,3 тысячи. Я считаю, что это приличная цифра. Обращаю ваше внимание, что сюда не входят банкротства и самоликвидация.
«БУДЕМ ВМЕСТЕ ОСЛОЖНЯТЬ ФИРМАМ-ОДНОДНЕВКАМ ЖИЗНЬ»
Итак, основной вопрос «опоровцев» к налоговой службе в рамках данного круглого стола звучал так: «Чем мы можем помочь налоговой службе в их нелегкой борьбе с фирмами-однодневками, чтобы изначально не ущемлялись права добросовестных предпринимателей?» Причем, как поведали юристы, проблемы с регистрацией имеет не только малый бизнес, но и крупный, в частности, ритейлеры с мировым именем, имена которых прессу убедительно просили не называть. Как прокомментировал Наумов, «у однодневок как раз все красиво, правильно, и даже вывеска есть», но эта вывеска не гарантирует добросовестности компании.
Агафетова хотя и не отвергла предложенный диалог, не преминула отметить, что предприниматели хотят «зеленый свет» с наименьшей ответственностью.
- Допустим, не хватает адресов. Допустим, сейчас не хотят регистрировать ИП (после резкого повышения страховых взносов – ред.), но почему не хотят регистрировать на домашний адрес учредителя? Мы не отказываем! Ответственности боятся?! Так зарегистрировать фирму – это же не в магазин сходить! А если приходит бизнес извне, так пусть сначала подразделение открывают, а не отдельное юрлицо, пусть поработают, а потом регистрируются! – аргументировала позицию налоговых органов Агафетова.
В итоге стороны все же пришли к согласию и решили вновь встретиться по поводу «добросовестных» критериев регистрации спустя месяц. Как подчеркнул, завершая дискуссию, Наумов, «мы будем вместе осложнять фирмам-однодневкам жизнь – форма не принципиальна, важно прийти к диалогу». Агафетова от предложенного диалога не отказалась, однако отметила, что, если налоговая примет предложение партнерства юристов по установлению критериев добросовестной регистрации бизнеса, нет никакой гарантии, что этим вновь не воспользуются учредители фирм-однодневок.
Замминистра экономики РТ Айрат Шамсиев |
«МЫ ДОРОЖИМ СВОЕЙ РЕПУТАЦИЕЙ»
Представители офисных центров и юристы в один голос заверили газету «БИЗНЕС Online», что, несмотря на то что регистрация фирм по массовым адресам не является нарушением закона, деловое сообщество готово сотрудничать с налоговой инспекцией, если последняя сама пойдет с ними на контакт.
Роберт Хайруллин - генеральный директор ЗАО «Управляющая компания «АС Менеджмент» (ASG):
- Юридический адрес является своего рода «пропиской» фирмы для возможности идентификации. Бизнес-центр MEGGAPARK - один из крупнейших центров Казани, своего рода «инкубатор» с оптимальными условиями для малого и среднего бизнеса. Большинство начинающих предпринимателей арендуют помещения, так как мало кто на первом этапе может позволить себе покупку собственных. С проблемой массовой регистрации мы сталкивались и посчитали, что наши интересы как арендодателя здесь также затрагиваются. Мы дорожим своей репутацией, поэтому выстроили и отработали систему информационного обмена, связанного со сверкой данных и уведомлением налоговых служб. Поэтому все практические вопросы регистрации юридических лиц решаются в тесном сотрудничестве с нашими управляющими менеджерами.
Константин Егоров – директор ООО «СтройКапиталКонсалтинг»:
- Я статистики отказов в регистрации со стороны налоговой службы не веду, поскольку каждый отказ воспринимаю близко к сердцу. Вопрос в том, как исключить незаконные отказы. Мы готовы играть по правилам. Дело в том, что у нас (юристов – ред.) есть определенные признаки, по которым мы еще на стадии подачи документов обнаруживаем, что данная фирма после создания будет недобросовестным налогоплательщиком. Диалог с налоговой службой заключался в том, чтобы создать предсказуемую атмосферу ведения бизнеса, чтобы мы у своих клиентов могли запрашивать информацию либо согласие на ее раскрытие, для того чтобы иметь предсказуемую регистрацию. Либо говорить о том, какие могут быть основания для заведомого отказа в регистрации. Но этого можно достичь только в диалоге, потому что нам не всегда известны ДСП (документы для служебного пользования налоговой службы), и нам всего лишь нужно получить от них определенные стандарты и с их учетом понимать, что ждать от налогового органа по каждой конкретной регистрации.
Джаудат Латыпов: "Можно просто подойти к знакомому собственнику офисного центра, попросить его написать гарантийное письмо по "дружбе"…" |
«УКАЗАНИЕ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АДРЕСА «МАССОВОЙ РЕГИСТРАЦИИ» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА»
Джаудат Латыпов – управляющий партнер Казанского юридического центра:
- Давайте посмотрим с другой стороны. Боремся с адресами массовой регистрации для чего? Для борьбы с фирмами-однодневками. Так давайте с ними и бороться! Потому что массовые адреса – это же все офисные центры! Они, может, и строятся, но, как уже Ильсур Метшин сказал, количество земли в Казани больше не становится – строить-то негде! То есть когда мы говорим, что количество адресов массовой регистрации достигло какого-то максимума, речь идет о том, что новых офисных площадей больше нет! В любом случае, какой бы сервис в офисном центре ни был, можно просто подойти к знакомому собственнику офисного центра, попросить его написать гарантийное письмо «по дружбе»… Это 90 процентов всех регистраций!
Александр Денисов – главный юрисконсульт юридического агентства "ЮНЭКС":
- Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает обязанности по представлению документов, подтверждающих адрес места регистрации создаваемого юридического лица.
Соответственно, налоговый орган не имеет правовых оснований для отказа регистрации юридического лица лишь по мотиву «массовости» адреса места его нахождения.
В то же время документы, представленные на государственную регистрацию, должны содержать в себе достоверные сведения, в том числе и об адресе места нахождения постоянного действующего исполнительного органа.
В этой связи указание при государственной регистрации адреса массовой регистрации само по себе не является нарушением закона и не может повлечь законный отказ в государственной регистрации юридического лица. Более того, учитывая, что в Казани имеется огромное количество бизнес-центров и других административных зданий, предназначением которых и является нахождение в них множества офисов различных организаций, говорить о массовости адреса в негативном ключе вообще не приходится. Регистрация организаций в таких зданиях изначально является массовой, и это является обычной практикой ведения хозяйственной деятельности, которая не должна давать повода для каких-либо подозрений со стороны налоговых органов.
Артем Наумов – сопредседатель ТРО "ОПОРА России":
- С учетом того, что в течение этого года планируется провести две «очереди» программы «Лизинг-грант», будет создано не менее двух с половиной тысяч новых фирм, которым надо где-то регистрироваться. В Казани им это сделать удобнее – здесь заявитель полностью сопровождается. Но такими темпами резерв площадей на два-три года, о котором говорили коллеги-юристы, будет «съеден» подчистую за четыре недели! Тем более надо учитывать «человеческий фактор»: дата запуска программы спускается резко, все надо делать быстро, заявители начинают бегать в последний момент и тогда понимают, что им же надо срочно открыть новое юрлицо! И тогда они бегут по адресам массовой регистрации, не имея никаких гарантий, что их зарегистрируют, а без этого они не попадут на программу.
«ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА АДРЕСА МАССОВОЙ РЕГИСТРАЦИИ С ПОЗИЦИИ МИРОВОГО ОПЫТА, ТО ЭТО, НАОБОРОТ, БЛАГО»
Ульяна Брендюрева – директор НП "Участники рынка юридических услуг":
- Мы практически ежедневно сталкиваемся с отказами налоговой службы в регистрации наших клиентов в связи с указанием адреса массовой регистрации. Хотя это не подкреплено законодательно, регистрация по массовому адресу – один из применяемых критериев определения фирмы-однодневки, причем он не основной. На сегодняшний момент этот критерий у налоговой службы почему-то стал основным. Они трактуют так: выехали на место, нет на месте – отказали. Фактически там нормальный учредитель и директор не могут зарегистрироваться в сроки, установленные законодательством. У нас часто иногородние регистрируют свои сети – им отказывают на основании того, что директор компании не проживает на территории Казани, это налоговая тоже трактует как один из признаков фирмы-однодневки. И второе – если данная компания регистрируется сто пятой по этому адресу, то она расценивается как «черная», хотя это действующая известная сеть. Но это больше бьет по малому бизнесу. А сейчас стало еще «веселее»: по предписанию налогового органа на место выезжает санэпидемстанция (управление Роспотребнадзора по РТ – ред.) и заявляет: мол, здесь в этом офисе может сидеть только один человек, а во всем бизнес-центре по саннормам должно быть не более 20 компаний. Неважно – однодневка, не однодневка, просто такой узкий критерий.
Восстания, 100, Сибирский тракт, 34 и им подобные исторически считаются массовыми адресами – раньше просто не было таких требований, и все просто регистрировались в таких местах в зависимости от района, причем там большинство – нормальный бизнес. А фирма-однодневка как раз-таки снимет реальный офис, наймет секретаря, повестит красивую вывеску и будет существовать, формально выполняя требование налоговой службы по наличию таблички и аренды.
Фанис Биляев – генеральный директор ЗАО «Аудит-Информ»:
- Проблема налоговиков при регистрации юрлиц - в отсутствии прямого контакта. Налоговое администрирование больше уходит в кабинетную работу, больше контроля, не выходя из помещения, обрабатывая массив информации. И поэтому самое главное требование, которое ставят налоговики при регистрации, – это контакт. Мы им предлагаем – регистрируйте любой адрес, пусть он и массовый, но мы, юристы, вам обеспечим контакт с теми, кто вам нужен. И соответственно, мы работаем с тем списком клиентов, которые «белые и пушистые», дают налоговой этот контакт. А если обратной связи нет, мы направляем в налоговую второй список «молчунов», причем там могут оказаться и добросовестные фирмы, которые, например, в данный момент переезжают либо ликвидируются. То есть второй список – в работе у налоговых органов. И такие списки нужны самим налоговым органам даже больше, чем нам.
Если посмотреть на адреса массовой регистрации с позиции мирового опыта, то это, наоборот, благо. У нас идет аутсорсинг везде и всего: аутсорсинг места нахождения, аутсорсинг приема почты и секретарской работы, бухгалтерии и тому подобное. У нас аутсорсинг руководителей есть – по решению исполнительного органа юрлица функции управления могут быть переданы другому юрлицу или индивидуальному предпринимателю.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.